Найти в Дзене

(НЕ)счастье быть богом. Мифы с неожиданной стороны, часть 1

Оглавление

Как удачно заметили братья Стругацкие, богом быть трудно. И мифология хранит немало тому подтверждений. Мы привыкли по умолчанию воспринимать богов как существ всесильных и блаженных, плюющих на смертных с их проблемами с высоты условного Олимпа или Асгарда. С одной стороны тому есть основания, а с другой все мы знаем, что с большой силой приходит и изрядная ответственность, а также куча сопутствующих проблем, порой неведомым смертным.

Если мы на секунду представим миф не просто как увлекательный экшен, а как истории живых персонажей с непростой судьбой, которым все эти приключения прошлось преодолеть, сразу становится не так весело. Про интересные исторические (и мифологические) времена всегда весело читать в книжках. А вот прожить их – квест на выживание, как физическое, так и психологическое. Все мы за последние годы в этом убедились 😊

Давайте присмотримся к позитивным персонажам поближе. Наш первый герой.

Аполлон

Аполлон – бог света, покровитель искусств и пророчеств, прекраснейший и всеми любимый (вроде бы). Неудачно поглумился над Эросом (бог любви, он же Амурчик) и тут же автоматически приобрел невезение и невзаимность в соответствующей сфере на всю свою бессмертную жизнь. Влюбился в прекрасную нимфу Дафну, но так НАСТОЛЬКО не желала отвечать взаимностью, что взмолилась богам с просьбой превратить ее в дерево. И стала лавром… Аполлону оставалось разве что заваривать ее в суп… Он сделал из листьев возлюбленной венок, ставший его неизменным символом.

Аполлон и Дафна
Аполлон и Дафна

Думаете, лавровый венок – позитивный символ победы? Не в этом случае точно. Возможно, поэтому Аполлон и стал богом искусств, вся его личная жизнь выглядела так… у людей это называется сублимация.

Дионис

Дионис – вечно молодой, вечно пьяный бог вина, ходит везде с тусовкой вакханок и сатиров, тусит 24/7. Вообще сразу закрадываются подозрения, что архетипическим пьяницей от хорошей жизни не становятся, однако давайте присмотримся.

Сын Зевса и смертной, которая погибла из-за происков Геры, будучи на сносях. Зевс достал ребенка из ее трупа, зашил в бедро и донашивал. После рождения (уже второго, из ноги, да) юный бог (а точнее полубог, такие обычно становились героями) бегал от козней той же Геры, превращаясь в зверушек, переодеваясь девочкой и вообще скрываясь, как только можно. Однако его поймали и разорвали на части. Каким-то способом Дионис был воскрешён. Строго говоря, это было уже третье его рождение. Вопрос о том, насколько целостной осталась его психика после всего этого, остается открытым.

Дионис также считается основателем театра
Дионис также считается основателем театра

Виноградная лоза, которую даровал людям бог виноделия, проросла из тела Ампелоса, возлюбленного Диониса, погибшего у него на глазах. Все, что осталось, это делать из него чудотворный сок… это почти как Аполлон, носящий на голове венок из листьев возлюбленной нимфы и заваривающий лаврушку в суп.

Родственники по матери Диониса не ценили… и тем более не признавали богом. Никому больше из олимпийцев смертный даже теоретически не мог сказать что-то типа «хаа, да какой ты бог, ты ж мой родственник, сын Семелы, внук Кадма, ну не гони, я не собираюсь приносить тебе жертвы». Для божественного самолюбия это наверняка было редкостное оскорбление. После такого Дионис обычно насылал на окружающих безумие и вокруг начиналась кровавая баня, в которой матери в священном экстазе рвали на части голыми руками своих сыновей. Есть подозрение, что у него был пунктик на тему своего не совсем божественного происхождения.

Единственный из богов, кто ходил по миру, проповедуя свое учение и свои таинства, по сути заслуживая почитание смертных и отстаивая божественный статус. И иногда убивая неверующих.

Символика вина, как средства причащения божественной жизни, весьма многогранна и глубока, но есть подозрения, что после всех этих историй значение имел не только метафизический аспект.

Гермес, как мы помним, тоже был не в восторге от своих будней.

-3