Как удачно заметили братья Стругацкие, богом быть трудно. И мифология хранит немало тому подтверждений. Мы привыкли по умолчанию воспринимать богов как существ всесильных и блаженных, плюющих на смертных с их проблемами с высоты условного Олимпа или Асгарда. С одной стороны тому есть основания, а с другой все мы знаем, что с большой силой приходит и изрядная ответственность, а также куча сопутствующих проблем, порой неведомым смертным.
Если мы на секунду представим миф не просто как увлекательный экшен, а как истории живых персонажей с непростой судьбой, которым все эти приключения прошлось преодолеть, сразу становится не так весело. Про интересные исторические (и мифологические) времена всегда весело читать в книжках. А вот прожить их – квест на выживание, как физическое, так и психологическое. Все мы за последние годы в этом убедились 😊
Давайте присмотримся к позитивным персонажам поближе. Наш первый герой.
Аполлон
Аполлон – бог света, покровитель искусств и пророчеств, прекраснейший и всеми любимый (вроде бы). Неудачно поглумился над Эросом (бог любви, он же Амурчик) и тут же автоматически приобрел невезение и невзаимность в соответствующей сфере на всю свою бессмертную жизнь. Влюбился в прекрасную нимфу Дафну, но так НАСТОЛЬКО не желала отвечать взаимностью, что взмолилась богам с просьбой превратить ее в дерево. И стала лавром… Аполлону оставалось разве что заваривать ее в суп… Он сделал из листьев возлюбленной венок, ставший его неизменным символом.
Думаете, лавровый венок – позитивный символ победы? Не в этом случае точно. Возможно, поэтому Аполлон и стал богом искусств, вся его личная жизнь выглядела так… у людей это называется сублимация.
Дионис
Дионис – вечно молодой, вечно пьяный бог вина, ходит везде с тусовкой вакханок и сатиров, тусит 24/7. Вообще сразу закрадываются подозрения, что архетипическим пьяницей от хорошей жизни не становятся, однако давайте присмотримся.
Сын Зевса и смертной, которая погибла из-за происков Геры, будучи на сносях. Зевс достал ребенка из ее трупа, зашил в бедро и донашивал. После рождения (уже второго, из ноги, да) юный бог (а точнее полубог, такие обычно становились героями) бегал от козней той же Геры, превращаясь в зверушек, переодеваясь девочкой и вообще скрываясь, как только можно. Однако его поймали и разорвали на части. Каким-то способом Дионис был воскрешён. Строго говоря, это было уже третье его рождение. Вопрос о том, насколько целостной осталась его психика после всего этого, остается открытым.
Виноградная лоза, которую даровал людям бог виноделия, проросла из тела Ампелоса, возлюбленного Диониса, погибшего у него на глазах. Все, что осталось, это делать из него чудотворный сок… это почти как Аполлон, носящий на голове венок из листьев возлюбленной нимфы и заваривающий лаврушку в суп.
Родственники по матери Диониса не ценили… и тем более не признавали богом. Никому больше из олимпийцев смертный даже теоретически не мог сказать что-то типа «хаа, да какой ты бог, ты ж мой родственник, сын Семелы, внук Кадма, ну не гони, я не собираюсь приносить тебе жертвы». Для божественного самолюбия это наверняка было редкостное оскорбление. После такого Дионис обычно насылал на окружающих безумие и вокруг начиналась кровавая баня, в которой матери в священном экстазе рвали на части голыми руками своих сыновей. Есть подозрение, что у него был пунктик на тему своего не совсем божественного происхождения.
Единственный из богов, кто ходил по миру, проповедуя свое учение и свои таинства, по сути заслуживая почитание смертных и отстаивая божественный статус. И иногда убивая неверующих.
Символика вина, как средства причащения божественной жизни, весьма многогранна и глубока, но есть подозрения, что после всех этих историй значение имел не только метафизический аспект.
Гермес, как мы помним, тоже был не в восторге от своих будней.