В Оренбурге произошло событие, которого никто не ожидал: городская администрация приобрела частный бизнес, скупив через муниципальное предприятие активы компании «Лидерком», осуществлявшей пассажирские перевозки по популярным маршрутам №39, №40 и №52. Вот только вскоре оказалось, что водители стали массово увольняться из купленной компании, отнюдь не собираясь работать на условиях, которые им предлагает муниципальный перевозчик.
Чего ждать?
Новость о том, что горадминистрация через Муниципальное казённое предприятие «ОПП» прибрала к рукам большую частную транспортную компанию, вызвала неоднозначную реакцию. От «теперь загубят даже то, что было хорошего» до «нам всем кранты». Масла в огонь подлил мэр Оренбурга Сергей Салмин, резко высказавшийся по поводу работавших в «Лидеркоме» водителей. Горожане ещё не забыли его высказывание о «поколении, которое ни разу не получало в морду», как прозвучало новое, приведшее людей в недоумение.
«Не все водители захотели прийти работать в МКП, - говорит Сергей Салмин в интервью местному телеканалу. - Многим трудно работать в жестких правилах и графике. От 6.00 до 23.00. У частника более мягкий график. Мы же видим, что происходит с транспортом в вечерние часы. У нас с этой историей не забалуешь. Поэтому многие из-за жесткого графика идти работать не хотят. А с учетом того, что придут еще новые автобусы, мы сейчас осуществляем набор. Обучаем за наш счет водителей, в том числе женщин, водителей троллейбусов. Зарплата от 50 до 80 тысяч рублей. Трудовое законодательство МУП не нарушает, потому что это преследуется законом».
Оставим в стороне «не забалуешь» и постараемся понять, как вообще можно работать с шести утра до одиннадцати ночи (то есть 17 часов), не нарушая закон.
Схему, по которой трудятся водители общественного транспорта редакции «АиФ Оренбург» пояснил бывший водитель, работавший на «Волгабасе» в МКП.
«Там всё продумано для трудовой инспекции, - говорит Александр В. - Считаются часы, когда ты только сидишь за рулём. На круг – то есть от конечной до конечной - в среднем уходит 1,5-2 часа. Таких кругов в среднем - 5-6 в день. Перерыв между кругами - около 30 минут. Есть ещё отстой – это 1,5-2 часа. Так что официально получается, что всё в норме. А по факту - уехал из дома в 4 или 5 утра и в 12 ночи вернулся. Если график 5/2, то зарплата выходит около 55 тысяч рублей. Но чтобы его выдержать, нужно очень живучим быть. Сами посудите – это же ты просто живёшь в автобусе, ни нормальных условий для отдыха, ни обеда, конечные остановки не оборудованы даже туалетами. А спишь по 4 часа в сутки! Да, можно уйти на график 2/2, но тогда зарплата вполовину меньше, смысла ворочать рулём вообще нет».
Неудивительно, что народ массово бежит – ситуация, по собственным источникам «АиФ в Оренбуржье», близка к катастрофической, дефицит водителей достигает 40%. Соответственно, на оставшихся 60% падает ещё более значительная нагрузка – при таком адском графике одни и те же выезжают на линию и в выходные, и в праздники.
Позавидовал казанцам
Нужно отметить, что «Лидерком» проработал в областном центре более 10 лет. Безоблачными эти годы не были – на компанию регулярно обрушивалась критика со стороны горожан. Перевозчик поднимал цены на проезд без предупреждения и время от времени грозил невыходом на маршруты, если не будут удовлетворены требования водителей. Но, в то же время, именно это частное предприятие без копейки бюджетной помощи закупило новые автобусы с кондиционерами, презентацию которых посещал в 2019 году сам Денис Паслер, губернатор региона. Почти каждый третий пассажир в Оренбурге регулярно пользовался услугами этого перевозчика. В то время как город «отваливал» по 200 миллионов рублей ежегодно на поддержание МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», оно едва-едва обслуживало 20% пассажиропотока.
Александр Шмарин, теперь уже бывший владелец «Лидеркома», по слухам, перебирается в Москву, устав от вечной критики и не видя перспектив для своего бизнеса. Городским транспортом жители областного центра недовольны давно и постоянно. Начиная от подвижного состава, в числе которого ПАЗики с 20-летним стажем, продолжая транспортной схемой, которую второй год никак не могут целиком внедрить, и заканчивая режимом движения, когда после восьми часов вечера уехать куда-нибудь – та ещё проблемка.
- Я на днях вернулся из Казани, - рассказывает оренбуржец Сергей Краснов. – Там городской транспорт – просто мечта. До одиннадцати часов ночи ходит регулярно, интервал после восьми вечера увеличивается совсем немного. Большие автобусы, даже в час пик они не бывают набиты битком. Отметил для себя, что никто не нервничает в салоне, и позавидовал этому состоянию казанцев: для них уверенность, что автобусы ходят по расписанию и часто, - само собой разумеющееся явление. Они даже не задумываются над этим.
А вот оренбуржцы, у кого нет своих машин и лишних 200-300 рублей на такси, вынуждены все свои дела заканчивать самое позднее в 19-30. Потому что позже шансы дождаться автобуса стремятся к нулю. Впрочем, и днём некоторых маршрутов приходится ждать по 40 минут – общественный транспорт превратился у нас в одно сплошное позорище.