Ситуация вполне распространённая, но от этого она не становится более понятной. Если насос гудит, значит он работает, а если он работает, то должен подавать воду.
Но что делать, если, кроме гудения, насос больше ничего не делает?
Ниже разберём основные причины поломок и возможные варианты устранения проблем «гудения» насосов.
Типы насосов
Бытовые насосы, которые работают с водой (а ведь бывают и другие), обычно разделяют на скважинные, погружные, поверхностные (насосные станции), дренажные (они же фекальные), циркуляционные (применяются в системах отопления) и повышающие (используются в системах водоснабжения для повышения давления).
По способу закачивания воды они могут быть вихревыми, центробежными, винтовым и вибрационными.
От типа насоса и от особенностей его конструкции могут зависеть некоторые шаги по поиску неисправностей.
Но в целом принцип понятен: есть входное отверстие, есть механизм перекачки, есть двигатель, который приводит его в движение (в нашем случае он обязательно питается электричеством, иначе бы он не гудел), и есть отверстие для отвода воды (куда подключаются шланги, трубы и т.п.).
Проблема может крыться в любом из обозначенных участков (узлов).
Причины, по которым насос может гудеть, но не качать воду
Причина 1. Слишком длинный шланг/водопровод, не хватает мощности
Основная проблема любых насосов в том, что они рассчитаны на определённую нагрузку и условия эксплуатации. И если вы не соблюдаете эти условия, глупо ждать, что насос справится всем назло.
Простой пример – насос может выдать высоту столба не выше 6 метров. Если вы попытаетесь поднять воду на 20 метров вверх, то он вряд ли справится.
По аналогии могут использоваться неправильные диаметры труб, большое количество заужений диаметра, слишком много изгибов, неподходящая запорная арматура, перепускные клапаны и пр. Всё это может негативно сказываться на толкающей способности насоса. В какой-то момент он просто не сможет протолкнуть воду к конечной точке.
Соответственно, гудеть он будет, а воду качать – нет.
Решение:
Отключите насос от водопровода/шланга, уберите из системы всё лишнее, создайте правильные технические условия (заведомо выполнимые) и включите насос. Если он заработает, значит причина была в неверных гидродинамических условиях эксплуатации. В дальнейшем проверяйте уже саму систему водопровода или меняйте насос на более мощный.
Причина 2. Засор в трубопроводе
Иногда бывает так, что скважинные насосы (или фекальные) поднимают слишком большой объём взвеси вместе с водой. Поэтому в какой-то момент трубопровод может банально засориться, накопить окалину, на стенках труб могут накопиться отложения и т.п.
Решение:
Как и в предыдущем случае, нужно отключить трубопровод от насоса и убедиться в том, что насос может работать. Если насос работает исправно, то нужно искать причину в водопроводной системе.
Причина 3. Плохое напряжение
Ситуацию с трёхфазными насосами, которые пытаются подключить к однофазной сети, мы рассматривать не будем, хотя и такой вариант возможен.
Само по себе напряжение может существенно проседать в часы пик. Особенно эта проблема распространена в дачных массивах или на удалённых от крупных магистралей участках.
Нет напряжения – нет нужной мощности.
Решение:
Проверить тестером напряжение в сети. Если оно ниже 170-180 вольт, обязательно нужно ставить стабилизатор. Ну или просто подождать, когда час пик пройдёт.
Причина 4. Заклинило крыльчатку
Если на входе в насос нет специального фильтра, особенно это касается фекальных и погружных насосов, то в рабочую камеру с крыльчаткой легко может попасть инородный предмет, намотаться волосы, водоросли и т.п. Всё это будет препятствовать вращению механизма. Соответственно, насос будет пытаться работать (гудеть), но воду качать не сможет.
Решение:
Раскрутить камеру с крыльчаткой, осмотреть лопасти и при наличии убрать все инородные предметы.
Если вы раскрутили насос, но никаких посторонних предметов не обнаружили, не спешите собирать всё обратно. Возможно, из-за образовавшейся ржавчины или налёта ротор не может вращаться самостоятельно. Прокрутите крыльчатку вручную и убедитесь, что двигателю не нужно прикладывать дополнительных усилий.
Иногда таким образом можно просто «сорвать» ржавчину/налёт/окалину и освободить ротор. Соответственно, насос снова заработает.
Причина 5. Воздушная пробка
Да, это одна из самых распространённых проблем любых погружных насосов. Когда вы погружаете насос в воду, в полости с крыльчаткой по-прежнему может оставаться воздух. Соответственно, двигатель может быть полностью исправным, полноценно вращаться, но он просто не может «захватить» воду и подать её на выход.
Решение:
Наклонить насос и выпустить воздух из камеры с крыльчаткой. Или просто залить воду в насос через выходное отверстие.
Причина 6. Износ клапана в вибрационных насосах
Клапан здесь играет крайне важную роль, так как насос фактически работает как поршень в двигателе автомобиля. И если клапан не будет удерживать воду при обратном движении поршня, то после цикла всасывания поршень вытолкает воду не в область выхода, а в область входа.
Решение:
Разберите насос и проверьте работоспособность клапана. Если он пропускает воду обратно на вход, нужно его заменить. Замена выполняется с помощью совместимых ремкомплектов.
Причина 7. Износ статора и ротора
Наиболее часто проблема наблюдается в скважинных насосах. В этой ситуации будет наблюдаться постепенное падение давления в системе (ослабевание напора). В конце концов двигатель не сможет нормально вращаться. Он будет гудеть, но воду толкать не сможет.
Решение:
Разобрать двигатель и осмотреть статор с ротором. Если есть износ, их нужно заменить на совместимые.
Причина 8. Выход из строя конденсатора (пускового или рабочего)
Такие конденсаторы могут располагаться внутри корпуса насоса или в отдельном выносном блоке. Конденсаторы используются для помощи с запуском электродвигателя (пусковые), а также для стабилизации тактов вращения (рабочие).
Решение:
Нужно разобрать насос (или блок управления к нему) и проверить ёмкость конденсатора. Если она не совпадает с номинальной (обозначенной на его корпусе), то конденсатор нужно заменить. Измерение ёмкости обаятельно нужно проводить на элементе, отключённом от общей схемы (нужно отсоединить все подходящие к конденсатору провода).
Причина 9. Перегорела обмотка двигателя
Если насос длительное время работал под большой нагрузкой, это могло привести к перегреву. В конечному итоге может нарушиться изоляция проводов обмотки, и они замкнутся между собой в отдельных местах. Из-за этого рабочая петля катушки уменьшится, поэтому мощность двигателя сильно упадёт.
Решение:
Нужно проверить сопротивление всех обмоток двигателя и сравнить между собой. Они должны совпадать. Если расхождения значительные, двигатель следует заменить (хотя стоимость замены часто бывает такой, что проще заменить весь насос).
Обратите внимание на безопасность!
Не пытайтесь работать с токоведущими элементами или выполнять ремонт под напряжением. Это может привести к поражению электрическим током.
Не вставляйте никаких предметов и не пытайтесь вращать валы, крыльчатку, когда насос включён. Это может привести к травмам.
Если вы не имеете базовых знаний о работе электроприборов и электрических двигателей, не имеете опыта ремонта насосов, лучше отнесите неисправный прибор в сервисную мастерскую. Так вы сэкономите время и нервы. И, что немаловажно, не сделаете ситуацию ещё хуже – когда из-за неквалифицированных действий окончательно испортите сложное устройство.