ЧЕРНОЕ СОЛНЫШКО
Летели мы довольно долго. Пересадка в Париже, потом в Чикаго. Тут долго ждали нашего самолета. Вышли на открытое место в аэропорту и на нас обрушился сильный , холодный ветер. Пришлось возвращаться во внутрь. Смотрим на пассажиров. Проходят люди разных народов: белые, черные, коричневые, из Японии или Китая… Вот идут мимо великаны. Вероятно сборная баскетболистов. Все под 2м или выше. Наконец полетели дальше. Прилетели вечером в Тусон. Выходим, забираем свои вещи. Нас встречают дочь Юля с зятем Сергеем и детьми. Тут подходит с лучезарной улыбкой черная девушка. Что-то говорит на английском. Дети объясняют- она представитель еврейской организации, которая на первых парах будет помогать нам оформлять все документы и помогать чем сможет. Подходим к выходу из аэропорта и… отшатываемся назад. Там , как в сауне. Это было 19 апреля. Так мы познакомились с погодой в Аризоне. Ехал я в майке, рубашке, пиджак, пальто, а тут…все ходят в шортах и легких безрукавках.
Привезли нас в арендованную для нас еврейской организацией квартиру. Тут были кровать, стол, стулья. На кухне холодильник и все необходимые предметы для приготовления еды. Утром в назначенное время перед домом уже нам улыбается наше черное солнышко. Везет нас куда-то. Там мы заполняем какие-то документы( она заполняет, а мы подписываемся). Потом дает нам карточку. Оказывается это фудстемпы. На эту карточку можно покупать бесплатно продукты. Зять Сергей жалуется: „А вино или водку не дают“.
Дали нам карту автобусного движения по Тусону. Тут , если едешь в одну сторону, то можно по билету первого автобуса пересаживаться в следующий. Билет действительный определенное время. Я сразу освоился с картой. Зина полагалась на меня и не вникала. За это пришлось позже ей понервничать.
Все было прекрасно, но… За нашу квартиру оплатили за 2 месяца. Потом мы должны платить сами. Это , как оказалось, в дешевом районе, где нам сняли квартиру, стоит около $700 в месяц.
Юля работала, Зять оставался с детьми и иногда подрабатывал. Он уже получил права и купил старую машину. Она стоила около $1000. Мы каждый день ходили на курсы английского языка, которые были бесплатными. Мы ходили пешком примерно км. 3. Зина плохо реагировала на „теплый климат“ . Я переносил более-менее нормально. Мы брали с собой воду в бутылке с распылителем и я периодически брызгал на Зину пока она перемещалась от тени к тени.
Я начал изучать правила дорожного движения на английском. Сергей получил права, сдавая теоретические знания с переводчиком, которого должен привезти с собой ( экзамены были на китайском, немецком, а на русском нет). Переводчик стоил денег, а я не знал как платить за апартмент мы будем. Сергей учил меня водить машину. На Украине я пару раз ходил в ДОСААФ , учился вождению по пустым дорогам, имел права на вождение танка. Тут коробка передач автоматическая. Должна работать только одна нога. Скоро я кое-как начал ездить. Так как мы занялись детьми, то Сергей смог больше подрабатывать. Он нашел русскоязычных друзей, которые „не любили выпить“ и они ему находили клиентов. Он , в основном, настилал полы и вскоре прослыл хорошим и дешевым специалистом. Потом он поехал в гости к родственникам в Калифорнию. Они затеяли ремонт и Сергей поменял там полы и помогал с ремонтом. После Калифорнии он купил себе более новый мини вен. В эту машину мы все нормально помещались.
Я через месяц сдал экзамены, а потом и вождение и получил права на вождение машины.
Наше черное солнышко помогло нам оформить документы на медицинские страховки и другие документы, свозила нас на комиссии...Дальше мы должны были обеспечивать себя сами. Только иногда она нам помогала. Но всегда приезжала и встречала нас лучезарной улыбкой и старалась помочь чем могла.
Я был начинающим водителем, но отвозил Юлю на работу и ездил на апойтменты. Во время езды, когда нужно было перестраиваться с одной полосы в другую, я покрывался потом...Это прошло через месяца 3. А пока я учил и Юлю водить машину. Сергей это не выдерживал. Мы приезжали в парк, когда там было мало людей, и ездили. Понемножку выезжали на дороги внутри города, где машины встречались редко.
Еще в первые дни нашего прибытия Сергей вывез нас к горам. Вообще Тусон окружен солидными горами. Наш Mount Lemmon имеет высоту примерно 2,800 m. Увидев горку, я побежал мимо кактусов на вершинку без тропки. Уже через минут 10 я почувствовал на своем колене что-то неладное. Глянул, а там кактусенок прикрепился. Кое как сбили его , но сотни иголочек остались в колене. Оказывается эти кактусы „прыгающие“. Они выбрасывают свои небольшие шишечки при приближении живых существ и их разносят звери ну и такие как я. Самое неприятное, что кончики иголочек на конце загнуты и их нельзя просто так вытащить. Нужно тянуть с выворотом пинцетом. Так я познакомился с фауной Аризоны.
Немного позже я спросил соседа по домам, который уже спокойно водил машину, сможет ли наша старый Ниссан выехать на гору, так как он немного грелся и на обычных дорогах.
Он сказал, что там прекрасная дорога и конечно можно ехать.. Сергей со своими друзьями уехал на рыбалку, а я с Зиной, Юлей и детьми выбрались в горы. Еду, весь сжавшись, по скоростной дороге до наших гор, потом начался крутой подъем по серпантину. Машин полно навстречу и впереди и сзади. При подъеме пошла только одна полоса вверх и встречная. Наша машина едет медленно, газую-не помогает. Мотор не тянет. Съехал в сторону, пропустил большой хвост машин. Едем дальше. Машина совсем тихо едет. Смотрю пар начинает из капота вылетать. Еще немного проехал, еле доехал до кармана. Останавливаемся, а из капота пар валит. Юля увидела и как завопит: „ Убегайте, она сейчас взорвется.“ Схватила детей и в сторону от машины. Вода в радиаторе закипела… Мы походили по склону горы, нашли ручей. Уже обходили „ Прыгающие кактусы“. Набрали воды из ручья и залили в машину. Спускались под стоны Юли, которая боялась, что я переверну машину, так как я пытался ехать в потоке других машин с их скоростью, а повороты крутые. Доехали нормально. Вниз машина катилась сама. Только тормози на поворотах и не давай разогнаться.
На уроках английского языка мы узнали, что можно поступить учиться в колледж. Там можно получать финансовую помощь. Меня это заинтересовало. Я пытался найти какую-нибудь работу. Ездил на велосипеде по городу, прошел несколько интервью на работу охранником, но всюду нужен язык английский или испанский да и возраст уже неподходящий. После меня заходили молодые черные и их принимали. Зина попыталась устроиться в церковь ухаживать за детьми. Не берут. Тоже нужен язык.
Юля на работе узнала, что есть дома, в которых люди в возрасте 62 и старше должны платить
30 % от дохода или $75, если нет дохода. Мы подали туда заявление и пошли учиться в колледж. Зина боялась очень, но я уже немного понял грамматику английского и оказалось, что мы лучше многих молодых мексиканцев справлялись с заданиями. Запоминать слова было тяжело. Но мы почувствовали себя студентами. Не нужно было идти к кому-то прислуживать… Учились мы прилежно и, как не странно, когда писали сочинения, преподаватели были очень довольны содержанием, исправляя грамматические ошибки. Остальные брали разные истории из интернета или книг, а мы брали из нашей жизни. У меня были в основном оценки А( отлично), у Зины В(хорошо). Для получения какой-либо профессии нужно было брать математику и химию или физику. Перед тем как взять класс, нужно пройти тест на имеющиеся знания. Включалось время и давались вопросы по радио в наушниках по языку. По математике(писались задачи) у меня тест показывал на высокий уровень, так как были проблемы с понятием задач, а остальное ХИСИ подготовил меня не плохо. Я терял много времени чтобы понять суть задачи. Пока переведешь слова, а потом составишь их. Часто получалась ерунда какая то. Но в общем я решал логарифмы и даже интегралы были. Результаты очень удивили преподавателей. Мне предложили 3 по уровню сложности курс. Проблемы с задачами оставались. Зину я подтягивал и она тоже не плохо справлялась хоть и с первым уровнем. Мы ,как могли, помогали с внуками.
Через некоторое время нам заменили наше „черное солнышко“ на русскоговорящую Ирину. Она сразу показала, что она не будет с нами возиться. На апойтменты она не собирается нас возить, да и вообще, если у нас нет денег, чего мы сюда ехали. Характерный случай. У меня сильно выступают вены на ногах и в Харькове сказали, что нужно их удалять, так как могут образоваться тромбы с плохими последствиями. Тут согласились сделать операцию на одной ноге. Назначили операцию на 8:30 . В 5 утра стучат в дверь- шофера заказала наша Ирина. Ехать в госпиталь 20 мин. Я говорю, чтобы он приехал в 6:30. Он отказался. ( страховка покрывает доставку в госпиталь). Пытались звонить Ирине-она отключила телефон. Попросили соседа. Он отвез меня. В госпиталь попали около 8. Ирина приехала и говорит, что мы опоздали , операцию отменят и я буду платить за это. Я со своим английским переговорил в приемной и меня взяли на операцию. После операции меня подержали пару часов и выписали-страховка не покрывает содержание в госпитале. Звоним Ирине-телефон отключен. Медсестра в госпитале вызвала машину(я не мог встать с кресла), договорилась и меня отвезли домой. Потом мне было немного плохо, но обошлось. Такая разница в отношении Ирины и „Черного солнышка“.