Найти тему

Легендарный Виктор Молозин: стал строителем от обиды

Легендами не рождаются, легендами становятся. Вот такой легендарный человек тихо и незаметно проживает в Тюмени. 4 августа исполнилось 88 лет Герою Социалистического Труда, почетному гражданину Нового Уренгоя и Ямало-Ненецкого автономного округа Виктору Васильевичу Молозину. Благодаря его труду построена железнодорожная магистраль, связавшая Тюмень, Тобольск, Сургут, Новый Уренгой и Ямбург. Почти полвека он посвятил строительству железных дорог. И сейчас на заслуженном отдыхе продолжает активную общественную деятельность.

Виктор Молозин, август 2023 года
Виктор Молозин, август 2023 года

Ни о чем не жалеет, только сетует, что забывать стали. Поколения меняются, приходят другие люди и, видимо, они просто не знают, что рядом с ними до сих пор живут настоящие герои, те, кто осваивал и развивал Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. В преддверии Дня строителя мы решили напомнить о славном трудовом пути Виктора Васильевича. Чтобы помнили!

Стал строителем от обиды

Родился наш герой 4 августа 1935 года в Алтайском крае. Отец, Василий Филиппович, фронтовик вместе с супругой Анной Фёдоровной воспитали пятерых детей — двоих сыновей и троих дочерей. Виктор — старший в семье. Из-за войны в первый класс пошел в 10 лет, а потому и проучился недолго. Окончил четыре класса начальной школы и пересел на подвозу. Собирал с колхозных подворий сливки и отвозил за 12 километров на молочный завод.

Когда подрос, работал конюхом. Затем окончил трехмесячные курсы трактористов при МТС. А в 1954 году его призвали в армию в артиллерийские войска. Привезли в Приморский край, где «покупатели» набрали команду - так Виктор оказался в Порт-Артуре. Через полгода СССР вывел все войска из Китая, и срочную службу он дослуживал на Западной Украине.

В 1957 году после демобилизации вернулся на родину. Вновь сел за трактор. В родной деревне нашел себе супругу. Как попал на стройку? От обиды. Начальник МТС пообещал Виктору новый трактор, когда придет партия техники, но слово свое не сдержал. Так молодой парень попал на строительство железной дороги Камень-на-Оби — Алтайская. В июле 1960 года стал монтёром пути «Путьрем-5» треста «Алтайтрансстрой». В 1964 году уже возглавил бригаду в управлении «Абаканстройпуть», работали на строительстве железной дороги Абакан — Тайшет. Позже родной трест Виктора Молозина переименовали в «Тюменьстройпуть» и перевели на строительство железной дороги от Тюмени до Тобольска и дальше на север. В 1967 году он с бригадой перебрался в Тюменскую область.

Вспоминает Виктор Васильевич, как укладывали рельсы к Туртасу, где располагался участок базировавшегося в Тобольске 227-го строительно-монтажного поезда. В 1971 году прибывший сюда начальник управления транспортного строительства «Тюменьстройпуть» Дмитрий Коротчаев вызвал к себе в вагон бригадира.

«Захожу к нему, а он говорит, что решено создать комсомольско-молодежный поезд в Туртасе. «Дмитрий Иванович, — недоумеваю, — а я тут причем?». «А притом, что решено оставить здесь тебя с бригадой, мы пришлем начальника, инженера и будем набирать людей». Я попросил два дня на раздумье. «Не более, — ответил Дмитрий Коротчаев, — время поджимает!» Вернулся домой, идем в тот же день с женой по улице, вдруг останавливается передо мной машина. Выходит мужчина, представляется - Николай Павлович Доровских. «С вами Коротчаев разговаривал?» — «Да». — «Я назначен начальником 522-го СМП».

Укладка серебряного звена на 575-м километре участка железной дороги Салым - Юганская Обь. 3 декабря 1973 года.
Укладка серебряного звена на 575-м километре участка железной дороги Салым - Юганская Обь. 3 декабря 1973 года.

Так в марте 1971 года на базе бригады Виктора Молозина был организован новый комсомольско-молодежный СМП-522, который просуществовал до 2005 года.

Серебряный костыль Бориса Полевого

В декабре 1973 года на стыковку 575-го километра участка Салым — Юганская Обь специально приезжал редактор журнала «Юность» Борис Полевой. Журнал взял шефство над строительством Северо-Сибирской железной дороги. Известному писателю доверили забить серебряный костыль при стыковке. Как говорит Виктор Молозин, тогда «модно было» иметь в бригаде почетного работника. И Бориса Полевого торжественно зачислили в комсомольско-молодежную бригаду. Все заработанные писателем деньги, а суммы доходили до трех тысяч рублей в месяц, бригадир регулярно перечислял в Фонд Мира. Стоит сказать, что по инициативе Виктора Молозина работники бригады регулярно перечисляли часть зарплаты в Фонд Мира. За что бригада была награждена почетной грамотой фонда.

Дмитрий Иванович Коротчаев, начальник управления «Тюменьстройпуть»; Герой Социалистического труда (второй слева) и Борис Полевой, писатель, главный редактор журнала «Юность» (в центре) на торжественном открытии железнодорожной станции «Юность Комсомольская». 70-е гг. XX века.
Дмитрий Иванович Коротчаев, начальник управления «Тюменьстройпуть»; Герой Социалистического труда (второй слева) и Борис Полевой, писатель, главный редактор журнала «Юность» (в центре) на торжественном открытии железнодорожной станции «Юность Комсомольская». 70-е гг. XX века.

Позже Виктора Молозина, начальника управления транспортного строительства «Тюменьстройпуть» Дмитрия Коротчаева и начальника 522 СМП Николая Доровских пригласили в Москву на 25-летие журнала «Юность».

«Сидели в ресторане и Борис Полевой спросил у меня: «Знаете, Виктор Васильевич, за что на самом деле меня уважают ваши простые работяги?» «Ну как, - отвечаю ему, - вы забили серебряный костыль, хорошо это сделали, мы вас взяли почетным членом в бригаду». «Нет», - говорит Борис Полевой и рассказывает, как прилетел в Сибирь в берете и летних штиблетах. Мороз стоял жуткий. Тут подходит к нему кто-то из наших, спрашивает: «Мужик, выпьешь?» — и наливает ему из чайника, спрятанного в фуфайке, чистый спирт. А Борис Полевой не знал, что в кружке, хлопнул и вместо предложного куска хлеба закусил пригоршней снега. «После этого меня все зауважали», - не без гордости сказал Борис Полевой», - делится воспоминаниями Виктор Молозин.

Тридцать пять лет всей семьей в поезде

«Жена работала на стройке нормировщиком. А мой сын Володька окончил восемь классов и заявил: «Я не буду дальше учиться». Хотя учить его возможность у меня была, деньги были. «Хорошо, — говорю, — но хулиганить тебе не позволю, бери лопату, становись со мной в бригаду, вместе будем дорогу строить». И он с 15 лет до самой своей пенсии вкалывал у меня. Потом, в Когалыме, стал ходить в вечернюю школу, окончил ее, поступил в Свердловский строительный техникум, в тот же, в котором заочно учился и я. Свою трудовую биографию сын завершил мастером-железнодорожником на Ямбурге, когда довели железную дорогу до Обской губы. Там я простоял 15 лет. Собирались город строить, но потом отказались из-за неблагоприятных погодных и экологических условий», - говорит Виктор Васильевич.

Своим главным учителем он считает Дмитрия Ивановича Коротчаева: «Человек с большой буквы. Все делал для работы. Для него профессиональная деятельность стояла на первом месте. Вот о ком надо книги писать и издавать. Уже будучи серьезно больным он всегда приезжал на своем поезде на стройку и проводил большую часть времени с нами».

Благодаря неуемной энергии Дмитрия Ивановича Виктор Молозин предложил усовершенствовать прокладку путей. «Коротчаев часто меня посылал то одной бригаде помочь, то другой. В итоге надоело мне это, сплошная трата времени. И я предложил создать поезд, который бы передвигался вслед за укладкой пути. Такого не было во всём Советском Союзе. Поставили на платформы вагончики, расселили в каждом по четыре человека, сделали кухню, баню, красный уголок с бильярдом, — рассказывает Виктор Васильевич. — Через каждые двадцать километров дороги строили себе тупик, на который перегоняли свой поезд. Так тридцать пять лет прожил в поезде вместе с семьей. Про сына и жену рассказывал, сноха работала в СМП бухгалтером. В бригаде было полсотни ребят. Почти всем составом мы и дошли до Обской губы».

Прошляпил звезду

«До Сургута мы шли десять лет. До Уренгоя решили дойти за пять. Понимали: очень нужна дорога. Ведь на подступах уже стояли вагоны с трубами для газовиков», - снова вспоминает Виктор Васильевич. Строили ударными темпами, в день укладывая по три-четыре-пять тысяч метров. Соревновались только с бамовцами, которые столь же ударными темпами возводили свою магистраль. Строительство бригада начала 17 апреля 1976 года. А 23 июня 1982 года уложила последнее звено линии Тюмень – Уренгой. Ее бригадиру выпала честь на станции Ягельная забить серебряный костыль. Так завершилась прокладка магистрали протяженностью полторы тысячи километров. В 1977 году Виктору Молозину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

«Я бы героя еще раньше получил. Как мне потом рассказывали, пришла разнарядка на присвоение звания. На совещании посчитали, что звание стоит присвоить мне, мы как раз дошли до Тобольска. Но не коммунист! Все! Потом Доровских мне объяснял: «Виктор Васильевич, сколько бы ты не работал, сколько бы мы представлений на тебя не посылали, раз не коммунист — никаких наград». Отвечаю ему: «Тогда давайте вступать в партию, что еще делать». А тогда героя дали бригадиру штукатуров Вале Мариненко, а мне сказали: «Василич, прошляпил звезду», - смеется Виктор Молозин,

Трудовой стаж Виктора Молозина - 52 года. Из них 40 лет он отработал бригадиром. На пенсию ушел в 70 лет, в 2005 году. «Я бы и дальше работал, да только СМП распустили, а меня сократили, - смеется Виктор Молозин. - Кадровичка мне прямо на рабочее место привезла трудовую книжку. Говорит: «Почему за трудовой не заходишь?» Отвечаю: «Так я не собираюсь увольняться!» Она удивляется: «Так СМП уже нет».

В последние годы Виктор Молозин и его бригада строили подъездные пути к наливным станциям, где углеводородным сырьём наполняли составы цистерн – в Ямбурге, Тарко-Сале, Уренгое, Коротчаево. Общая протяжённость «молозинской магистрали» составила 1638 км. «Дошел, можно сказать, со своей бригадой до самого края земли. Дальше только Северный Ледовитый океан и Америка», - шутит Виктор Васильевич.

Герой Социалистического Труда

Профессиональные достижения, трудовая и общественная деятельность Виктора Молозина отмечены медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы Народов, званием Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот», званием «Почетный транспортный строитель». Имеет медаль «За освоение недр и развитие нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири». Дважды удостоен премии им. Д.И.Коротчаева в 1983 и в 2000 годах. Ветеран труда, он также является лауреатом премии Тюменского областного благотворительного фонда им. В.И. Муравленко. Именем Виктора Васильевича названа улица в районе Коротчаево.

Комплексная бригада путейцев Виктора Молозина, Героя Социалистического труда, участвовавшая в строительстве железнодорожного полотна Сургут-Нижневартовск.
Комплексная бригада путейцев Виктора Молозина, Героя Социалистического труда, участвовавшая в строительстве железнодорожного полотна Сургут-Нижневартовск.

В 1980-е годы он был избран делегатом 27 съезда КПСС, на протяжении 10 лет являлся членом Тюменского областного комитета партии, Новоуренгойского горкома КПСС. Виктор Молозин является почетным гражданином Нового Уренгоя и Ямало-Ненецкого автономного округа. Он продолжает принимать активное участие в различных мероприятиях Совета ветеранов Ямало-Ненецкого автономного округа, региональных общественных организаций «Новоуренгойское землячество» и землячество «Надымское».

Фото предоставлены архивным отделом администрации города Нижневартовска