Ушёл певец и автор песен, получивший международную известность благодаря роли в фильме «В поисках Сахарного Человека»
Робин Денселоу, The Guardian
Сиксто Родригес, скончавшийся в возрасте 81 года, был мексикано-американским певцом с замечательной историей. Он записал пару альбомов под именем Родригес в начале 1970-х, но они провалились, и он был вынужден выбрать другую карьеру, включая работу на стройке. Он жил скромно, без машины и телефона, и никогда не осознавал, что стал героем в Южной Африке эпохи апартеида, где его пластинки были бестселлерами, но где его личность была окутана тайной.
Ходили странные истории о том, что он покончил с собой на сцене или страдал от передозировки наркотиков, пока два южноафриканских фаната не выследили его в Детройте в 1996 году, что привело к его неожиданному музыкальному воскрешению. В 1998 году он совершил триумфальное турне по Южной Африке, когда пел перед тысячами поклонников, о существовании которых он даже не подозревал.
Это было только начало. Он добился еще большего успеха в 2012 году, когда был выпущен оскароносный документальный фильм «В поисках Сахарного человека» о его жизни и стремлении южноафриканцев найти его. Шведский режиссер фильма Малик Бенджеллул сказал: «В Южной Африке он так же известен, как The Rolling Stones или Боб Дилан. Там он находится в пантеоне рок-богов — и я думаю, что это его место». Затем, в возрасте 70 лет, Родригес стал международной звездой.
В ноябре того же года его британский тур включал концерт в качестве хедлайнера в Royal Festival Hall в Лондоне. В тот вечер он вышел на сцену, выглядя как ветеран-рокер, сутулая фигура в черной шляпе и черных кожаных брюках, но с голосом гораздо более молодого человека. На приветствие взволнованной публики, которая кричала «Ты легенда», он ответил: «Похоже на южноафриканский акцент» — что, конечно же, так и было. Затем он отыграл программу, в которой смешались самые разные стили. Он соединил оптимистичный протест «The Establishment Blues» («Эта система скоро рухнет») со своей самой известной песней «Sugar Man», которую правительство Южной Африки когда-то запретило транслировать по радио из-за упоминаний о наркотиках.
Затем прозвучали каверы от «Fever» до «Like a Rolling Stone» Дилана (в котором он звучал очень похоже на раннего Дилана) и даже любимая песня Фрэнка Синатры «Learning the Blues». Я пришел к выводу, что это был «забавно неоднородный набор, но южноафриканцы его обожали». Родригес продолжал выступать на гораздо более крупных площадках, включая Гластонбери и фестиваль Coachella в Калифорнии в 2013 году, а саундтрек к фильму «В поисках Сахарного Человека» имел глобальный успех.
Родившийся в Детройте, штат Мичиган, он был назван Сиксто как шестой ребенок Рамона и Марии Родригес. Его отец был мексиканцем и переехал в город в 1920-х годах в поисках работы. Его мать, коренная американка, умерла, когда Сиксто было четыре года. Выросший в рабочей среде с одним родителем, он впервые заинтересовался музыкой после того, как услышал, как его отец играет мексиканские народные песни, которые часто доводили его до слез: «Я всегда слушал его душераздирающие песни», — сказал он. — «Он любил музыку, и я научился ей через него». Он начал играть на семейной гитаре, и, по его словам, «это изменило мою жизнь».
Бросив школу, как только ему исполнилось 16 лет, он тусовался с вьетнамскими уклонистами и музыкантами в кампусе Уэйнского государственного университета в Детройте, а в 1967 году выпустил сингл «I’ll Slip Away» под именем Rod Riguez на местном лейбле Impact Records. Зате, после того, как его игру услышали в клубе The Sewer, он подписал контракт с лейблом Sussex Records из Лос-Анджелеса, в обойму которого входил знаменитый соул-певец Билл Уизерс. Кларенс Авант, основатель лейбла, сказал: «Я думал, что этот парень будет великим» — и он, безусловно, был оригинален.
Молодой Родригес не был заинтересован в повторении знаменитого стиля Детройта Motown, но находился под влиянием Дилана и стремился к рынку психоделики/фолк-рока. Его дебютный альбом «Cold Fact» (1970) начался с его нарко-гимна «Sugar Man» («Сахарный Человек, не поторопишься ли ты… не вернешь ли ты все эти цвета в мои мечты»), а также включал «Inner City Blues» — мрачный, поэтический вид на его родной город («Спускаясь по грязной внутренней городской дороге, которую я рисовал, безумие прошло мимо меня…»). Но альбом не продавался в США, и когда следующий альбом, «Coming from Reality» (1971), получился столь же некоммерческим, лейбл решил отказаться от музыканта.
Он стал участвовать в самых разных проектах, от случайных заработков и поденной работы до изучения философии в Государственном университете Уэйна, где, по его словам, «еще в 1974 году я участвовал в организации американо-индейского пау-вау». Он также баллотировался в городской совет Детройта и на пост мэра, выступая против бедности и жестокости полиции и заявляя: «Мы застряли здесь, в Детройте, между копами и мошенниками».
Хотя у него не было звукозаписывающей компании, он продолжал играть и петь, а в 1979 и 1981 годах работал в Австралии, где у него были поклонники. В 2008 году он сказал Detroit News: «Все эти годы я всегда считал себя музыкантом, но так получилось».
Похоже, он совершенно не осознавал, какое огромное влияние он оказал на Южную Африку. В 1971 году там был выпущен «Cold Fact», а в 1976 году — «Coming from Reality» (переименованный в «After the Fact»). Этот мятежный альбом певца мексиканского происхождения стал саундтреком для молодых белых противников апартеида, а затем и для более широкой аудитории.
Стивен Сегерман, фанат, выследивший Родригеса, вместе с журналистом Крейгом Бартоломью-Стридомом объяснили степень привлекательности Родригеса. В 2005 году Сегерман сказал The Guardian : «Если вы возьмете семью из Южной Африки, нормальную семью среднего класса, и просмотрите их коллекцию пластинок, вы найдете "Abbey Road", "Harvest" Нила Янга и "Cold Fact" Это был успех из уст в уста».
Родригес продолжал выступать до февраля 2020 года, когда дал свой последний концерт в Атланте, штат Джорджия.
У него остались дочери Сандра, Ева и Риган, а также его вторая жена Конни Коскос, с которой он был разлучен.
Сиксто Диас Родригес, певец и автор песен, родился 10 июля 1942 года; умер 8 августа 2023 г.