Найти тему
Коммерсантъ

Пробке светит светофор

Запуск в сентябре сквозного проезда между Московским скоростным диаметром и платной трассой М-12 может обернуться пробками в черте столицы, предупреждают эксперты. На пересечении Косинского шоссе и Салтыковской улицы, стыкующем скоростные магистрали, мэрия Москвы оставила светофор. Здесь планировалась эстакада, но ее не построили. Столичный ЦОДД обещает настроить движение так, чтобы светофор вызвал минимум затруднений.

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ📷Водители опасаются, что проехать в этом месте без пробки скоро станет невозможно
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ📷Водители опасаются, что проехать в этом месте без пробки скоро станет невозможно

Пользователи roads.ru (специализированный информационно-аналитический портал о дорогах) последние недели бурно обсуждают судьбу одного из перекрестков на востоке Москвы — на пересечении Косинского шоссе и Салтыковской улицы. Пока что это обычное пересечение двух городских магистралей. Но менее чем через месяц планируется запустить оставшиеся (в том числе подмосковный) участки платной трассы М-12 «Восток» от Москвы до Арзамаса (вице-премьер Марат Хуснуллин сказал о готовности открыть движение 5 сентября). После этого через перекресток в столицу хлынет весь транспортный трафик с платной трассы М-12 «Восток». По оценкам «Автодора», на старте ежесуточная интенсивность движения составит около 15 тыс. авто, за пять лет вырастет до 30 тыс., а максимально возможная нагрузка дороги — 40 тыс. машин в сутки. В начале сентября столичные власти также планируют открыть оставшиеся участки Московского скоростного диаметра (МСД) рядом с М-12, обеспечив сквозной проезд между трассами М-11 и М-12 через город. На участке МКАД—М-12 столичный ЦОДД Москвы ожидает трафик 124 тыс. авто в сутки.

«Столько денег угрохать в строительство, сделав кучу мостов, многуровневых развязок и не сделать одну развязку? — возмущается один из участников дискуссии на roads.ru.— В той точке, скорее всего, трафик будет максимальным. Это просто жесть». «Перед этим светофором будет стоять вся новая трасса, в обе стороны,— соглашается другой.— Это какая-то профанация».

«Очень сочувствую жителям этих районов, но стоять будут все»,— добавляет еще один участник дискуссии.

Обе трассы властями позиционируются как крупнейшие автодорожные проекты последнего времени: МСД — Москвы, М-12 — федеральных властей. Столичный мэр Сергей Собянин регулярно инспектирует стройку (сейчас достраиваются южные и восточные участки диаметра). Марат Хуснуллин на днях докладывал о ситуации на М-12 президенту РФ Владимиру Путину на совещании по развитию строительной отрасли: 20 декабря, пообещал он, движение откроют от Арзамаса до Казани.

В сентябре 2022 года власти собирались строить эстакаду на месте светофора, который сейчас вызывает столько споров. Градостроительно-земельная комиссия Москвы даже одобрила проект планировки территории развязки. Но до строительства дело так и не дошло. «Проект подготовлен, но находится на согласовании в других органах исполнительной власти города,— сообщили “Ъ” в пресс-службе Москомархитектуры.— Мы не можем с точностью рассказать о сроках строительства и ввода развязки в эксплуатацию». В «Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2022–2025 годы» средства на строительство развязки не предусмотрены, сообщили “Ъ” в департаменте строительства Москвы.

Столичный ЦОДД пытается найти выход из ситуации. В центре “Ъ” заявили, что уже анализировали «возможные риски из-за увеличения количества машин после открытия трассы М-12».

«Мы предусмотрели открытие дополнительной полосы прямого хода в сторону области, уже ведутся работы с коллегами из департамента капитального ремонта по уширению дороги,— рассказали в ЦОДД.— Мы поменяли режим работы светофоров на данном участке, они работают в адаптивном режиме, подстраиваясь под ситуацию на перекрестке». Важно, чтобы фазы светофора были настроены в приоритете для пропуска трафика на М-12, отмечает источник “Ъ” в госкомпании «Автодор».

Ситуация будет зависеть от фактического, а не прогнозного трафика, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Проблема еще в станции метро "Улица Дмитриевского", к которой на этом перекрестке поворачивают автобусы, маршрутки и такси»,— уточнил он. Директор Института экономики транспорта ВШЭ Александр Кулаков говорит, что без эстакады в любом случае будут затруднения. «Для пользователей М-12 светофор точно неудобен,— поясняет он.— А вот Москва, возможно, светофор сохранила намеренно, чтобы ограничивать движение на въезде в город. В какой-то степени это можно назвать конфликтом интересов». Господин Кулаков подчеркивает: в текущем режиме работы светофор сохранять нельзя — нужно уменьшать количество фаз и вводить возможность «протягивать» трафик по Косинскому шоссе со стороны М-12, чтобы не возникало пробок хотя бы по основному ходу трассы.

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru