Найти в Дзене
Видео-дизайн

Ценообразование в видеопроизводстве. Стоимость моушн-дизайна

"Расскажите про ценообразование в разных сферах видеопроизводства подробнее. Очень интересно!"

Про разные сферы рассказать не смогу, слишком всё плавает от проекта к проекту, от студии к студии, от заказчика к заказчику. Расскажу по опыту моего участия в проектах на примере усреднённого постановочного рекламного ролика с актёрами.

Главное в подсчёте стоимости - объём подготовки, количество и объём съемочных смен и число смен на постпродакшн (то есть, всё послесъёмочное производство).

Что может входить в подготовку:

  • Написание сценария. Если собирается пул сценаристов, каждый получает микро-сумму за участие; написавшие ролики, выбранные заказчиком получают чуть больший гонорар; сценарий пошедший по итогу в производство приносит создателю ещё больше. Ещё бывает "автор идеи" - он может не принимать участие в написании сценария, но его идея настолько хороша, что её приняли в работу.

Про торговлю деньгами и саморазвитие. Чудо копирайтинга!
Дневник видео-дизайнера8 августа 2023

  • Кастинг актеров.
  • Создание декораций (реальных или виртуальных).
  • Работа с актерами.
  • Подготовка студии для съемок.
  • Подготовка оборудования.

Кто и что может входить в съёмочную смену:

  • Администраторы.
  • Режиссер.
  • Второй режиссер.
  • Постановщик.
  • Актёры.
  • Визажист.
  • Осветители.
  • Операторы.
  • Звукооператоры.
  • Видео-дизайнеры.
  • Подсобные рабочие.
  • Оборудование.
  • Кейтеринг.

Постпродакшн:

  • Режиссер.
  • Монтажеры.
  • Видео-дизайнеры.
  • Цветокорректор.
  • Звукооператор.
  • Саунд-дизайнер.
  • Композитор.
  • Актеры для записи голоса.

Кто ещё незримо присутствует на всех стадиях производства:

  • Продюсеры.
  • Финансовый директор.

Список далеко не полный, в зависимости от задачи может быть больше или меньше. Зачастую, на съемочной площадке море людей, часть что-то делает, часть в полголоса общается, часть спит. Те, кто ничего не делают, просто ждут своего часа - быть может их роль займет несколько минут за все съёмки (как, например, бывает у визажиста, припудривающего актёров), но они должны быть на месте в нужную секунду, чтоб вся остальная масса людей их не ждала.

Представьте теперь, что всех этих специалистов нужно организовать (для этого существуют администраторы) и оплатить их работу. И таких смен может быть несколько.

Большую часть стоимости производства может съесть оплата актёров. А может - затраты на ПЕРЕСЪЁМКИ, которыми можно пугать не только маленьких детей но и взрослых состоявшихся дяденек. Если пересъёмки - это значит произошла какая-то ж... Если пересъёмки - это значит большие непредвиденные траты из уже утверждённого бюджета, ведь мы добавили ещё одну съёмочную смену, куда снова надо собрать всех, а это уже сложнее, так как у каждого свой график, и часть народа уехала куда-то по работе, кто-то отдыхать улетел, кто-то заболел и т.п.

В моей ленте вы можете увидеть анимационные рекламные видеоролики. Давайте сравним, как может выглядеть состав специалистов, занятых на производстве подобных роликов за весь период производства:

  • Продюсер.
  • Режиссер.
  • Сценарист.
  • Звукооператор.
  • Актеры для записи голоса.
  • Видео-дизайнер

Существенно меньше, правда? Конечно же, там много работы именно моушн-дизайнера. Естественно, список под конкретную задачу тоже может быть увеличен (например, добавится работа художника и 3d-дизайнера), ведь я написал тот минимум, которым возможно справляться с подобными задачами.

Но зато (заказчики и продюсеры, обратите внимание!) никаких съемочных смен! Соответственно, никаких незапланированных ПЕРЕСЪЁМОК.

Таким образом, за счет использования одной анимации (которая сама по себе несёт безграничные возможности в воплощении любых форм) можно существенно снизить общие затраты на производство и разнообразить рекламную компанию.

Начинающим моушн-дизайнерам нужен какой-то ориентир для общения с потенциальными заказчиками по поводу оплаты. Есть несколько путей - считать по общей стоимости проекта, по стоимости смены и по стоимости секунды графики. Я применяю все три, в зависимости от конкретной задачи.

Например, если ролик разовый и короткий - легче считать по количеству секунд. Обычно это количество кратно 5, то есть 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40. Так же удобно по секундам считать графику для кино или анимированные сериалы с неизвестной длительностью.

Если ролик единичный с неизвестной длительностью и неизвестным нечётким заказчиком - логичней договариваться с оплатой по сменам.

Если подписываете долгосрочный договор на сериал из нескольких выпусков одинаковой длительности - то считаете по фиксированной стоимости за каждый выпуск. На берегу можно обговорить разумный предел увелеличения длительности: если у вас выпуск 2 минуты, то обычно увеличение длительности на 5 секунд для вас погоды не сделает, а вот если на 20 - это существенно и стоит настоять на доплате.

Уверен, многие скажут "Юрец, запарил! Всё это бла-бла-бла... Скажи суммы!" А вы сейчас сами мне скажете.

Кстати, кто вообще не в теме видео-графики и смотрит мой блог для общего развития - во-первых огромное вам спасибо за стремление расширить свой кругозор, а во-вторых специально заострю, почему так важна стоимость секунды графики: 20-секундный ролик может делаться несколько дней.

Договоримся, что вы усидчивый, сами умеете выстраивать свой график, не тратите время на соцсети в течение дня и ваша смена равна 8 часам (с 9 утра до 18 вечера с часовым перерывом на обед). Например:

  • 1 смена - придумывание сцен и рисование раскадровки (пауза на утверждение у режиссера);
  • 1 смена - коррекция раскадровки и наложение её под голос робота (пауза на утверждение у режиссера);
  • 1 смена - отрисовка персонажа (пауза на утверждение у заказчика);
  • 1 смена - правка персонажа (пауза на утверждение у заказчика);
  • 1 смена - отрисовка фонов;
  • 1 смена - отрисовка предметов;
  • 1 смена - риг персонажа (привязка по ключевым точкам для анимированния) и расстановка по сценам;
  • 1 смена - общая анимация под черновой голос актёра (пауза на утверждение у заказчика);
  • 2 смены - правки и артикуляция рта персонажа под сведенный голос с музыкой и аранжировкой.

Итого 20 секунд за 10 дней чистого времени (без учета согласований). Или, если вы любите выходные тратить не на работу, а на семью и себя, то 2 недели. Они же - половина месяца. Сколько вы хотите зарабатывать в месяц? Поделите сумму пополам - и вот уже вы узнали за сколько вы готовы сделать 20 секундный анимированный ролик. Разделите на 20 - увидите стоимость секунды. Осталось самое малое - найти заказчика, готового оплатить вам эту секунду по вашему тарифу. Но это уже совсем другая история...

В заключение, повесившим нос от обилия информации начинающим фрилансерам видео-дизайна подслащу тем, что время от времени (не очень часто, иногда, но обязательно) будут внезапно появляться быстрые деньги. Это когда заказчику нужно послезавтра, а он все сроки и дедлайны проспал. Тогда заказчик, совершенно точно, найдёт вас сам, и за эти два дня, правда без сна и бросив всё остальное (в том числе краша перед кинотеатром) можно, например, приобрести себе шикарные бархатные тяги, обновить ноут или закрыть, наконец, ипотеку... Просто фантастика!