Найти тему

"Погоня" на канале Россия. Почему не смогла остаться в телеэфире? #секторретро

Оглавление

Сегодня в рубрике #секторретро я хотел бы порассуждать на тему того, почему многие западные форматы не приживаются на российском телевидении на примере викторины, выходившей на телеканале "Россия" с 2012 по 2013 годы - "Погоня".

Сразу хотелось бы обозначить свою позицию по поводу тех форматов, которые пришли к нам из-за рубежа. Многие телевикторины зарубежья имеют одну концепцию, но правила игры у каждой из них уникален. Сценарий - несколько человек (от 1 до 10, в зависимости от правил) сражаются за денежный приз, который зарабатывают по ходу игры. При этом, игроки отвечают на вопросы на эрудицию.

Одна из вариаций телевикторины за рубежом
Одна из вариаций телевикторины за рубежом

По сути дела, все телевикторины сводятся к "обналичиванию" интеллекта. Есть в данных телепередачах и те изюминки, которые долго удерживают их "на плаву":

1. Харизматичный ведущий. Чаще всего в викторинах и развлекательных телеиграх ведущими являются комики, которые могут подбодрить участников мимолётной шуткой, а также создать нужную атмосферу шоу для высоких рейтингов. Например, в "Family Feud" (оригинальное шоу, аналогом которого в России является "Сто к одному") ведёт комик Стив Харви, который задаёт тон всей передаче. Очень интересно наблюдать за его реакцией на ответы участников: например, за ответом Бейонсе.

Стив Харви ведёт шоу с 2010 года
Стив Харви ведёт шоу с 2010 года

2. Противоборство в шоу. В каждой из телеигр присутствует элемент борьбы: две команды борются друг с другом за приз, участники стремятся заработать как можно больше денег, команда пытается одолеть мастера игры.

3. Психологические ходы при принятии игровых решений. Перед участниками в шоу стоит выбор из нескольких вариантов развития события: рискнуть и попробовать "замахнуться" на более крупный приз, выбрать золотую середину или пойти лёгким путём, забрав минимальный выигрыш; предать сокомандников, но выиграть приз, или выбрать честную игру. За данной психологией любят наблюдать люди разных возрастов, эта фишка даёт играм толчок для развития.

4. Участники. Иногда создатели шоу приглашают участников, в первую очередь неординарных, скандальных и ярких, для того, чтобы устроить скандал, поднять рейтинги, создать мем/инфоповод, который повысит интерес к передаче. Достаточно вспомнить эпизод из Брэйн ринга, который я упоминал в предыдущей статье.

Казалось бы, многие из подобных игр созданы лишь для интеллектуалов, которым интересно "потешить своё самолюбие" тем, что они знают больше, чем люди, стоящие за игровыми пультами, но всё же именно вышеуказанные изюминки делают (или делали) их популярными для широкого круга людей.

Прежде, чем переходить непосредственно к разбору "Погони", хотелось бы сказать в двух словах о том, каким образом некоторые адаптации держатся долгие годы в России:

Первый вид форматов - форматы, которые интегрировались в российское телевидение с учётом местных особенностей, поменяв основную цель шоу или превратив эту цель во второстепенную. На мой вкус, таковыми, прежде всего, можно считать "Поле чудес" на "Первом канале" (адаптация американской "Wheel of Fortune"(Колесо фортуны)) и "Свою игру" на НТВ (адаптация Jeopardy! (Рискуй!)). Уже изначально "Поле чудес" вышла из околоинтеллектуальных игр, став некоего рода семейной программой, где призы приятны, но не являются основным в шоу, где основное - знакомство с людьми нашей необъятной родины и зарубежья. А оригинальный формат предполагает именно зарабатывание денег, даже колесо фортуны наполнено денежными суммами.

Что касается "Своей игры", то здесь редакторы постарались убрать монотонность игры, в которой перчинками могли являться только аукционы (ранее "своя игра") и "коты в мешках". После перезагрузки создана уникальная идея - турнир "Кубок вызова", где 7 гроссмейстеров должны продержаться в своей ложе 50 игр, чтобы заработать главный приз. Именно турнирные правила, которые создают более серьёзное противоборство, чем в оригинальной версии, даёт шоу держать высокие рейтинги (сейчас, правда, поменьше). В ходе турнира появились и яркие моменты, например, жаркий спор о том, стоит ли засчитывать А. Вассерману, который последним оставался в ложе гроссмейстеров и от него зависела дальнейшая судьба команды и приза. Ссылка на эту игру: https://youtu.be/lp7_ICOI6yY.

Анатолий Вассерман - герой "КВ-1"
Анатолий Вассерман - герой "КВ-1"

Второй вид - программы-легенды. Это так называемый тип "спасибо за детство", когда передачи по разным причинам закрывались, но сейчас, когда наступил момент грусти по тем беззаботным временам, эти передачи вызывают интерес у телепублики. В первую очередь, это "Слабое звено", которое после закрытия в 2008 году, вышло на телеканал "Мир" в 2020 году с той самой легендарной Марией Киселёвой.

Вы самое слабое звено, прощайте!
Вы самое слабое звено, прощайте!

Третий вид - те передачи, которые стали культовыми по разным причинам: "Сто к одному", "Кто хочет стать миллионером" и т.д.

Теперь мы рассмотрим телеигру "Погоня", выходившую на телеканале "Россия". "Погоня" является адаптацией британского формата "The Chase".

Логотип шоу "Погоня" на "России"
Логотип шоу "Погоня" на "России"

Суть передачи проста: команда из четырёх человек пытается убежать от Мастера игры и пополнить денежный банк. Сначала в блиц-раунде, каждый участник зарабатывает свою часть денежного банка (1 правильный ответ = 5000 рублей). Затем мастер предлагает три варианта: на шаг ближе к мастеру - приз побольше, на шаг подальше - минимальный приз, порой даже отрицательный (для того, чтобы принести дополнительный шаг в конце передачи) и на том же месте - сумма, выигранная в блице. Далее начинается викторина с вариантами ответов, правильный ответ приближает игроков к финишу. Убежал - принёс команде дополнительный шаг от Мастера в финальной погоне и деньги в банк. В финальной погоне сначала команде даётся две минуты на блиц-вопросы, на которых они могут заработать шаги для дистанции от Мастера, а потом Мастер за две минуты в блице должен "догнать" оставшихся участников.

Оценим с точки зрения передачу с точки зрения тех параметров, которые я выделил:

Первое - ведущий. Вёл эту передачу бессменный до некоторого времени ведущий программы "Сто к одному" и ряда других телевизионных проектов - Александр Гуревич. Он достаточно харизматичен с точки зрения человеческих качеств, но он, опять-таки на мой взгляд, абсолютно не вписывался в данный формат.

Александр Гуревич на шоу "Погоня"
Александр Гуревич на шоу "Погоня"

На мой взгляд, он держался достаточно отстранённо от участников, даже если команда выигрывала, то он ограничивался ёмкими комментариями а-ля "фантастика". В оригинале шоу ведёт комик Брэдли Уолш, достаточно ярко подбадривающий игроков: например, игра, где один человек выиграл 75000 фунтов.

Второе - мастера и противоборство. Мастерами в игре были мэтры российских интеллект-шоу "Своей игры" и "Что? Где? Когда?": Борис Бурда, Юрий Хашимов, Александр Эдигер и Ольга Успанова (Прокофьева). Достаточно сильные игроки, которые показывали марку элитарности. Когда смотрел передачу, то всегда болел именно за мастеров, в особенности за Бориса Оскаровича Бурду, потому что очень ярких участников не наблюдал за 24 выпуска, а мастера, когда предлагали суммы или рассказывали интересный факт, описанный в вопросе, меня как зрителя завораживали. Перед вами статистика:

Статистика игр. Источник: http://gameshows.ru/wiki/Погоня_(Список_выпусков).
Статистика игр. Источник: http://gameshows.ru/wiki/Погоня_(Список_выпусков).

Игроки, соревновавшиеся с мастерами на финальной погоне, зарабатывали не более 20 шагов. Казалось бы, 20 шагов - не так уж и мало, но это среднее количество, набираемое в оригинальной версии. Были рекорды и на 23 очка.

Также в отличие от мастеров российских, которым присуща некая возвышенность над игроками, в оригинальной версии "The Chase" чейзерами являются обычные квизмены и завсегдатаи разных телешоу, например, Марк "Зверь" Лаббетт. Когда смотрел шоу, то по общению не видел разницы между игроками и мастером, как будто на одном уровне.

Третье - психологические ходы. Здесь полное соответствие: общение с мастером по поводу сумм и совещание с командой, один из интересных моментов шоу.

Четвертое - участники. Типичные лица, особо никто не запомнился.

Проанализировав все моменты, я могу сказать, что формат "Погони" не очень прижился у нас по многим причинам: отсутствие ярких игроков, ведущий, не очень заинтересованный в победе игроков (для картинки на экране), разница между мастерами и игроками и между мастерами (Хашимов и Бурда выглядели посильнее, чем их коллеги, что и показывает статистика). Эти факторы вкупе и дали тот результат, что "Погоня" ограничилась 24 выпусками.

P.S. Честности ради, сам формат "Погони" выглядит менее интересным, чем его преобразованный вариант "Beat the Chasers", где все мастера сражаются против одного игрока и сами устанавливают размер выигрыша в случае победы игрока и время, за которое участник должен одолеть их. Оставляю ссылку на одну из игр. Игра в таком формате стала более динамичной и зрелищной.

Вся команда в сборе!
Вся команда в сборе!

На этом всё! Благодарю вас за просмотр. Не забудьте подписываться на канал и оставлять в комментариях ваше мнение о данной передаче и о моём обзоре - мне важно ваше мнение.

Спасибо! До новых встреч в рубрике Сектор Ретро!