Найти в Дзене

Как мамочке в декрете заработать на маркетплейсах или фееричная история успеха Татьяны Бакальчук

Одна из самых острых проблем для молодых мам - финансовая. Кто-то пытается всеми возможными способами подзаработать в декрете, кто-то сильно ужимается в тратах, кто-то просто жалуется на жизнь, а кто-то... создаёт многомиллиардный бизнес-проект и становится самой богатой женщиной-предпринимателем нашей страны. Я говорю о Татьяне Бакальчук - она мама семерых (!) детей и по совместительству основатель и генеральный директор интернет-магазина Wildberries (далее - ВБ). В рейтинге российских миллиардеров 2023г по версии Forbes Татьяна занимает 17 место. Её состояние оценивается в 8,8 миллиардов долларов ❗️ Площадка ВБ обрабатывает примерно 50 заказов в секунду. Являясь предпринимателем-миллиардером, Татьяна Бакальчук остаётся открытым и лёгким в общении человеком. Посмотрела интервью с Татьяной. Не думаю, что это игра на публику: Татьяна рассказывает о своём мега-проекте, бизнес-процессах и успехе, как будто немного стесняясь своих достижений, будто бы и не она построила империю ВБ. Выгл
Оглавление

Одна из самых острых проблем для молодых мам - финансовая. Кто-то пытается всеми возможными способами подзаработать в декрете, кто-то сильно ужимается в тратах, кто-то просто жалуется на жизнь, а кто-то... создаёт многомиллиардный бизнес-проект и становится самой богатой женщиной-предпринимателем нашей страны.

Я говорю о Татьяне Бакальчук - она мама семерых (!) детей и по совместительству основатель и генеральный директор интернет-магазина Wildberries (далее - ВБ).

В рейтинге российских миллиардеров 2023г по версии Forbes Татьяна занимает 17 место. Её состояние оценивается в 8,8 миллиардов долларов ❗️

Площадка ВБ обрабатывает примерно 50 заказов в секунду.

Являясь предпринимателем-миллиардером, Татьяна Бакальчук остаётся открытым и лёгким в общении человеком.

Посмотрела интервью с Татьяной. Не думаю, что это игра на публику: Татьяна рассказывает о своём мега-проекте, бизнес-процессах и успехе, как будто немного стесняясь своих достижений, будто бы и не она построила империю ВБ. Выглядит искренней, ни о какой надменности и речи не идёт.

Что интересно, так это отношение миллиардерши к роскоши, тратам и экономии:

Бакальчук предпочитает модель аскетичного потребления - она не носит люкс и утверждает, что одевается на ВБ.

-2

Ни разу не заходила в бутик Шанель и ничего там не покупала. Была сумка Prada, но она её "кому-то отдала"

«Покупать вещи для того, чтобы выпендриваться – это просто глупо, зачем это надо?»
«Я не понимаю, как можно завязываться на бренды. Я считаю это неправильным. Понимаю, когда можно страдать, если не можешь купить, например, нормальные кроссовки Асикс – потому что ты в них бегаешь. Но Ролекс? Я не понимаю, кто их вообще покупает: все носят часы, сконнектенные со смартфоном. Если Ролекс сделает такую историю…»

Все деньги реинвестируются в развитие бизнеса.

При этом, по утверждению самой Татьяны, их семья по-прежнему живёт в съёмной квартире: нежелание приобретать недвижимость связано с практичностью - это удобно, не нужно привязываться к месту ("чтобы картинка менялась"), не нужно думать о ремонте, а можно сразу жить там, где комфортно и не вкладывать капитал.

Да она же может легко купить себе ту самую дорогую квартиру в Москве, о которой я рассказывала в предыдущей статье! и даже не заметит, что капитал чуть "похудел".

Если покупать вещи, то не для того, чтобы показать свой статус. Хотя все мы его так или иначе показываем. Когда ты носишь Swatch за 5 тысяч рублей, а все знают, что ты можешь позволить себе Rolex, ты тоже показываешь свой статус.

Деньги Татьяна предпочитает тратить на комфортный отдых и на самое ценное - образование и здоровье.

Как заработать в декрете: из учителя английского в предприниматели

Именно этим банальным вопросом Татьяна задалась в 2004 году. До рождения дочери Татьяна преподавала английский язык, а также подрабатывала частными уроками.

Татьяна, её муж Владислав и новорождённая дочь проживали в арендованной квартире с "муниципальным ремонтом". Владислав занимался бизнесом по продаже компьютеров и предоставлению доступа в интернет, но высокого достатка у семьи не было.

К сожалению, подрабатывать, давая уроки английского языка с младенцем на руках, оказалось весьма сложно. Ко всему добавлялась еще и сильная послеродовая депрессия.

Татьяна Бакальчук
Татьяна Бакальчук

И тогда она решила пойти по довольно распространённому пути - заняться перепродажей одежды из каталогов в интернете. В конце 90-х и начале 2000-х заказ по каталогу был довольно популярен. Да стоит вспомнить тот же Орифлейм, Эйвон и Мэри Кей.

«Тогда в принципе не было такого понятия, как онлайн-рынок, — вспоминает Татьяна Бакальчук.

Татьяна подумала про немецкие каталоги Otto и Quelle, которые работали в России через агентов, а в сети почти не были представлены.

Я не расчитывала, что это будет какой-то многомиллиардный бизнес, это должна была быть просто история заработка для молодой мамы. Я думала, будет 2-3 тысячи долларов, ну и нормально.

Как правило, российские агенты каталожной торговли переводили их с немецкого, брали с покупателей 10% от стоимости выбранной вещи в качестве предоплаты и отправляли заказ в Германию. Посылки с вещами приходили на имя заказчиков, оплата производилась наложенным платежом. Вознаграждение посредников составляло около 15%.

-4

«Мы сразу поставили агентское вознаграждение 10%, цены по курсу ЦБ и не стали брать предоплату с заказчиков в Москве», — говорит Бакальчук.

Уже изначально Татьяна понимала, что для клиентов важна пост-оплата. До сих пор маркетплейс придерживается этой стратегии.

Бакальчук по собственному опыту знала, как трудно занятой женщине, а тем более маме, выкраивать время на поход по магазинам, и никогда не любила это делать. Магазин и рынок - места, где, в основном, одевались среднестатистические женщины начала нулевых.

«К тебе сразу начинают приставать, спрашивают, чем помочь, чувствуешь себя обязанным что-то купить, а это некомфортно», — говорит она.

Появление Вайлдберриз

И тогда, заплатив 700 долларов программисту за создание сайта, Татьяна открыла свой интернет-магазин, бизнес-модель которого заключалась в следующем:

  • в карточках товаров размещались фото из каталогов (Otto и Quelle)
  • покупатель оформлял заказ, Татьяна получала его в определённую форму через сайт
  • заказывала товар из каталога
  • отправляла покупателю

заказчицы (преимущественно это были такие же мамочки в декрете) находили сайт посредством рекламы на баннере, за размещение которого на стороннем сайте Бакальчук платила примерно 1500-2500р в неделю.

Ждать заказ приходилось примерно 2-3 недели (вещи шли из-за границы, преимущественно из Германии). Позже было решено искать поставщиков в России.

Название Wildberries родилось сразу (чувствуется причастность преподавателя английского языка).

«Хотелось, чтобы оно звучало красиво и необычно», — поясняет Бакальчук.

По задумке хозяйки миссия магазина должна была состоять в том, чтобы женщины перестали покупать черные вещи только потому, что они ко всему подходят, и сделали свой гардероб более ярким и заметным.

«Не было бизнес-стратегии, просто возникла идея. Есть люди, которые по своей натуре – предприниматели, могут генерить идеи и главное тут – решиться эту идею реализовать».

Изначально она планировала закупать одежду для интернет-магазина у дистрибьюторов иностранных марок, но те потребовали предоплаты. Возможности вкладывать деньги у молодой семьи не было — хватило только на разработку сайта.

«Мы и сами с мужем не предполагали, что это будет суперпроект», — вспоминает Бакальчук.

Сначала магазин располагался в квартире, а посылки Татьяна забирала сама. Но уже через год стало понятно, что пора расширяться. Компания арендовала небольшой офис со складом, наняла курьеров, операторов, чтобы подтверждать заказы, и программистов.

Через некоторое время семья предпринимателей пришла к выводу, что в подтверждении заказов по телефону нет необходимости и колл-центр упразднили, существенно сократив статью затрат на персонал.

Колл-центр
Колл-центр

В 2006 году впервые решили не предлагать на сайте одежду из каталогов, а напрямую сотрудничать с небольшими европейскими производителями.

Модели
Модели

Первый блин вышел комом — в качестве моделей отсняли собственных сотрудниц, непрофессиональные фото резко контрастировали с каталожными «модельными», покупатели отреагировали негативно. Бакальчук поняла ошибку, и, как только начались крупные прямые поставки, оборудовала в офисе фотостудию с профессиональным светом.

Покупательницы любят примерять одежду, а в интернете ее нужно выбирать по картинкам, которые ничего не скажут о том, сядет ли вещь по фигуре и цифрам размеров, которые производители далеко не всегда соблюдают в точности. К тому же российские женщины, как правило, не знают своих размеров и часто ошибаются с выбором.

-7

Выход был найден: покупательницы должны примерить то, что привез курьер, решили Бакальчук с мужем и завели систему, при которой курьер привозит несколько экземпляров одежды и забирает то, что не подошло.

«Но основная часть покупателей — женщины, а курьеры — мужчины, — объясняет неудобство этой схемы Владислав Бакальчук, муж Татьяны, который тоже участвует в руководстве компанией. — Покупательнице надо впустить его в дом, зайти в комнату, чтобы примерить, это неудобно». А уж примерить платье при доставке, например, в офис — вообще задача для многих невыполнимая.

И в 2010 году Wildberries начинает открывать в Москве и регионах небольшие пункты самовывоза, оснащенные примерочными.

До 2013 года товары выкупали и продавали на сайте сами. Это требовало серьёзных вложений средств.

В какой-то момент, когда возникли проблемы с оплатой поставщику, кто-то из команды в шутку предложил, чтобы бренды "тогда продавали сами себя на сайте". Это позволило бы контрагентам получать более стабильный денежный поток. Но в то же время риски "невыкупа" товара перешли бы также на поставщика.

Высказанная в сердцах идея переросла в новую бизнес-стратегию, изначально непонятную контрагентам. Эта и есть действующая ныне модель продаж Wildberries.

Золушка ли?

Да, поговаривают, что всё-таки есть в этой истории Золушки и некая умалчиваемая информация о неких родственных связях и инвестициях в проект (об этом читала на портале Лайф). Сама Татьяна эту информацию отрицает.

Даже если там и привлекались родственные связи и инвестиции, то проект бы всё равно не взлетел, если бы не "попал в струю" и не закрыл бы потребности стремительно развивающегося онлайн рынка e-commerce. Ведь для проекта всё-таки очень важна уникальность и своевременность идеи.

Пусть эта история вас вдохновит.

Как вам история успеха семьи Бакальчук? Пользуетесь ВБ?

Я не люблю, плююсь, но пользуюсь.