Найти в Дзене
Дмитрий Мовчан - про IT

Про то, как обучать

Оглавление

Вспомните ваши школьные или универские года - у вас были преподаватели которых вы любили, а были те, кого ненавидели или боялись.

И ведь абсолютно у всех сейчас в голове возник сейчас образ из тех и из других.

Почему так происходит, что кто-то обучает и его любят, а кто-то обучает и его ненавидят?

Мои воспоминания

Пропустим начальные и средние классы, перейдем сразу к интересному. Поскольку я учился в достаточно “сильном” лицее, чтобы попасть в который нужно было сдавать вступительные экзамены (все серьёзно) - учителя там были в тот момент тоже отборные - у многих из них были звания “учителя года”.

Означало ли это, что все такие преподаватели попадали в список любимых? Вовсе нет.

Кто-то был, а кто-то скорее наоборот - попадал в список “нелюбимых”.

Также попадание в тот или иной список очень сильно влияло то, какой возраст преподавателя. Учителя помоложе занимали положение крайностей - они сразу могли попасть в список любимых или же сразу стать нелюбимыми, а вот поколение постарше часто оставалось в нейтральном статусе, изредка попадая туда или сюда.

До сих пор мне кажется, что здесь большую роль играет то, что молодые как раз совсем недавно только сами были на нашем месте, потому были значительно амбициознее и навязывали свой подход к обучению, мол “я знаю как надо учить, будет только так”. В то время как у преподавателей постарше уже прошел этот пыл, они сталкивались с более широким спектром учеников и стараются придерживаться консервативных подходов.

Что отличает хорошего преподавателя?

В первую очередь я бы выделил любовь к тому предмету, который он ведет. Наверняка у вас были случаи “замены”, когда учитель болел или не мог провести занятие - вам ставили в лучшем случае профильного преподавателя, а иногда ставили какого-то другого. И вот как раз в этом другом случае, чаще всего занятие проходило отвратительно и чисто для галочки.

Далее нужно как раз умение доносить информацию. Я встречал множество поистине толковых учителей, которые могли иметь какие-то награды (будь то звание учителя года или статья в международном журнале). Но не всегда такие люди умели донести информацию. Все мы люди разные, нужны свои подходы. Кстати по этой же причине, я считаю что далеко не всем дано выступать на конференциях, даже если человек профи в своей теме.

Пункт под звездочкой - быть харизматичным. Если человек любит свой предмет и умеет доносить информацию - то успех его обучения многократно увеличивается, если человек имеет какую-то искринку, способную разжечь тягу к знаниям его предмета.

Пункт под двумя звездочками - не быть предвзятым. Как я уже написал - все люди разные, у всех свой подход. Если человек А способен в ходе лекции понять материал и сразу приступить к выполнению заданий, это вовсе не значит, что человек Б, которому нужно время, чтобы переварить лекцию - тупой.

Мой опыт преподавания

Первый опыт был пожалуй в рамках стажерской программы, когда мне доверили провести лекцию для стажеров-разработчиков под Android. Я был неуверен в себе, плохо знал материал, постоянно подсматривал в свою заготовленную шпаргалку - почему-то я отчетливо запомнил, что у студентов это вызывало смешки. Хотя я любил свое дело и действительно хотел донести этот материал.

Запомнили ли меня хорошим преподавателем? Даже не буду задумываться над ответом и искать оправдания - это был ужасный урок.

Но этот урок подтолкнул меня к изменению своего подхода к обучению людей и заставил вывести признаки хорошего преподавателя.

окончание курса Android Academy MSK 2018
окончание курса Android Academy MSK 2018

Следующий этап - менторство в рамках Android Academy. В моей группе было сразу 11 человек, многие из них были старше меня (на меня тогда особенно давил этот факт). У всех людей было много вопросов по темам - старался придерживаться всех пунктов “хорошего преподавателя” и это сработало, со многими из моих студентов сложились хорошие отношения, которые мы поддерживаем до сих пор. Но не со всеми.

Не со всеми, потому что был недостаточно харизматичен, недостаточно непредвзят.

После менторства я стал организатором Android Academy. Учитывая свой прошлый опыт, тут я уже старался выложиться на максимум - это дало успех. Все выпускники запомнили меня. Благодаря онлайн формату Android Academy затем впоследствии на оффлайн мероприятиях ко мне подходили люди (и продолжают подходить до сих пор), которые проходили эти курсы, чтобы поблагодарить за те уроки, что я проводил.

Для меня это невероятный толчок к тому, чтобы продолжать свой опыт обучения.

Как стать лучшим преподавателем?

После выступления очень часто собирают фидбек со слушателей - обычно там оставляют критику, порой оставляют благодарности. Старайтесь улучшить те моменты, которые не понравились слушателям, но не забывайте - что все люди разные, поэтому здравое количество критики пожалуй даже должно присутствовать всегда.

Найдите себе ментора. Желательно чтобы этот человек уже достиг тех целей, к которым вы двигаетесь - тогда вы сможете услышать ответы на те вопросы, которые интересуют вас.

Порой бывают ситуации когда у вас есть кумир или блогер, за которым вы следите и считаете хорошим преподавателем - посмотрите на форму его подачи, найдите то, почему он выделяется на фоне остальных. Постарайтесь применить получение знания к тому, как подаете материал вы.

Будьте ментором сами. Найдите человека, который хочет научится тому, что вы умеете. И постарайтесь обучить его. Это даст незабываемый опыт. По себе скажу что такой опыт у меня - значительно повлиял на то, как стал подавать свой материал я.

______

Подписывайтесь на мой канал, чтобы следить за обновлениями

И не забывайте подписаться на мой телеграм канал, где также постятся анонсы.