Найти тему
Книга Впечатлений

Поездка на Соловки на теплоходе "Василий Косяков". Как проходит посадка, сколько ехать, что взять с собой, какие места занимать

Оглавление

О том, как забронировать и купить билеты, сколько они стоят, как добраться до причала, какое расписание у теплоходов и другие подробности я рассказала в статье "Как добраться до Соловков".

Основную информацию о Соловках: что посмотреть, куда сходить, где остановиться, поесть, найдёте в соответствующих публикациях. Здесь покажу фотографии с теплохода и расскажу, как проходит поездка. В конце статьи размещу небольшой чек-лист: что взять с собой.

От Рабочеостровска (Кемь) до Соловецкого архипелага ходят два пассажирских рейсовых теплохода: "Василий Косяков" и "Метель-4". Напомню: организатор перевозок - туркомплекс "Причал", билеты можно забронировать у них на сайте.

🟩 В ПОРТУ

Итак, вы доехали до порта, купили билеты и готовы отправляться в путь.

На руках у вас будет бланк с указанием даты и времени отправления, даты и времени возвращения (если бронировали туда-обратно), названия теплоходов, ваша фамилия, стоимость билета. Этот бланк нужно хранить до возвращения в Кемь.

Билет на теплоход "Василий Косяков" (Кемь - Соловки). Я бронировала проезд только в одну сторону, поэтому дата возращения у меня не стоит
Билет на теплоход "Василий Косяков" (Кемь - Соловки). Я бронировала проезд только в одну сторону, поэтому дата возращения у меня не стоит

Обратите внимание, что на билете не указан номер посадочного места. Он не присваивается. Рассадка свободная, по принципу: где успел, там и сел. Какое место на теплоходе лучше выбрать, расскажу чуть позже.

Путь на посадку проходит через парковку, где можно оставить машину, если вы добираетесь на своём транспорте. В принципе, пройти мимо или свернуть не туда там невозможно: теплоход видно издалека.

Парковка в порту Кемь (Рабочеостровск) довольно большая, в кадре только её часть
Парковка в порту Кемь (Рабочеостровск) довольно большая, в кадре только её часть

Уже по этому кадру понятно, что ни на какие асфальтовые тротуары в этом путешествии можно не надеяться. Будут только грунтовые дороги, которые в дождливую погоду превращаются в грязь. Так что обувь выбирайте соответствующую.

Много кто писал, что здесь можно увидеть декорации к фильму "Остров" Павла Лунгина. Если это название вам ни о чём не говорит, рекомендую посмотреть на дорожку, так сказать.

Действительно, долгое время здесь сохранялось деревянное строение, послужившее местом съёмки фильма. На карте оно обозначено как "пересыльный пункт". Но летом 2021 года здание сгорело.

Вон там вдалеке на горизонте стояло когда-то деревянное здание пересыльного пункта времён Соловецких лагеря и тюрьмы, перестроенное под декорацию фильма "Остров"
Вон там вдалеке на горизонте стояло когда-то деревянное здание пересыльного пункта времён Соловецких лагеря и тюрьмы, перестроенное под декорацию фильма "Остров"

Сам причал делится на две части: длинный деревянный настил, куда причаливают частные катера, и огороженное пространство, около которого швартуются теплоходы. Сюда выходит только трап, так что нормально сфотографировать теплоход можно лишь со стороны носа.

-5

🟩 ТЕПЛОХОДЫ

На каком теплоходе вы поедете, зависит от времени рейса.

Важно! В зависимости от погодных условий и других обстоятельств теплоходы могут быть переставлены местами в расписании. Также возможны отмены и переносы рейсов. Так что всегда будьте на связи с перевозчиком и уточняйте накануне отъезда все детали.

Теплоход "Метель-4"

Вмещает до 80 пассажиров. Отправляется ежедневно в 12.30 из Рабочеостровска на Соловки и в 16.00 с Соловков в Рабочеостровск.

-6

Теплоход построен в 1980 году в Мурманске. Модернизирован, оснащён всеми необходимыми системами безопасности, одобрен Российским морским регистром судоходства.

На теплоходе есть закрытый салон и кормовая прогулочная палуба.

Максимальная скорость хода - 12 узлов (~22 км/ч).

Теплоход "Василий Косяков"

Вмещает до 160 пассажиров. Отправляется ежедневно в 08.00 из Рабочеостровска на Соловки и в 19.00 с Соловков в Рабочеостровск.

-7

Теплоход построен в 1982 году в Находке. Модернизирован, оснащён всеми необходимыми системами безопасности, одобрен Российским морским регистром судоходства.

На теплоходе есть закрытый салон, прогулочная кормовая палуба и верхняя открытая палуба.

Максимальная скорость хода - 13,5 узлов (~25 км/ч).

Теплоход носит имя Василия Александровича Косякова, который возглавлял и возрождал Мурманский торговый порт в послевоенное время (с 1947 по 1961 годы).

На теплоходе "Василий Косяков" по Белому морю
На теплоходе "Василий Косяков" по Белому морю

🟩 ПОСАДКА НА БОРТ

На обратной стороне билета написаны правила посадки. Из них вы узнаете, что на посадку нужно приходить не позднее чем за 30 минут.

А также такое интересное правило, что в первую очередь на теплоход проходят организованные группы от турфирм, у которых есть договор с ООО "Причал". А это бывают группы по 40-50 человек.

Если вы компания товарищей или родственников и купили билеты в кассе, то вы не имеете приоритета и заходите на борт в порядке живой очереди. Я уж не говорю про тех, кто путешествует в одиночку или парой.

Запускают на борт по 10-15 человек, чтобы все успели пройти без толчеи и комфортно расположиться. Когда предыдущие определились с местом и освободили проход, пропускают следующие 10-15 человек.

В общей сложности посадка занимает минут 15. Но вот это правило, что надо приходить на причал за полчаса, важно соблюдать строго. Как на посадке в Рабочеостровске, так и на Соловках. Дело в том, что теплоход почему-то может уйти раньше расписания!

На пути с Соловков я подумала, что не хочу тратить время на ожидание посадки других пассажиров и пришла к её окончанию. Но уткнулась в закрытый шлагбаум. Команда уже радостно отдала швартовы, и теплоход отчалил в 15.50 вместо 16.00. Остановить его было невозможно. Охранник лишь развёл руками.
К счастью, билета у меня не было (собиралась купить на месте), и я просто поехала на частном катере. Но были люди, которые купили билеты заранее и тоже не успели сесть. Вернули ли им потом деньги, не знаю. По какой причине теплоход ушёл раньше - неизвестно. Телефоны администрации не отвечали весь вечер, выяснить не удалось. А потом уже стало неактуально.

Вообще, в компании ведётся учёт проданных мест, на посадке всех пересчитывают, отрывают корешки билетов. Но, оказывается, это не гарантия того, что вас дождутся. Так что лучше приходить заранее.

КАК СКОРОТАТЬ ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ

На причале есть кафе, в котором можно взять еду и напитки с собой. Учитывайте, что на теплоходе нет буфета, а на Соловках цены дороже, чем на материке, потому лучше запастись всем необходимым здесь или даже лучше ещё в Кеми. Кстати, на борту запрещено распитие спиртных напитков, так что на них можете не тратиться ))

Ещё здесь же расположен магазин "Товары из Финляндии и Швеции", где продаётся всё на свете: от шоколадок и кофе до свитеров, курток и шапок. Очень полезный магазин, если вдруг вы одеты не по погоде или забыли тёплые вещи.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТЁПЛЫЕ ВЕЩИ ЛЕТОМ

Ответ простой: на Белом море очень ветрено и холодно. Даже если на берегу жара +25-30, на протяжении двух часов вас будет сопровождать ледяной ветер. Так что лучшая одежда для путешествия - та, которая не продувается и закрывает шею и голову.

Вот примеры идеального "облачения" с нашего рейса.

Примерно так нужно одеваться для путешествия по Белому морю на теплоходе
Примерно так нужно одеваться для путешествия по Белому морю на теплоходе

ЕСЛИ У ВАС МНОГО БАГАЖА

Если вы везёте с собой большие рюкзаки, чемоданы, велосипеды то вам нужно оплатить перевес при необходимости.

  • Бесплатная норма провоза багажа - 15 кг.
  • За перевес нужно будет доплачивать по 250 р. за каждые 10 кг.

Где и как разместить крупногабаритные вещи, вам подскажет при посадке команда. Обычно места выделяются в специальных отсеках в носовой части салона или на кормовой палубе.

ЕСЛИ ВАМ НУЖНА ПОМОЩЬ

На сайте написано, что в конструкцию теплоходов нельзя вносить изменения, поэтому они не адаптированы для людей с ограниченными возможностями. Если вам требуется помощь при посадке и в пути, нужно указать эту информацию при бронировании билетов и ожидать ответа администратора, а затем уже с ним обсудить детали.

🟩 ВРЕМЯ В ПУТИ

Путь до Большого Соловецкого острова составляет примерно 43 км. Теплоходам на преодоление этого расстояния требуется около 2 часов, включая швартовку. Так что рассчитывайте свои силы и желания при выборе места.

КАКОЕ МЕСТО ВЫБРАТЬ

Преимущество выбора места - у организованных групп. Помните, их запускают на посадку первыми, а места в билетах не прописаны? Неприятно, но факт. Если группы большие, то останется то, что останется.

На теплоходе есть верхняя открытая палуба, прогулочная кормовая палуба и закрытый салон. Конечно, между палубами можно будет перемещаться, жёсткой привязки к местам нет.

В закрытом салоне есть один большой плюс: там сухо и тепло. В остальном так себе: душно, иллюминаторы маленькие и они не открываются. Сидишь и практически ничего не видишь.

Закрытый салон теплохода "Василий Косяков". Рейс Кемь - Соловки, 2023 год
Закрытый салон теплохода "Василий Косяков". Рейс Кемь - Соловки, 2023 год

Что находится самом низу, не знаю. Может быть, машинное отделение, а может, ещё один салон. На нашем рейсе проход туда был закрыт.

В носовой части есть две каюты с деревянными полками-лежаками. Непосредственно в них я не стала снимать, потому что там отдыхали люди.

Есть выход на боковые открытые палубы и кормовую прогулочную, откуда по лестнице можно подняться наверх.

На верхней палубе всего 36 посадочных мест. Ещё есть возможность стоять вдоль ограждений. Собственно, большинство людей там и находились. В носовую часть проход запрещён (висят цепочки).

Верхняя открытая палуба теплохода "Василий Косяков"
Верхняя открытая палуба теплохода "Василий Косяков"

Огромный плюс открытой палубы - это шикарные виды и в море, и в начале путешествия, и у остров. Но минусы тоже есть, их несколько.

Первый и главный: погода. Если идёт дождь, сюда даже соваться не стоит.

Второй: сидения пластиковые, не очень удобные и установлены против хода. С одной стороны, хорошо, что ветер не в лицо, а в затылок. С другой - не всем комфортно ехать спиной вперёд.

Третий: негде разместить вещи. Даже элементарно сумку некуда поставить, кроме как на пол, так как поначалу абсолютно все сидения заняты.

Четвёртый: на нашем утреннем рейсе все кресла были мокрые и грязные, покрыты чёрными хлопьями. Пришлось доставать салфетки, какие-то тряпочки, у кого что было, чтобы их очистить.

Когда двигатели завелись, стало понятно, откуда взялась сажа - из выхлопных труб. Чадит теплоход, когда "поддаёт газку", прилично.

-12

Хорошо, что во время движения дым уходит назад. А вот когда теплоход ещё стоит на месте и заводит двигатели, всё летит на палубу.

КАК ПЕРЕНОСИТСЯ ДОРОГА

Обратите внимание на предыдущем фото на палубе много людей, но насколько почти все легко одеты. Думаете, как долго они смогли пробыть на ветру? Максимум час.

Сначала действительно, солнышко греет и даже припекает. Но это обманчивое впечатление. Когда теплоход отходит от берега, начинается сильный ветер, который не прекращается до самых островов.

К середине путешествия людей наверху становится всё меньше и меньше. К концу остаются только самые стойкие и хорошо одетые. И даже те, кто изначально занимал места на верхней палубе с намерением провести тут весь путь, спускаются вниз - греться и дремать.

Что касается качки, то она, конечно, есть. Каждый её переносит по-своему.

Из развлечений главное, неотъемлемое и единственное - это чайки.

ЧАЙКИ

Как минимум половину пути пролетят синхронно с теплоходом. Во-первых, они собирают рыбу, которая попадает под винты. Во-вторых, клянчат еду у пассажиров. И те их с удовольствием кормят. Ведь кадры получаются эффектные.

Беломорские чайки сопровождают теплоход до Соловков
Беломорские чайки сопровождают теплоход до Соловков

Так что можете захватить с собой ещё и какую-нибудь еду специально для пернатых. Потому что вашу они точно отберут )))

Чтобы выклянчить вкусное, чайки ловко планируют, показывают всякие трюки, ловят кусочки налету. Самые смелые даже клюют с рук. Но удовольствие для человека это малоприятное - клюют больно.

Когда птички устают лететь, просто садятся на теплоход и едут "зайцами".

-14

В какой-то момент, когда люди массово уходят с палубы греться и перестают кормить, чайки пропадают из поля зрения. Может быть, перелетают к другому теплоходу.

На горизонте встречный теплоход маршрута Соловки - Кемь
На горизонте встречный теплоход маршрута Соловки - Кемь

Я на открытой палубе провела все два часа, а в салон спустилась только чтобы посмотреть, что вообще там есть, и чтобы размяться. Одета я была тепло, но всё равно сидеть постоянно наверху было тяжело.

Особенно после "экватора", когда новизна впечатлений уже ушла, когда начинаешь уставать от солнца с ветром и монотонности. Ещё и встать сегодня пришлось в 5 утра. Глаза закрываются, проваливаешься в сон...

...И вот они, долгожданные Соловки.

Сначала над возвышенностями показываются еле различимые в дымке купола. Много куполов. Затем острова как будто расступаются и между ними во всей красе выплывает Соловецкая крепость, она же монастырь. Как чудесный град Китеж.

Крепость на фоне Соловецких островов
Крепость на фоне Соловецких островов

Зрелище это восхитительное. И посмотреть на него на открытых палубах собираются почти все пассажиры. Крепость будет видно то слева, то справа. Уже на подходе к острову, лучший вид будет по правому борту.

Прекрасный вид на Соловецкую крепость / кремль / монастырь с теплохода
Прекрасный вид на Соловецкую крепость / кремль / монастырь с теплохода

🟩 ПРИЧАЛ НА СОЛОВКАХ

Теплоход прибывает на Большой Соловецкий остров, на Монастырский причал, который находится в Бухте Благополучия, прямо напротив крепости (монастыря). Отсюда до отелей и музеев можно добраться пешком. Или сразу отправиться на экскурсию.

Вид на Соловецкую крепость и Монастырский причал, у которого стоит теплоход "Александр Шабалин" ("Метель-6", младший брат "Метели-4"), принадлежащий музею
Вид на Соловецкую крепость и Монастырский причал, у которого стоит теплоход "Александр Шабалин" ("Метель-6", младший брат "Метели-4"), принадлежащий музею

О том, какие есть виды экскурсий на Соловках, и как на них попасть, расскажу в следующей публикации. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить.

✔ ЧЕК-ЛИСТ: ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ

Итак, подведём итог, что может пригодиться в пути, помимо очевидного.

  • Наличные для покупки билетов и других расчётов
  • Тёплая непродуваемая одежда с капюшоном, а лучше шарф и шапка
  • Удобные ботинки, желательно закрытые
  • Салфетки бумажные и/или влажные
  • Еду и напитки для себя (по необходимости)
  • Корм для чаек
"Я слежу за вами. Есть чё поесть?"
"Я слежу за вами. Есть чё поесть?"

Поддержите публикацию лайком, если информация оказалась полезной. Добавьте в избранное, чтобы её было легко найти.

Если Ваш опыт отличается от моего или у Вас есть дополнения, делитесь ими в комментариях. Другим будет интересно почитать.