Перспективы отечественного масла Aif.ru попросил оценить генерального директора Национального союза производителей молока Артёма Белова.
Наилучший результат масляный экспорт России показал в 2020 г., когда за рубеж было поставлено 3,1 тыс. т. Это немного – лишь 1% от нашего производства. Но наращивание экспорта – пока не главное. Сначала необходимо полностью обеспечить маслом страну, создать излишки на внутреннем рынке. И уже затем начинать борьбу за внешние рынки.
Крупнейший покупатель российского сливочного масла – Казахстан. До 2022 г. рядом стояла Украина. Однако поставки туда прежде всего шли на территории, ныне присоединившиеся к РФ. Эти продажи теперь изъяты из внешнеторговой статистики, что вместе с логистическими и валютными проблемами уменьшило объём экспорта масла в прошлом году. Но перспективы его восстановления и роста хорошие, в том числе за счёт проникновения в страны Восточной Азии и Северной Африки. Например, ведутся переговоры с Алжиром и Филиппинами.
Вообще, по прогнозу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в ближайшие 10 лет экспорт молочной продукции вырастет сильнее всех прочих мировых продовольственных рынков. При этом главные поставщики масла – страны ЕС и Океании – вряд ли смогут увеличить производство в связи с ужесточением требований к экологии. И Россия войдёт в число немногих производителей, которые способны откликнуться на растущий спрос.
Произойти это может через несколько лет, когда выпуск молочной продукции РФ превзойдёт уровень, определённый в национальной Доктрине продовольственной безопасности – 90% от потребления. По маслу в первой половине 2023 г. этот показатель приблизился к 80%.
Оптимизм вселяет то, что рост выработки сливочного масла в России превышает рост его потребления, а производство сырого молока каждый год увеличивается на 3–4%. Государство поддерживает отрасль субсидиями и протекционистскими мерами. Закупки молока и масла в недружественной Европе были запрещены в 2014 г. В результате за 9 лет импорт разных видов «молочки» сократился почти на треть, инвесторы вложили в молочное производство почти 400 млрд руб., и сопоставимая сумма была направлена в переработку. Сегодня на российском рынке остался лишь один крупный зарубежный поставщик сливочного масла – Белоруссия, и его доля тоже снижается.
При этом потребление масла в современной России ниже уровня позднего СССР. Если в 1990 г. за год среднестатистический житель страны съедал больше 6 кг, то теперь – лишь около 3. Но я не думаю, что это повод для тревоги. Просто за прошедшие годы в магазинах появилось множество новых молочных продуктов, которые потеснили масло на нашем столе.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ