В наши дни трудно себе представить, чтобы кто-то становился монахом не по своей воле. Ведь постриг — это не формальное произнесение обетов и пострижение волос в знак принадлежности Церкви. Человек, решивший встать на путь монашества, должен “умереть” для мира и под новым именем начать другую жизнь, полностью посвящая себя служению Богу, в стенах монастыря или в отшельничестве.
Но исторически сложилось так, что на протяжении многих веков монастыри были местом ссылок провинившихся мирян, клира и неугодных власти лиц, в том числе правящего круга (царей и цариц, князей и княгинь). И хотя монашество часто не было их свободным выбором, немало из насильно постриженных находили в этом Божий Промысел и завершали свой земной путь в святости.
Византийская практика
В Византии чуть ли ни с самого зарождения монашества и монастырей (6 в.) заточение в них не считалось чем-то неправильным. На востоке монашество появилось на два столетия раньше, но уже тогда святой Антоний Египетский написал в «Уставе отшельнической жизни»: “Обличай (и исправляй) детей своих (духовных) нещадно; потому что с тебя взыщется осуждение их (если они окажутся достойными осуждения на Страшном суде)”.
Вероятно, эти мысли одного из основателей монашества, воспринятые общественными деятелями по-своему, и стали причиной появления такой необычной формы наказания, как ссылка в монастырь для исправления. Заточение в монастырь представителей клира и дополнительная внутренняя изоляция для монахов были нормой уже в 5 в.
С 6 в. при правлении императора Юстиниана в Византии ссылка в монастырь как форма наказания получила юридический статус и стала распространяться также на мирян. Например, в соответствии с 141 новеллой Юстиниана, жена, изменившая мужу, отправлялась в монастырь на покаяние. И если муж в течение двух лет не забирал ее обратно, то она оставалась там навсегда. В своде законов 9 в. “Василики” появилось и такое постановление, по которому супруги, расторгавшие брак без дозволенных причин, оба помещались в монастырь пожизненно. При этом часть их имущества отходила монастырю, а остальное — родственникам.
С 7 в. в Византии широко распространяется практика заточения в монастырь неугодных членов царствующей династии и государственных чиновников. Причем кроме обязательно покаяния в таких случаях совершался и насильственный постриг. Яркий пример такого явления — св. Феодора, жена византийского императора-иконоборца Феофила (9 в.). После смерти мужа царица Феодора взяла правление в свои руки, но впоследствии, неугодная брату, она была отстранена от дел и насильно пострижена вместе с дочерьми в монахини. В монашестве благоверная посвятила себя духовному совершенствованию и мирно отошла ко Господу.
Кроме того, ссылка в монастырь считалась гуманным способом смягчения смертного и других суровых приговоров. В 10 в. византийский император Константин Багрянородный издал указ, в котором предлагал всем не пойманным убийцам принимать постриг в монастыре и до конца жизни трудом и молитвой зарабатывать себе прощение. В таком случае светское уголовное наказание с них снималось.
Русская практика
После принятия Крещения на Руси постепенно перенимают и сформированные в Византии нормы “гуманных наказаний” посредством ссылки в “дом церковный”. В первое время это касалось в основном женщин, которые выходили замуж во второй раз при живом первом муже или совершали иные безнравственные поступки против мужа. Первое упоминание о ссылке в монастырь по политическим соображениям на Руси связано с Киевским князем Игорем Ольговичем. В 1146 г. он был свержен и отправлен в монастырь, где принял постриг. Но затем он все равно был убит и канонизирован Церковью как святой. В его честь названа чудотворная икона Божией Матери “Игоревская”.
Примеров насильственного пострига цариц и княжен на Руси также довольно много. Но хотелось бы остановиться на тех, которые со смирением принимали такую волю Божью и в монашестве по принуждению угождали Ему своей святой жизнью.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Самой громкой и известной на Руси стала история с великой княгиней Соломонией Сабуровой. В 1505 г. эту благочестивую девушку выбрали из сотен других женой для великого князя Василия III. Супруги долгое время жили в согласии. Но за 20 лет Соломония так и не смогла родить наследника, поэтому государь решил попытать счастья с другой женщиной. Однако разводиться в то время было не принято. И хотя Боярская дума поддерживала решение Василия III о расторжении брака, священнослужители во главе с митрополитом Варлаамом и прп. Максим Грек были категорически против. Тогда впервые в истории Руси митрополита лишили сана, а княгиню Соломонию насильно постригли в монахини с именем София и сослали в Суздальский Покровский монастырь. Впоследствии этот монастырь стал местом заточения многих невольных царственных пострижениц.
Немецкий барон Сигизмунд Герберштейн так описывал этот постриг в «Записках о Московии»: “Огорчаясь бесплодием супруги, он заключил ее в один монастырь в суздальском княжестве, в тот самый год, в который мы приехали в Москву (т. е., в 1526 году). Она плакала и кричала, когда митрополит в монастыре резал ей волоса; а когда он подал ей кукуль , она не допускала надеть его на себя и, схватив кукуль и бросив его на землю, топтала его ногами. Иоанн Шигона, один из первостепенных советников, негодуя на этот поступок, не только сильно бранил ее, но и ударил плетью, прибавив: Смеешь ли ты противиться воле государя и медлить исполнением его приказаний? Когда Соломония спросила, по какому праву он ее бьет? он отвечал: По приказанию государя. Тогда с растерзанным сердцем, она объявила перед всеми, что надевает монашеское платье не по желанию, а по принуждению, и призывала Бога в мстители за такую несправедливость.”
Тогда все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал, что от второго брака родится человек, который поразит мир своей жестокостью. Так и случилось. Князь Василий III женился на Елене Глинской и через 4 года она подарила ему первенца — будущего царя Иоанна Грозного.
Монахиня София не сразу примирилась со своим новым положением, но наконец в усердной молитве нашла утешение и всецело посвятила оставшуюся жизнь служению Богу, мирно почив в 1542 г. Молва о святости княгини-мученицы быстро распространилась на русских землях, и преподобная стала широко почитаться еще среди своих современников. Были задокументированы чудеса, которые совершались по молитвам св. Софии для молящихся у ее гробницы и для всего города Суздаля.
Многие русские правители по примеру великого князя Василия III впоследствии так же “избавлялись” от неугодных женщин царских и княжеских кровей, и в первую очередь его сын Иоанн.
Царица Анна Колтовская была четвертой женой Ивана Грозного. Но супруги прожили вместе не более полугода, после чего без каких-либо объяснений Анна была пострижена в монахини с именем Дария и сослана в тот же Суздальский монастырь. В 1604 г. бывшая царица перешла в Тихвинский Введенский монастырь, где через 20 лет была назначена игуменией и после кончины почиталась местно как святая.
Княгиня Ефросинья Старицкая была супругой князя Андрея Старицкого. После смерти мужа, часть бояр видели в ее сыне Владимире нового кандидата на московский престол, вместо наследника Иоанна Грозного царевича Дмитрия. В итоге различных распрей в 1563 г. от приверженцев царя на Евфросинию был подан донос Иоанну Грозному. И обвиненная “в неправде”, княгиня была насильно пострижена с именем Евдокия. При этом ей было дозволено отправиться жить в основанный ею Воскресенский Горицкий монастырь, сохранить при себе прислугу и приближенных боярынь и выезжать в соседние обители для молитвы и других дел. В Горицкий монастырь княгиня перенесла основанную ею прежде златошвейную мастерскую. До настоящего времени сохранилось 12 ее работ, половина находится в Русском музее.
В 1569 г. вслед за убийством ее сына Владимира, приняла мученическую кончину и сама Евдокия. По царскому приказу ее утопили в ближайшей реке вместе с сопровождающими ее монахинями. Среди них была и невестка царя княгиня Иулиания Палецкая (в иночестве Александра). Тела Евдокии и Александры, которые по свидетельствам плыли против течения, были с честью погребены в Горицком монастыре, и княгини стали почитаться местночтимыми Вологодскими святыми.
Каждому человеку Богом дарована свободная воля. И хотя, как мы видим, порой властолюбивые люди лишали ее своих подчиненных, пытаясь насильно исправить человека в монастырском заточении или избавиться от него в такой “тюрьме”. Но Господь и там оставлял человеку свободу: кто-то просто отбывал срок, а кто-то находил возможность стяжать святость.