28 мая 1891 года маленькая датская деревушка Гундеструп стала свидетелем важного открытия, сделанного совершенно случайно. Группа торфозаготовителей была погружена в свою рутинную работу на "Лисьем болоте". Внезапно под слоем торфа один из рабочих заметил какие-то пластины с узорами. Он даже не подозревал, что эта находку будет будоражить умы учёных даже спустя 100 лет.
Из под торфа рабочие извлекли 12 потемневших серебряных пластин, богато украшенных чеканными изображениями, а также серебряную чашу. Как в последствии оказалось, чаша была дном, а пластины стенками котла. Он имел внушительные 65 сантиметров в диаметре и вес 8,89 килограмма. Хотя называть его котлом не правильно, потому что по сути это большой церемониальный сосуд, состоящий из пластин, замысловато украшенных множеством потрясающих и во многом загадочных изображений.
Ученые до сих пор расходятся во мнениях, относительно датировки этой чаши или котла. Причем оценки охватывают широкий диапазон от 300 г. до н.э. до 300 г. н.э., охватывающий почти шесть столетий. Точное происхождение котла Гундеструп также остается предметом научных дискуссий. Мастерство его изготовления предполагает слияние стилей различных культур, включая кельтские, фракийские и скифские влияния. Такой слияние намекает на взаимосвязанность древних обществ посредством торговли, миграции или общих культурных практик, которые формировали древний мир.
Но конечно самыми интересными и загадочными, являются изображения на пластинах. Как я уже писал выше чаша состоит из 12 пластин: 7-ми наружних и 5-ти внутренних. На каждой из внешних пластин изображены некие божества и руки с ладонями, как важный функциональный элемент. Некоторые божества, по-видимому, женского пола, отличающиеся отсутствием бороды и наличием условных грудей. Божества мужского пола, напротив, демонстрируют ухоженные бороды и прически. У всех божеств, кроме одного, на шее изображён торквес или шейная гривна, символизирующие божественную защиту.
Внутренняя сторона котла состоит из пяти пластин, каждая из которых изображает сближение божеств и животных. Наиболее красочно это видно в изображение Цернунноса, рогатого бога -"повелителя зверей". Эта сцена воплощает в себе слияние человеческого, животного и божественного - тема, перекликающаяся с разными культурами и эпохами.
Но, пожалуй, самая загадочная сцена украшает дно котла. Бык, застывший, словно в предсмертной агонии, доминирует в центре, его форма тщательно очерчена, дополнена характерной мошонкой и хвостом, напоминающим колос. Наверху стоит женская фигура в доспехах, напоминающих гальштатские нагрудники, с поднятым мечом в руках (Амазонка?) Перед ней изображено существо, похожее на собаку, в то время как под ногами быка лежит длинноногое четвероногое существо.
Интерпретаций этой сцены много. Это могло быть ритуальное изображение, связанное с культом Митры, или акробатическое представление, связанное с древней крито-микенской культурой. Но что это на самом деле, доподлинно не известно. Недавние исследования предполагают восточнокельтское происхождение котла, с сильным влиянием фракийской культуры. Но это всё гипотезы и мы, возможно, никогда полностью не разгадаем его тайны.
Если тема интересных археологических находок вам интересно, подписывайтесь на мой телеграмм канал. Там много чего интересного.