Как мы добрались до Крыма по новым присоединённым
территориям
От летней поездки на полуостров Крым нас отговаривало всё ближайшее окружение: родственники, друзья, знакомые: «Обстановка накалилась. Грохнуть может где угодно. Это опасно! Куда вас несёт?!» А мы в ответ: «Многие ведь едут, не боятся. А мы чем хуже? Да и детям нужно перед школой оздоровиться». Хотя, признаюсь, сомнения конечно одолевали.
Ещё в начале лета я начала мониторить официальные группы в мессенджерах, посвященных проезду в реальном времени по Крымскому мосту. А после очередного его повреждения украинскими надводными дронами 17 июля, я вступила и в группу, где народ делился впечатлениями проезда по альтернативному маршруту — присоединенным к России территориям. Страшилок там было много: писали про комендантский час, до которого надо было успеть проскочить, про бесконечные военные блок-посты, заминированные обочины, 3-х часовые заторы на КПП. И это было объяснимо. Ведь сухопутный коридор проходит в зоне СВО. Последней фразы достаточно для понимания ситуации.
Поэтому для тех, кто сомневается, ехать или не ехать сегодня в Крым, приведу один характерный диалог, случившийся в одной из групп. Женщина задала в чате вопрос: «Помогите принять решение: мы забронировали путёвку в санатории Алушты еще зимой на август. Планируем выезд через несколько дней. У нас два грудничка. Посоветуйте, безопасно ли нам ехать». Буквально через несколько минут один из участников обсуждения (тоже женщина) в ответ написала очень мудрое сообщение: «Раз у Вас есть дети, значит, Вы - человек взрослый. Поэтому должны понимать главное: все, кто сегодня едет в Крым, конечно-же рискуют. И степень риска может быть разной, поскольку где-то рядом идет война. Не надо питать иллюзий. Вы должны сами принять решение, готовы ли Вы рисковать. Ведь это же Ваши дети».
В общем, мы решили рисковать. Ведь дело это — благородное.
За день до старта на автомобиле в Крым мы обсудили два варианта маршрута: через Крымский мост или по альтернативному сухопутному коридору. Договорились принять окончательное решение после привала и ночевки в Ростовской области в городе Шахты. Это место находится в «двух шагах» от скоростной трассы на юг — М4. В свои прежние поездки мы часто делали привал в микрорайоне Аютинский в гостевом доме. В этот раз заранее места не бронировали, позвонили туда лишь за сутки. Сотрудник гостиницы пояснила, что остались лишь несколько двухместных номеров по цене 2700 за сутки и один 5-ти местный за 4000 рублей. В итоге без труда забронировали однокомнатную квартиру со всеми удобствами рядом - в соседнем микрорайоне Интернациональный по цене 2-х местного номера.
Ждали аварийного комиссара чуть больше получаса.
Самые лучшие параметры выезда: со вторника по четверг с утра пораньше до утренней пробки едущих на работу или уже после неё. Тогда и машин на шоссе будет значительно меньше, чем в остальные дни и часы. И к месту остановки-ночевки вы прибудете засветло. И да, не забудьте накануне путешествия загнать своего железного коня в автосервис на техосмотр: береженого бог бережёт. А ещё заранее скачать оффлайн карты ДНР, Запорожской и Херсонской областей на случай, если вдруг выберете второй вариант следования. Мы скачали заранее. Обязательно возьмите наличные деньги. Система оплаты картой на заправке, в магазине, кафе может дать сбой в любой момент.
Как обычно мы взяли в дорогу стандартный, выверенный годами, «джентльменский» набор: аптечку с лекарствами (для каждого - свои), две пятилитровые канистры: одна - с питьевой водой, вторая — с водой из из-под крана, антибактериальные салфетки, нож, орехи, сухофрукты, сырокопченая колбаса, твердый сыр, два литровых термоса, имбирь, куркума, красный жгучий перец в порошке (для добавления в чай, чтобы стимулировать иммунитет). Стартовали втроём из Москвы 3-го августа в 8.30 утра в четверг.
До Воронежской области шли по графику со средней скоростью 90-110 км в час по свободной трассе М4. К обеду датчик в салоне уже показывал 33 градуса за бортом. В районе Верхнего Мамона Воронежской области случилась неприятность. Вначале загорелась лампочка контроля топлива, и через минуту машина начала внезапно останавливаться. Буквально на последних оборотах мы дотянули до обочины и встали. Спасибо информационным щитам на нашем пути. Они периодически напоминали, что нужно делать в случае появления проблемы: остановится и вызвать аварийного комиссара по единому номеру *2323. Такой услугой мы пользовались впервые. Иона работает. Оператор ответила, что все комиссары сейчас заняты. Но через полчаса точно помощь придёт.
Пока ждали, испытали неприятные ощущения: вокруг пекло солнце, а мы сидели в «железной» коробке, как в западне. Салон раскалился. Рядом проносились авто, и машину от завихрений воздуха потряхивало. Когда стало невыносимо, решили спрятаться в ближайших кустах. Но для этого пришлось преодолеть дорожное заграждение. Комиссара ждали чуть больше получаса. Его появление мы восприняли как внезапный прохладный дождь в пустыне. «А вы у меня пока третьи с такой проблемой за сегодня», - сходу заявил долгожданный спаситель Сергей и залил в наш бензобак 10 литров 95-го по цене 56 рублей за литр. Мы были счастливы. А Сергей дал совет «на будущее»: «Если едете в жару, не ждите, когда загорится лампочка. Датчики ведь тоже «сходят с ума». Лучше ориентируйтесь по стрелке показателя топлива. Если приближается к минимуму, ищите ближайшую заправку. А перед выездом в дальнее путешествия обязательно замените в авто воздушный фильтр. Летом он быстро забивается пылью и насекомыми. А это влияет на расход топлива».
Следующая часть пути прошла без происшествий. Но из-за потери времени (с учетом остановки ещё и на перекус) в Шахты мы въехали, когда прилично стемнело. На юге вечереет рано.
Привал в Шахтах.
За ночь мы прекрасно восстановились. Кстати, не забудьте заранее подключить на телефоне тариф, действующий на полуострове. Я подключила уже в Шахтах. Хозяйка квартиры сказала, что вчера здесь ночевала семья, возвращавшаяся из Крыма. Все были весёлые и отдохнувшие. Я подумала, это добрый знак. Как только проснулись первые петухи, я вышла в город. Колесила несколько часов. Старалась поговорить с каждым, кто встретился но моём пути. Хотелось почувствовать пульс жизни местного населения. А когда открылись магазины и аптеки, беседовала с продавцами. Общая картина настроений говорила о том, что за нас, московских, здесь тоже волнуются: «Да у вас там, в Москве и Подмосковье больше прилетает, чем к нам. У нас тоже бахает, но рядом же постоянно идут учения».
«А в Крым ростовчане боятся ездить?» - спрашиваю у местной жительницы Оксаны. «Да кто как. У меня родственница с семьей ехала в июле по Крымскому мосту в тот момент, когда его атаковали. Она рассказывала, как все они в затор попали. А сотрудники спецслужб делали обход, отбирали регистраторы у водителей и заставляли пассажиров удалять «лишние» фото на телефонах, - разговорилась Оксана. - Мне-то в Крым незачем. У нас на Дону можно прекрасно загореть и поплавать. Здесь спокойнее». В аптеке продавец поделилась наблюдением: «Обычно каждый год сюда народ заезжает за пилюлями, кто на полуостров едет, кто в обратную сторону. Мы ж рядышком с трассой. Но в этом году «крымских» посетителей вообще не было. Вы — первая. Вчера из Анапы семья возвращалась с ротавирусом. Накупили у нас лекарств целый мешок». В продуктовом магазине продавщица сидела за прилавком и что-то старательно писала на листочке. Я приветливо поинтересовалась, что она пишет: «Молитвы пишу. У нас же большая группа здесь — пока примерно 500 человек. Но народ каждый день прибывает. Мы формируем посылки на фронт. В каждую - кладём листочек с молитвой. У нас есть тыловая карта для сбора средств. А по выходным мы готовим еду на передовую: печём пирожки, парим-варим для наших защитников что-то вкусное. Душа болит за парней. Пусть почувствуют наше тепло. Легче воевать будет».
У магазина с уютным названием «Ромашка» слева от входа стояли старушки. Каждая что-то продавала из своего огорода. Я подошла и стала набирать розовые помидоры в дорогу по смешной цене - 30 рублей за кило со словами: «В Крым едем, а дорога — неблизкая». Бабушка сочувственно, по-доброму посмотрела на меня, вздохнула и тихо пожелала: «Помоги вам Господь!»
Вперёд по присоединённым территориям!
Здесь будут сухие дисциплинированные строчки. Потому что эта дорога идет через регионы, где действует военное положение. В порядке исключения для удобства таких путешественников, как мы, комендантский час сняли только на этой трассе до особого распоряжения. Да, на обочине нам встретились несколько информационных табличек, где было написано: «Внимание! На обочинах не останавливаться. Заминировано. Стреляют». Необходимо держать в уме, что севернее в каких-то 150-ти километрах идут бои. Но в целом беспокойства не ощущаешь. Только внутреннюю дисциплину. Да, встречается много блок-постов. Но тщательно проверяют документы и осматривают машины только на двух: в вначале маршрута на КПП "Новоазовск"-"Весело-Вознесенка"и в конце - на КПП «Джанкой». Нужно будет показать паспорта и свидетельства рождения на детей. На обоих КПП задержка была в пределах получаса.
Военной техники попадается много в обе стороны, в том числе Уралов и Камазов. На пути встретились установка «Град» и даже танк. В небе увидели несколько вертолётов и военный самолёт. Все они следовали на низких высотах. На трассе есть военная полиция и комендатура. Так что держите документы под рукой. На блок-постах движение — реверсивное. Проверяющие - очень приветливые. На всем маршруте мне казалось, что нас незримо кто-то оберегает. Видеорегистратор лучше снять, военных он раздражает. Все-таки действует особое положение. На промежуточных блок-постах нас практически не останавливали. На отдельных, максимум, - притормаживали, чтобы заглянуть в твои глаза и внутрь салона. Многие водители вручают проверяющим «гостинцы»: воду, хорошие сигареты, печенье и т.п. Ребята берут, улыбаются, благодарят. Но специально никто не просит. Не положено.
Итак, опорные точки маршрута: Таганрог - Новоазовск- Мариуполь-Бердянск — Приморск — Мелитополь — Джанкой. Длина пути — порядка 400 км. Скорость прохождения с учетом торможения на блок-постах — 6-7 часов. Покрытие дороги — отличное. Кое-где встречается слабая разметка. Поэтому, если вздумаете проходить сухопутный маршрут ночью, не везде будет комфортно. Камер контроля скорости здесь нет, поэтому мы двигались со средней скоростью 100-120 км/ч. ОСАГО и КАСКО до нового года на трассе не действуют. Так что если вас где-то зацепят, примите это как данность.
Попутных машин было мало. Встречались фуры, мы их обгоняли по встречке. Кстати, о заправках. Через несколько часов после выезда из Шахт мы заправились до полного бака, не доезжая до первого КПП. Так спокойнее. Топлива хватило на весь маршрут до въезда в Херсонскую область. Но если вы пролетели заправку — не беда. По дороге они встречаются каждые 50-70 км. Некоторые даже подряд.
Интернет пропал вскоре после прохода новоазовского КПП. Примерно в том самом месте, где слева от трассы расположен пункт оказания первой помощи с рядами больших палаток. До Чонгара мы двигались по оффлайн картам. Сотовая связь работала практически везде.
Если вы проголодались, можно перекусить в ресторанах и кафешках в крупных городах Мариуполе, Мелитополе, Бердянске. Последние два города дорога пересекает с краю, поэтому заезд туда нужно запланировать заранее. В этих же пунктах можно остановиться на ночь в гостиницах. Цены на питание и ночлег совсем небольшие.
Мариуполь - птица с подбитым крылом.
Когда мы въехали в Мариуполь, случилось смятение чувств. Больше года прошло, как здесь стихли бои. В воздухе стоял запах фруктов из заброшенных садов, что на окраинах в частном секторе. Улицы были забиты военными машинами разного назначения. Они стояли на обочинах и перемещались по дорогам в потоке среди легковушек. По городу скорость движения - небольшая, поэтому картинки по обеим сторонам шоссе можно рассмотреть детально. Они — совсем невеселые, а точнее: пронзительно-горестные. Было ощущение, будто со всех сторон на тебя смотрят черные, проваленные глазницы расстрелянных домишек и «рваных» многоэтажек. А где-то холмиками просто возвышались развалины. Мы остановились в Левобережном районе на улице Мерзляка у одного из строений с огромной обугленной дырой в стене.
Покорёженные ворота свесились во двор. А на земле лежали книги вперемешку с тряпьем и ботинками. Рядом - ряды высоких арок, «по уши» заросшие травой и усыпанные гроздьями винограда. Часть ягод склевали птицы. Виноград светился на солнце. И казалось, что внутри плодов, как на рентгене, были видны косточки. Я сорвала несколько, они были сладкими, даже очень. Поодаль стояло дерево. Его ветки, увешанные большими бордовыми грушами, гнулись к земле. Они блестели боками, но их некому было есть. Кто здесь жил? Сажал всё это? И где эти люди сейчас? Я смотрела на заброшенные дома, застывшие во времени. Они были похожи на тяжелораненого, которому так плохо, что нету сил попросить о помощи. Но помощь придёт обязательно. Не может не придти. Раны когда-то затянутся и все вернётся к жизни.
«Вы лучше не ходите здесь. На днях в соседнем дворе снаряд неразорвавшийся нашли», - громко обратился ко мне проходивший мимо мужчина в рабочей спецовке.
Я пошла вдоль улицы, впитывая энергию, скопившуюся над руинами. Эти сгустки беды ещё долго будут растворятся во времени, задевая каждого, кто придёт сюда. Это нужно обязательно видеть! На одной из калиток я заметила надпись белой краской «Живут люди», как будто подул свежий ветерок. Земля во дворе была ухожена, цвели подсолнухи и тыквы. Вдалеке копошилась женщина в белом платке. Мне показалось, она спиливала сухие, поврежденные ветки с плодового дерева. Апотом ломала их на мелкие кусочки. Движения у неё были решительные и быстрые, как будто своими руками она рвала прошлое время на кусочки. Вспомнились строчки поэта Дмитрия Мельникова, посвященные погибшим бойцам, освобождавшим Мариуполь: «Напиши мне потом, как живому письмо, но про счастье пиши, не про горе. Напиши мне о том, что ты видишь в окно бесконечное синее море. Я ломал это время руками, как сталь, целовал его в черные губы, напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь».
Потом мы ехали по проспекту Ленина. Люди шли по своим делам, работали светофоры, магазины и кафе. Возле одного из разрушенных строений я заметила человека с металлоискателем. В наш ряд встроилась бронемашина. Потом мы уступили дорогу, съезжающему влево военному «Уралу». И водитель поднятой в приветствии рукой поблагодарил в ответ. За окном мелькали обугленные многоэтажки. На некоторых висели строительные люльки с рабочими. Увидела на контрасте чистенький, как новенький, 9-ти этажный дом. Лишь на последнем этаже на месте окна одной их квартир зияла чёрная дыра: кому-то не повезло. Сюда попал снаряд.
Затем дорога пошла вдоль развалин того, что раньше называлось металлургическим комбинатом «Азовсталь». Я подумала, какой страшной ценой досталась мирная жизнь мариупольцам.
И как мог Эрдоган нарушить договорённости и отпустить командиров «Азова» (отряд спецназначения «Азов» - запрещенная на территории России террористическая организация), пленённых здесь в мае прошлого года. Их тогда заблокировали на территории «Азовстали». Я подумала о мертвых людях — мирных гражданах, застигнутых нацистской пулей, и лежащих здесь под открытым небом прямо на улицах еще год назад. Подумала о могилах во дворах и о тех, кто отдавал приказы использовать мирное население, как живой щит. Вспомнила рассказы сидящих в подвалах людей, что они испытали и как выжили.
Потом мы ехали по временному сооружению через реку Кальмиус. Слева висели ошметки разбитого старого моста, справа строили новый. Когда проезжали мимо вновь отстроенного красивого микрорайона Мариуполя, появилась уверенность в завтрашнем дне. Высокие белые многоэтажки смотрелись празднично на фоне бездонного синего неба.
Ещё из радостного: удалось увидеть здание одного из главных символов города - Мариупольского Драматического театра. Оно было завешано строительной сеткой с изображениями классиков русской литературы. По официальной информации работы по его восстановлению планируют закончить к концу 2024 года. Скорее бы.
Когда покинули город, впечатления сменились. Военных машин в обе стороны было так много, что к ним быстро привыкли. Вот на обочине бойцы ремонтируют БТР, а вот слева идет колонна автобусов, сопровождаемая патрульной машиной ГИБДД с мигалками. С обеих сторон на обочинах встречалась сгоревшая техника: то ли военная, то ли гражданская — сходу понять трудно. По обеим сторонам периодически встречались ряды оборонительных линий, уходящих к линии горизонта, с торчащими бетонным «зубами дракона».
КПП в Чонгаре прошли за 20 минут. Там работают серьезные ребята-психологи: мужчины и женщины с внимательными, пронзительными, как рентген, взглядами. Они пытаются тебя разговорить, шутят, улыбаются, но в глубине их глаз застыла предельная и жесткая серьёзность. Я спросила сотрудника, досматривающего наше авто зеркалом с длинной ручкой: « Спокойно у вас тут?» Он загадочно закатил глаза: «Шесть часов назад что-то прилетало. Где-то там сбили», - махнул рукой в сторону и широко улыбнулся на прощанье: «Счастливой вам дороги!»
Призрачность бушующего мира.
После КПП в Чонгаре дорога пошла кочками. Но это было совсем неважно. От чувств распирало. В Крыму! Добрались! Мы ехали по Херсонщине, по трясучей дороге и радовались, как младенцы. А рядом проходил северо-крымский канал, снабжающий Крым питьевой водой. Он был полон! И совсем не пересох из-за развала Каховской ГЭС. Но наш путь лежал в южную часть полуострова, там уже ждали любимые люди. На месте были к полуночи, уставшие, но счастливые. А утром было море, непривычные для августовского сезона полупустые пляжи, набережная с мороженным и кафешками. Ближе к вечеру стало оживленней. Солнце уже не так шпарило. И на пляж потянулись любители вечернего купания. На песке аниматоры раскладывали кресла-мешки, расставляли светильники и кальяны. Значит, есть спрос на «побалдеть» под шум прибоя всю ночь до утра.
А по мне, так нет ничего прекрасней, чем доехать перед заходом солнца да мыса Меганом и забраться повыше на гору. А там уже расчехлить саксофон (да-да, я всегда беру его с собой) и сыграть на нем свой любимый «Маленький цветок», глядя на красный заходящий шар. Я так и сделала. Под эту мелодию обычно признаются в любви или расстаются навсегда.
Вода в море - 24 -25 градусов. Почти парное молоко. Цены в отдельных магазинах выше московских. Но для тех, кто знает, есть социальные фруктово-овощные развалы и продуктовые палатки. Много сладких солнечных персиков по 70-100 рублей, инжира, розовых помидор. Обнаружила в некоторых магазинах продукты с надписями на украинском языке, произведённые уже в этом году. И цены на них — очень демократичные. Например, макароны класса экстра украинского производства стоят 50 рублей за килограмм. Кто-то делает свой маленький бизнес. Но чем больше я бродила по крымским улочкам, встречала улыбающихся безмятежных людей, держащихся за руки, слышала смех, тем сильнее подступало под самое горло чувство необъяснимой грусти.
Я вдруг вспомнила, что ровно год назад, мы шли по этой же улице вместе с друзьями. Как раз только освободили Мариуполь. И, казалось, что во-вот всё закончится. Ещё пару месяцев, и всё будет, как раньше. Такое настроение было у многих. Росавиация периодически сдвигала дату открытия аэропортов Юга. Но самолёты так и не полетели. Мы все тогда думали, что вот в следующем году уж точно станет лучше. А вот не стало. Запад взялся за нас крепко. Ведь они привыкли там у себя воевать десятилетиями. Значит, всё закончится нескоро. Очень нескоро. И к этому нужно привыкнуть. В тот момент, когда я писала эти строки, пришла новость, что по тому самому Чонгарскому мосту, где мы проезжали два дня назад, ударили НАТОвскими ракетами Storm Shadow со стороны Украины. Повреждено полотно. Досталось и посёлку Чонгар— разрушена школа. Жертв нет.Я вспомнила серьёзную улыбку проверяющего на том самом мосту, и его шутку: «Над нами здесь много чего летает...сбиваем».
По официальной информации, в момент подготовки материала, проезд на территорию Крыма временно осуществлялся через пропускные пункты Армянск и Красноперекопск. Фуры идут на Прекоп, легковушки и рейсовые автобусы — на Армянск. Точная схема движения опубликована на сайте Министерства транспорта Республики Крым.
Спроси меня сейчас, каким путём мы поедем обратно, и я скажу — тем же! Хочется ещё раз увидеть Мариуполь, пока на нём ещё остались следы текущего времени. Хочется вобрать в себя всю эту жизнь, которую невозможно наблюдать издали.
Светлана ПЕТРУШОВА