На выпускных экзаменах в гимназии в 1913 году комиссия единодушно поставила Зощенко за сочинение кол, большой и абсолютно беспощадный. Это была трагедия! А ведь Михаил был так горд своим юношеским сочинительством: с восьми лет он писал стихи и рассказы…
Потом писать стало некогда – Первая империалистическая, отчисление в резерв по ранению, дальше работа, весьма странного выбора; как вспоминал сам Михаил Михайлович, «я был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарём суда, делопроизводителем. Это было не твёрдое шествие по жизни, это было — замешательство». И только в 1922 году литературная деятельность возобновилась, и очень успешно: к середине двадцатых Зощенко – один из самых популярных писателей молодой Советской республики. Видимо, причиной стал необыкновенный языковый симбиоз из старорежимных «дворницких» выражений, слоганов и агиток; вы только прислушайтесь к текстам:
«А в кухне ихняя собачонка, системы пудель, набрасывается на потребителя и рвет ноги».
«Знакомый ветеринарный фельдшер, товарищ Птицын, давеча осматривал меня и даже, знаете, испугался. Задрожал. — У вас, — говорит, — полная девальвация. Где, — говорит, — печень, где мочевой пузырь, распознать, — говорит, — нет никакой возможности»,
«Граждане, — говорю. — На моих тут дырка была. А на этих эвон где». А банщик говорит: ”Мы, — говорит, — за дырками не приставлены. Не в театре”, — говорит».
Но ближе к концу 1930-х Зощенко по совету Маршака обращается к детской литературе, сперва публикуя небольшие рассказики в журналах «Чиж» и «Еж», а вскоре появился и его самый популярный сборник «Лёля и Минька», в который вошли удивительные рассказы «Великие путешественники», «Золотые слова», «Бабушкин подарок», «Ёлка» и другие.
Зощенко очень любил детей, доверял им и всегда общался на одной волне, без малейшей фальши. М. Мухранская, которая близко знала писателя, вспоминала: «Ему нравилось быть с детьми. Он легко себя чувствовал в их компании. Ведь не в пример взрослым дети ещё не научились скрывать своих чувств и говорят то, что думают». Удивительно, но депрессивного и вечно угнетенного духом Зощенко дети считали весёлым человеком.
«Лёля и Минька» - самый известный детский цикл Зощенко. По названию книги понятно, что в рассказах имеются общие главные герои – маленький Минька и его старшая сестра Лёля («Лёлища»), проказники, шалуны и огромные выдумщики. Зато само повествование об их приключениях ведется от лица взрослого рассказчика, естественно, Михаила, и, естественно, писателя – всем понятно, что Минька – это детский портрет самого́ Зощенко. Стиль рассказов напоминает литературный сказ – очень популярную форму повествования тех лет для детей. Но сказочной назидательности в тексте мало, да и откуда бы ей взяться, когда неугомонные герои пытаются продать калоши гостей, чтобы купить мороженое, разыгрывают прохожего, презентуя тому конфетную коробку с лягушкой и пауком, и планируют путешествие в поисках индейцев?
Тем не менее, писатель, по словам своего «крёстного отца» Самуила Маршака, «рассказывая детям поучительные истории, щедро и шутливо отдает им свой настоящий душевный опыт». В статье «Воспитание словом» Маршак приводит всего лишь один эпизод из книги Зощенко:
«Есть у него рассказ о единице, которую мальчик Минька хотел утаить от отца. Минька терял свои школьные дневники, забрасывал их за шкаф, но живучая единица упрямо переходила из дневника в дневник, становясь все жирнее и чернее. Отделаться от своей страшной тайны Миньке удалось только тогда, когда он открыл ее отцу. Кончается этот очень смешной и очень трогательный рассказ так: "...И я, лежа в своей постели... горько заплакал. И дал себе слово говорить всегда правду. И я, действительно, дети, так всегда и делаю. Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и легко".
Уж одно откровенное признание автора в том, что говорить правду "иногда бывает очень трудно", может тронуть читателя и убедить его в ценности преподанной ему морали. Закончить свой рассказ таким образом мог бы, пожалуй, Ганс Христиан Андерсен, мастер поэтической морали и моральной поэзии».
Все произведения Зощенко для детей совершенно особенные: ребята в них частенько находчивее и умнее некоторых взрослых, и обращается автор к ребенку без сюсюканий и занудства, что особенно импонирует юному читателю.
Зощенко замечал, что вовсе не ставил себе целью изобрести некий специальный детский язык:
«…эти рассказы, написанные для детей младшего возраста, написанные по моему методу, т. е. без перевода на детский язык и без учета специфики, оказались пригодными и для взрослых. Я отвергаю так называемую специфику детской литературы. Ее нет или почти нет. Вернее, специфика одна — высокое качество. Считаю, что почти любая тема, и даже самая трудная, может быть изложена ребенку без снижения ее свойств. Так или иначе, толстый журнал „Звезда“ публикует их без скидки на возраст».
Одновременно с детскими рассказами Зощенко писал автобиографическую повесть «Ключи счастья» (названную впоследствии «Перед восходом солнца»), которую он считал главным своим произведением. Случайно ли такое совпадение? Пытаясь разобраться в себе, с высоты уже прожитых лет писатель препарирует свое раннее детство, все жизненные ситуации и события, которые, по его мнению, могли повлиять на формирование психического здоровья маленького человека.
Стремление проанализировать собственное «я» и осознать причины происхождения личных неврозов Зощенко до времени прячет в детских рассказах – ведь совсем не для красного словца проницательный Маршак сравнил Зощенко с Андерсеном. И недаром публикация цикла «Лёля и Минька» вызвала бурное неприятие маститых педологов (направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и прочих) к методике развития ребёнка. Сегодня термин не применяется, заменен «возрастной психологией» – прим. ред.), настоятельно требовавших запретить детям читать «детские рассказы не совсем для детей» о Лёле и Миньке.
В феврале 1941 года в ЦК ВЛКСМ даже прошло специально организованное совещание по поводу рассказов Зощенко, на котором было заявлено:
«Утверждают, что Зощенко сделал какое-то открытие, сказал новое слово в детской литературе, что нужно идти за ним, это маяк, на который следует ориентироваться. Сейчас нужен человек, который выступил бы и публично заявил, что это направление неправильно».
Что же так испугало и насторожило специалистов по детскому развитию? Ну, например, для любого маленького читателя должно быть абсолютно ясно, что мама и папа обязаны любить своих детей одинаково, разве может быть иначе? А вот на Лёлю родители обращают гораздо меньше внимания, а бабушка и вовсе дарит подарки только своему любимцу Миньке. Не оттого ли девочка и совершает дурные поступки, дерется с братом, обманывает и попросту хулиганит? Разве можно показывать взрослых столь недальновидными и, честно говоря, глуповатыми? Но Зощенко уверен в том, что не только можно, но и нужно: со своим непревзойденным юмором он показывает маленьким и большим читателям, насколько важны для наших близких любовь и забота. Даже малыши чувствуют эту писательскую правду, поэтому снова и снова просят маму прочитать им «Лёлю и Миньку».
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!