Найти в Дзене

Уникальный букварь, по которому учились дети 106 лет назад. Показываю как выглядели страницы букваря и что изменилось с тех пор.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня хочу показазать вам букварь 1917 года "Шаг за шагом" (автор А.И.Лебедев). По-моему, издание уникальное. Прежде всего для нас, взрослых. Современные дети, увидев данный букварь, с уверенностью скажут, что данный букварь "с другой планеты". В чем уникальность и почему "с другой планеты"? Во-первых, сам алфавит. Современный алфавит отличается от алфавита 1917 года. В нем есть буквы, которые уже век не используются в чтении и при письме. Посмотрите сами Во-вторых, сам стиль написания и чтения. В конце слов добавлялась буква Ъ. Некоторые слова писались и читались совершенно не так, как сейчас. Стоит также сказать, что в 1918 году, в результате проведенной реформы русской орфографии были отменены некоторые буквы алфавита, а также написание Ъ в конце слов. В результате реформы (за которую кстати сказать выступали многие преподаватели) была упрощена русская грамматика. Букварь начинается с раздела "От составителя". Уже тогда, в 1917 году автор упоминает

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня хочу показазать вам букварь 1917 года "Шаг за шагом" (автор А.И.Лебедев).

По-моему, издание уникальное. Прежде всего для нас, взрослых. Современные дети, увидев данный букварь, с уверенностью скажут, что данный букварь "с другой планеты".

В чем уникальность и почему "с другой планеты"?

Во-первых, сам алфавит. Современный алфавит отличается от алфавита 1917 года. В нем есть буквы, которые уже век не используются в чтении и при письме. Посмотрите сами

-2

Во-вторых, сам стиль написания и чтения. В конце слов добавлялась буква Ъ. Некоторые слова писались и читались совершенно не так, как сейчас. Стоит также сказать, что в 1918 году, в результате проведенной реформы русской орфографии были отменены некоторые буквы алфавита, а также написание Ъ в конце слов. В результате реформы (за которую кстати сказать выступали многие преподаватели) была упрощена русская грамматика.

Букварь начинается с раздела "От составителя". Уже тогда, в 1917 году автор упоминает, что чтение это сложный психический процесс, и рассказывал, как запустить этот процесс наиболее правильно.

Букварь 1917 года начинается так
Букварь 1917 года начинается так
-4

А далее в букваре начинается сам процесс обучения, и заметьте, как и в советских букварях, с картинок! Даже не с букв, а именно с картинок. Делалось это для развития речи, и лишь потом детей знакомили с буквами, далее слоги, и уже потом слова. Данный принцип использовался не только в букваре 1917 года, но и в советских букварях. В современных букварях совершенно сломан этот механизм. Современные азбуки начинаются со СЛОВ! Картинки и слова! И лишь потом буквы. Где логика? Лично мне не понятно, чем руководствуются составители современных букварей для первоклассников.

Самая первая иллюстрация букваря 1917 года
Самая первая иллюстрация букваря 1917 года

Далее иллюстрации по сути исторические, и вот еще одна причина уникальности данного издания-иллюстрации отражают образ жизни детей того времени, их занятия, стиль одежды, обстановку вокруг.

-6
-7
-8
-9

После развития речи развивали моторику рук, готовя их к письму.

-10
-11
-12

И обязательно показано как сидеть и держать перо при письме.

-13

И вот наконец-то и буквы!

-14
-15
-16
-17

-18

-19

-20
-21

А вот и одна из букв, которая была исключена из алфавита в результате реформы в 1918 году.

-22

Обратите внимание на слова - не каждый современный человек знает, как их прочесть.

-23
-24
-25

И снова исключенные из современного алфавита буквы

-26
-27

А вот так буквы писались

-28
-29

А далее шел раздел, посвященный чтению.

-30
-31
-32

А вот и старые добрые сказки, наизусть знакомые современным ребятам.

-33
-34

А здесь можно посмотреть как выглядел букварь 1960 года.

А что вы думаете о букваре 1917 года? Делитесь вашим мнением в комментариях!