Найти в Дзене

Тульский верблюд

Гравюра из книги Луиджи Фернандо Марсильи, (изданной в Амстердаме в 1732 г.) русский перевод:  «Военное состояние Оттоманския империи с ея приращением и упадком. = Военное состояние Оттоманской империи». Сочинено чрез графа де Марсильли члена Парижския королевския академии наук и Монпельерския также Лондонскаго королевскаго социэтета и основателя Болонскаго института.; Все украшено грыдорованными листами. [Перевел В.К.Тредиаковский]. печатано при Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург, 1737 г.
Гравюра из книги Луиджи Фернандо Марсильи, (изданной в Амстердаме в 1732 г.) русский перевод: «Военное состояние Оттоманския империи с ея приращением и упадком. = Военное состояние Оттоманской империи». Сочинено чрез графа де Марсильли члена Парижския королевския академии наук и Монпельерския также Лондонскаго королевскаго социэтета и основателя Болонскаго института.; Все украшено грыдорованными листами. [Перевел В.К.Тредиаковский]. печатано при Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург, 1737 г.

Во время раскопок в Тульском кремле была собрана большая коллекция костей животных: типичный для древнерусского города набор домашних копытных, таких, как коровы, овцы, козы, свиньи и лошади. Но одна находка выбивалась их этого ряда - кость крупного верблюда, найденная в слое XVI века.

Сохранность костного фрагмента оставляла желать лучшего: вероятно, он происходит из самых нижних напластований XVI века. Размеры и специфическая анатомическая форма обломка однозначно свидетельствуют о его принадлежности большеберцовой кости взрослой особи. Однако этих параметров недостаточно для однозначного ее отнесения к конкретному виду: к дромадеру (одногорбому) или к бактриану (двугорбому); невозможно также установить пол животного. Размеры обнаруженной кости достаточно крупные, и, предположительно, кость может соответствовать или характеристикам бактриана, или его гибрида с дромадером. Такие гибриды, широко распространенные в Османской империи, по размерам не уступали родительским особям, но отличались выносливостью и спокойным нравом.

Сравнение кости верблюда из Тульского Кремля (слева) и кости верблюда из Хорезма
Сравнение кости верблюда из Тульского Кремля (слева) и кости верблюда из Хорезма

Казалось бы, где Тула, а где верблюды? Но на самом деле верблюды были известны на Руси: они упоминались в Ветхом и Новом Завете, в околобиблейских преданиях и притчах, о них писали в средневековых бестиариях, и изображения верблюдов встречаются на фресках, миниатюрах и иконах.

Страница 194 из книги Лицевой летописной свод XVI века. Русская летописная история. Книга 22. 1553–1557  гг. М.: ООО "Фирма "АКТЕОН", 2014. – 558 с.
Страница 194 из книги Лицевой летописной свод XVI века. Русская летописная история. Книга 22. 1553–1557 гг. М.: ООО "Фирма "АКТЕОН", 2014. – 558 с.

О верблюдах упоминается в Повести временных лет: они становятся частью добычи в военном походе князей Святополка и Владимира на половцев (запись 6603 г.): «Святополк же и Владимир пошли на вежи, и взяли вежи, и захватили скот и коней, верблюдов и челядь, и привели их в землю свою».. в русских летописях I Новгородской летописи упоминается о дарах, которые отправили половцы русским князьям перед битвой на Калке (запись г. 6732): «... и дары принесе многы, кони, и вельблуды, и буиволы, и девкы...».

Но знакомство с верблюдами не ограничивалось письменными источниками. Хотя находка кости верблюда для Тулы уникальна, она в то же самое время предсказуема: через город пролегал один из торговых путей, связывающих Москву с южными землями, в том числе с Крымом и Османской империей. Верблюды использовались как вьючные животные в составе караванов с товарами и не были диковинкой.

Известно, что верблюды были частью военного обоза при многочисленных набегах на Москву в XVI веке: так Иван Шереметев, противодействуя походу крымского хана в 1555 году, захватил «царев кош» из «лошадей с шестьдесят тысящь да аргомаков з двесте да восмьдесят верблюдов».

Конечно, в основном верблюды были на Руси экзотическими животными, которых могли использовать для великокняжеских и царских потех, или в качестве дипломатических даров. Например, в 1465 году на просьбу псковичей «поставити владыку во Псков, нашего же псковитина» великий князь и митрополит ответили отказом «зане же искони не бывал… и подариша посла верблудом» (подарок с ехидным намеком на злонравие псковичей, просящих светскую власть разделить епархию).

Телчеслон и велбудопардус – жираф. Миниатюра «Христианской топографии», XVI в.
Телчеслон и велбудопардус – жираф. Миниатюра «Христианской топографии», XVI в.

В то же время в повседневной жизни верблюды были редкостью, что и отражает крайне малое количество находок, фиксирующих их пребывание в древнерусских городах, в основном, заокских. Об этом свидетельствует и находка останков этого животного в тульской крепости.