Найти тему
Контур.Школа

Свидетельство о государственной регистрации продукции в составе заявки на участие в закупке

Некоторые товары допускаются к обращению на российском рынке только при условии их государственной регистрации. При закупке таких товаров заказчик вправе потребовать от участников конкурентной процедуры предоставления в составе заявок документов и сведений, подтверждающих наличие государственной регистрации, на основании пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ. И если в извещении о закупке устанавливалось соответствующее требование, то комиссия заказчика обязана проанализировать заявку на предмет наличия в ней надлежащих документов и сведений. В случае их непредоставления заявка подлежит отклонению по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.

В конце статьи вы найдете анализ предоставленного участником закупки свидетельства о государственной регистрации товара.[ArticleMaterials=2563]

Правовые основы требования о государственной регистрации закупаемых товаров

Требования о государственной регистрации тех или иных товаров содержатся в различных нормативных правовых актах, регламентирующих обращение таких товаров.

Так, Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» (далее — Решение КТС № 299) утвержден перечень продукции (товаров), подлежащих государственной регистрации. В перечень включены дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства, продукция (товары) бытовой химии, предметы личной гигиены для взрослых и т.д.

Требование о государственной регистрации специализированной пищевой продукции устанавливается в ч. 1, 2 ст. 24 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». К такой продукции относятся:

  • пищевая продукция для детского питания, в т.ч. питьевая вода для детского питания;
  • пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
  • лечебно-столовые и лечебные природные минеральные воды;
  • пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
  • биологически активные добавки к пище (БАД).

Государственной регистрации (с последующим декларированием соответствия) требуют некоторые виды товаров, предназначенные для детей (см. п. 2 ст. 12 ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»).

В приложении № 12 к ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» определен перечень парфюмерно-косметической продукции, подлежащей государственной регистрации.

Пестициды и агрохимикаты требуют государственной регистрации в силу ст. 23 Федерального закона от 24.06.1997 № 109-ФЗ «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами». Факт их государственной регистрации и внесения в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, подтверждается особым свидетельством о государственной регистрации пестицида и/или агрохимиката.

Как разъяснил регулятор контрактной системы, если законодательство РФ устанавливает определенные требования к отдельным видам продукции (товаров), в т.ч. касающиеся регистрации такой продукции (товаров), заказчик устанавливает в извещении о закупке соответствующие требования, в т.ч. к предоставлению документов (сведений), подтверждающих указанные требования, — см. Письмо Минфина России от 06.10.2022 № 24-06-06/96640.

Данный подход господствует и в правоприменительной практике: правомерность требования о предоставлении СГР в составе заявки практически никем не ставится под сомнение — см., например, решения Тверского УФАС России от 31.05.2022 № 05-6/1-81-2022 (изв. № 0836600003322000155 о закупке гербицидов), Чувашского УФАС России от 02.11.2022 № 021/06/7-957/2022 (изв. № 0315100000522000148 о закупке бумажных полотенец), Сахалинского УФАС России от 13.04.2022 по делу № 065/06/106-186/2022 (изв. № 0361200015022001131 о закупке дезинфицирующих средств), Красноярского УФАС России от 26.12.2022 № 024/06/106-3615/2022 (изв. № 0319100004922000980 о закупке дезинфицирующих средств) и др.

Впрочем, некоторые контрольные органы все же считают, что СГР является документом, который передается покупателю вместе с товаром, а потому требование о его предоставлении в составе заявки незаконно.

Пример. Заявка участника закупки была отклонена в связи с отсутствием в ее составе СГР на предложенную продукцию.
Правовая оценка УФАС. СГР (или его копия) является документом, который передается покупателю вместе с товаром. Закон № 44-ФЗ не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии конкретный товар, соответствующий требованиям заказчика. Следовательно, требование о предоставлении СГР в составе заявки участника закупки является неправомерным. В нарушение пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ заказчик потребовал предоставления в составе заявки документов, которые в соответствии с проектом контракта предоставляются заказчику одновременно с передачей поставляемого товара.
Решение Московского УФАС России от 16.03.2023 по делу № 077/06/106-3371/2023 (изв. № 0373100095223000026).
По мнению контрольного органа, действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Аналогично Решение Дагестанского УФАС России от 28.04.2023 № 005/06/106-1063/2023 (изв. № 0103200008423001569).

Автору статьи такой подход представляется неверным: СГР выдается не на конкретную партию товара (как, например, сертификат или декларация соответствия), требование о его наличии является принципиальным условием для допуска продукции к обращению на российском рынке, при этом информация обо всех действующих СГР является общедоступной.

Да, в приведенном примере заказчик дополнительно потребовал предоставления копии СГР непосредственно в момент поставки товара, но этот факт никак не отменяет права заказчика требовать предоставления СГР в т.ч. и в составе заявки: существует многочисленная судебная практика по сходному вопросу о предоставлении в составе заявки копии регистрационного удостоверения при наличии в проекте контракта условия о передаче указанной копии в т.ч. и в момент поставки товара: см. постановления Одиннадцатого ААС от 26.05.2017 по делу № А65-27989/2016, ФАС Московского округа от 11.07.2019 по делу № А40-197857/2018, Девятого ААС от 13.09.2019 по делу № А40-4347/2019.

Документы и сведения, которые подтверждают государственную регистрацию предлагаемого к поставке товара

В приложении № 4 к Решению КТС № 299 определен Порядок проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС. Как следует из п. 17 и 30 указанного документа, ввоз и обращение подконтрольных товаров на территории ЕАЭС осуществляется только при условии государственной регистрации, наличие которой может подтверждаться одним из следующих способов:

  1. Свидетельством о государственной регистрации подконтрольных товаров (далее — СГР) или его копией, заверенной в установленном порядке.
  2. Выпиской из единого реестра СГР, выданной уполномоченными органами, с указанием реквизитов СГР, наименования подконтрольных товаров, изготовителя (производителя), получателя и органа, выдавшего СГР.
  3. СГР в виде электронного документа.
  4. Наличием в едином реестре СГР, опубликованном на информационном портале Союза, или в национальных реестрах СГР государств — членов ЕАЭС сведений о СГР, указанном в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, в иной сопроводительной документации, на товаре и/или его потребительской таре.

Участник закупки вправе подтвердить государственную регистрацию предлагаемых к поставке товаров предоставлением документов и сведений, относящихся к любому из вышеуказанных пунктов.

Пример. В извещении о закупке дезинфицирующих средств было установлено требование о предоставлении в составе заявки копии СГР. Участник закупки вместо копии СГР предоставил выписку из единого реестра СГР. В связи с невыполнением требований к составу и содержанию заявки комиссия заказчика отклонила заявку данного участника.
Правовая оценка УФАС. Отклонение заявки правомерно, т.к. необходимый документ участником закупки действительно не предоставлен. Однако требование заказчика о предоставлении исключительно копии СГР противоречит п. 17 Прядка проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС, который предусматривает возможность подтверждения факта государственной регистрации подконтрольной продукции еще тремя способами (в т.ч. посредством предоставления выписки из единого реестра СГР). Действия заказчика нарушают п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Решение Астраханского УФАС России от 04.07.2022 № 030/06/42-762/2022 (изв. № 0825500000722002368).

Но если участник закупки подтвердил факт государственной регистрации предлагаемой продукции предоставлением копии СГР, отсутствие сведений о таком СГР в едином реестре СГР само по себе не дает заказчику оснований для вывода о его недействительности.

Пример. Участник закупки предоставил копию СГР от 20.07.2022 KZ.16.01.98.002.E.000490.07.22 на средство дезинфицирующее «БиацидАктив». Комиссия заказчика приняла решение об отклонении заявки участника, поскольку на момент ее рассмотрения информация о данном СГР отсутствовала в едином реестре СГР.
Правовая оценка УФАС. В извещении о закупке не было требования о наличии свидетельства в едином реестре СГР. Отсутствие сведений об СГР в указанном реестре не подтверждает действительность либо недействительность свидетельства. Уполномоченным учреждением и заказчиком не предоставлено доказательств, доказывающих обратное. Кроме того, на момент рассмотрения жалобы информация о спорном СГР отобразилась в едином реестре СГР. Таким образом, заявка участника содержала всю необходимую информацию, а потому ее отклонение было незаконным.
Решение Алтайского краевого УФАС России от 29.12.2022 по делу № 022/06/48-993/2022 (изв. № 0817200000322018365).

Разберитесь, когда требуется СГР, а в каких случаях государственная регистрация товара подтверждается иным документом

Специалисты в сфере закупок, работающие в учреждениях здравоохранения, постоянно имеют дело с закупками лекарственных препаратов и медицинских изделий. Обращение указанных товаров также допускается только при условии их государственной регистрации, наличие которой подтверждается регистрационным удостоверением (далее — РУ). Однако укоренившаяся привычка к работе с РУ способна сыграть с закупщиками из ЛПУ злую шутку.

Подробнее о курсеОбучение для заказчикаУправление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации,
120 ак. часов

Например, в случае когда в извещении о закупке дезинфицирующих средств для очистки гибких эндоскопов имелось требование о предоставлении копий РУ на предлагаемую к поставке продукцию. В связи с их непредоставлением заявка участника закупки была отклонена. УФАС постановило, что отклонение заявки являлось правомерным, т.к. она действительно не содержала копии РУ, подлежавшей предоставлению по условиям извещения о закупке. Однако требование о предоставлении копии РУ само по себе являлось незаконным, т.к. в силу Решения КТС № 299 дезинфицирующие средства подлежат государственной регистрации с выдачей СГР, а не РУ. См. Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 07.03.2023 по делу № 44-703/23 (изв. № 0372200009723000031). См. также Решение Ставропольского УФАС России от 24.12.2019 по делу № 026/06/64-2379/2019 (изв. № 0321100022119000101).

Верно и обратное: не нужно требовать предоставления СГР, если допуск закупаемых товаров к обращению подтверждается копией РУ. И конечно же, предоставление участником закупки копии РУ вместо необходимого СГР является безусловным основанием для отклонения заявки. Например, в случае когда при подаче заявки на участие в закупке дезинфицирующих средств участник закупки по одной из товарных позиций вместо СГР предоставил РУ на медицинское изделие «Салфетка спиртовая антисептическая из нетканого материала, стерильная одноразовая». УФАС постановило, что средства для дезинфекции кожи подлежат государственной регистрации в форме выдачи СГР (п. 1.2 Номенклатуры дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей, подлежащих государственной регистрации, утв. Приказом Минздрава России от 10.11.2002 № 344). Заявка участника закупки правомерно признана не соответствующей требованиям извещения о закупке — см. Решение Ульяновского УФАС России от 17.03.2022 по делу № 073/06/105-107/2022 (изв. № 0168500000622000374).

Анализ предоставленного СГР

  1. СГР должно быть действующим. Проверить этот факт можно посредством обращения к единому реестру СГР. Согласно пп. «в» п. 7 Правил формирования единого реестра СГР (утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 80 «О свидетельствах о государственной регистрации продукции») в реестре отражается статус СГР: действует, действие приостановлено, аннулировано (отозвано).
  2. Копия СГР должна быть полной. Это следует из самого понятия копии документа как экземпляра документа, полностью воспроизводящего информацию подлинника.

На практике участники закупок нередко нарушают это правило, включая в заявки копии СГР без приложений к ним.

В силу п. 22 Правил оформления СГР приложение является неотъемлемой частью СГР, а сам бланк приложения к СГР является документом строгой отчетности и имеет установленные степени защиты. При этом в приложение к СГР выносится не какая-то малозначащая информация, а, например, сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию, в случае значительного объема таких сведений. В этом случае в соответствующих полях СГР приводится ссылка на приложение к СГР с указанием количества листов в приложении.

Предоставление копии СГР без приложений — показание к отклонению заявки!

Пример правовой оценки. В предоставленной предпринимателем копии СГР содержалась ссылка на приложение, однако в составе заявки приложение отсутствовало. В связи с изложенным отклонение заявки соответствует требованиям извещения о закупке и Закона № 44-ФЗ — см. Решение Красноярского УФАС России от 17.06.2022 № 024/06/105-1547/2022 (изв. № 0119200000122005759).

В конце статьи вы найдете анализ предоставленного участником закупки свидетельства о государственной регистрации товара.[ArticleMaterials=2563]

  1. Наименование товара, указанное в заявке участником закупки, должно соответствовать наименованию такого товара в СГР. В противном случае невозможно достоверно судить об идентичности товара, предложенного участником закупки, и товара, в отношении которого предоставлено СГР. А ведь в силу п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить, среди прочего, наименование товара.

Пример аргументации. СГР является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, при невозможности однозначного сопоставления предложенного товара с таким документом возникает риск закупки товара, не разрешенного к обороту на территории РФ, что не соответствует принципам результативности и эффективности осуществления закупок. Таким образом, условие контракта о его предмете, включающем наименование товара, считается согласованным, если наименование поставляемого дезинфицирующего средства указано в соответствии с его СГР — см. Решение Омского УФАС России от 26.04.2023 № 055/06/106-478/2023 (изв. № 0852500000123000881).

Для подстраховки рекомендуем заказчикам предусмотреть соответствующее требование непосредственно в инструкции по заполнению заявок (в большинстве случаев контрольные органы считают такое пожелание заказчика правомерным — см., например, Решение Ростовского УФАС России от 24.04.2023 по делу № 061/06/49-1437/2023 (изв. № 0358300079423000116)).

  1. Область применения предлагаемого товара должна соответствовать потребности заказчика. К числу сведений, отражаемых в СГР, относится в т.ч. область применения товара, в отношении которого выдается СГР (пп. «г» п. 21 Правил оформления СГР, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 80). Очевидно, что в случае, когда к поставке предложен товар, назначение которого отличается от необходимого заказчику, такую заявку нельзя признать соответствующей требованиям извещения о закупке.

Пример. Требование заказчика к области применения закупаемой смеси белковой композитной сухой: «Для диетического лечебного и диетического профилактического питания в качестве компонента для приготовления готовых блюд для детей с трех лет и взрослых».

Участник закупки предложил к поставке смесь «СЭТ Оптима», область применения которой в приложенном СГР была указана следующим образом: «для реализации населению и использования пищеблоками лечебно-профилактических учреждений и другими предприятиями общественного питания в качестве компонента для приготовления блюд для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых».

Антимонопольный орган счел отклонение заявки правомерным, т.к. область применения предложенного продукта в соответствии с СГР предусматривает его применение только в качестве компонента для приготовления блюд для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых. Официальная информация о возможности применения данного товара для приготовления блюд для детей с трех лет отсутствует.

Решение Хакасского УФАС России от 22.06.2023 по жалобе № 019/06/106-597/2023 (изв. № 0380200000123003351). См. также решения Тульского УФАС России от 13.01.2023 по делу № 071/06/106-8/2023 (изв. № 0366200035622007309), Краснодарского УФАС от 24.03.2023 № 292/2023 по делу № 023/06/99-1468/2023 (изв. № 0818500000823001629).

При этом нужно помнить, что комиссия заказчика должна анализировать предоставленную информацию не только на буквальное, но и на логическое соответствие установленным требованиям. В противном случае появляется риск отклонения заявки в отсутствие на то законных оснований.

Пример. Участник закупки предложил к поставке витаминно-минеральный комплекс «Нутримикстура», который согласно СГР предназначен для использования медицинскими организациями в составе любых диет лечебного питания у пациентов различных возрастных групп и нозологий, учреждениями и предприятиями социального обслуживания для восполнения недостатка витаминов и минералов, а также нормализации обмена веществ, в качестве компонента для приготовления готовых блюд.
Правовая оценка УФАС. Область применения «для пациентов различных возрастных групп» не противоречит области применения «для взрослых и детей старше трех лет», поскольку является более широкой и включает обе возрастные группы согласно описанию объекта закупки. Основания для отклонения заявки отсутствовали.
Решение Татарстанского УФАС России от 06.10.2022 по делу № 016/06/48-1632/2022 (изв. № 0311100000622000192).

  1. Содержащиеся в СГР данные о характеристиках предлагаемого товара могут опровергать сведения, указанные участником закупки в заявке. В этом случае заявка подлежит отклонению по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ (в связи с выявлением в ней недостоверных сведений).

СГР позволяет проверить достоверность сведений не только о характеристиках, но и, например, о стране происхождения товара, поскольку в СГР отражается информация в т.ч. об адресе (адресах) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (пп. «д» п. 21 Правил оформления СГР, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 80).

Подробнее о курсахОбучение по 44-ФЗ, 223-ФЗПовышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

В подобных случаях заявка подлежит отклонению именно в связи с выявлением в ней недостоверных сведений, а не в связи с фактическим непредоставлением СГР на товар с указанными участником характеристиками. Например, согласно СГР предложенный товар производится в соответствии с ТУ 10.86.10-089­05800314-2018. Однако в ТЗ указано, что товар должен производиться в соответствии с ГОСТ Р 57106-2016. Заявка участника была отклонена по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в связи с непредоставлением СГР на необходимый заказчику товар. УФАС решило, что заявка подлежала отклонению в связи с указанием в ней недостоверной информации о соответствии предлагаемого к поставке товара требованиям ГОСТ 57106-2016, тогда как согласно предоставленному СГР и сведениям реестра СГР предлагаемый к поставке товар производится в соответствии с ТУ 10.86.10-089-05800314-2018 (т. е. отклонить заявку нужно было по п. 8, а не по п. 1 ч. 12 ст. 43 Закона № 44-ФЗ). Указание в итоговом протоколе неверного основания для отклонения заявки является нарушением п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ — см. Решение Орловского УФАС России от 05.04.2023 по делу № 057/06/48-177/2023 (изв. № 0354200022323000072). См. также решения Башкортостанского УФАС России от 06.06.2022 № ТО002/06/106-1002/2022 (изв. № 0301300326022000082), Санкт-Петербургского УФАС России от 20.12.2022 по делу № 44-4372/22 (изв. № 0372200123422000069).

При этом имеющиеся в СГР сведения могут использоваться не только для проверки достоверности информации, которую участник закупки указал в своей заявке: отталкиваясь от СГР, можно доказать, что участник закупки не указал в заявке информацию, которую должен был указать. Например, не сообщил товарный знак предлагаемого к поставке товара, несмотря на фактическое наличие товарного знака у этого товара. Отклонить заявку в этом случае нужно будет по п. 1 (а не п. 8) ч. 12 ст. 43 Закона № 44-ФЗ.

Например, участник закупки предложил к поставке товар с наименованием «Средство дезинфицирующее», предоставив СГР на дезинфицирующее средство «БиаХлор». Информация о наличии либо отсутствии у товара товарного знака в заявке отсутствовала. При этом комиссия заказчика установила, что указанное дезинфицирующее средство обращается на территории РФ с зарегистрированным товарным знаком «БиаХлор» (номер регистрации на сайте Роспатента — 848373), в связи с чем заявка была отклонена. УФАС постановило, что согласно пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, в случае закупки товара предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать товарный знак (при наличии у товара товарного знака). При рассмотрении жалобы по существу участником закупки не было предоставлено ни одного доказательства того, что предлагаемая к поставке продукция не имеет товарного знака. Комиссия заказчика правомерно отклонила заявку по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в связи с отсутствием в ней СГР на дезинфицирующее средство с таким же наименованием, как у предложенного к поставке товара, — см. Решение Омского УФАС России от 26.04.2023 № 055/06/106-478/2023 (изв. № 0852500000123000881).

Приведенный в статье обзор правоприменительной практики призван упростить членам закупочных комиссий работу по анализу СГР, предоставленных участниками закупок.

Не забывайте, что проведение такой работы является обязанностью, а не правом комиссии по осуществлению закупок — см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.03.2020 по делу № А46-15281/2019.