Расстройства аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется постоянным дефицитом способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальное общение ,а также рядом ограниченных , повторяющихся и не гибких моделей поведения и интересов(зацикленность на чем-либо ,неумение менять своё поведение в зависимости от обстоятельств).
Дефицит является достаточно серьезным ,чтобы вызвать ухудшение во всех важных сферах деятельности (личной ,социальной ,семейной ,образовательной ,профессиональной и т.д.) и обычно является распространенной особенностью функционирования человека ,наблюдаемой во всех обстоятельствах ,хотя они могут варьироваться в зависимости от социальных , образовательных и иных условий. При этом у человека отсутствуют проблемы связанные с интеллектуальными функциями и языковыми способностями(не страдает интеллект и речь).
Многие дети проходят этапы повторяющихся игр и сфокусированных интересов как часть типичного развития (например ,просмотр одних и тех же мультфильмов или зацикленность на каком-нибудь любимом персонаже). У застенчивых или поведенчески ограниченных детей (детей с ОВЗ - ограниченными возможностями здоровья) ,подростков или взрослых социальные взаимодействия могут быть ограниченны.
Однако ,модели поведения характеризуемые повторением ,рутиной или ограниченными интересами не свидетельствуют о РАС ,если нет также свидетельств нарушения взаимного социального взаимодействия и социального общения (имеется ввиду ,что ребенок сам не в состоянии полноценно общаться со сверстниками ,а не по причине застенчивости или буллинга в его сторону).
Диагноз РАС стоит рассматривать только в том случае ,если имеется заметное и стойкое отклонение от ожидаемого диапазона способностей и поведения в этих областях ,учитывая возраст человека ,уровень его интеллектуального функционирования и социокультурный контекст(подобные данные можно почерпнуть в литературе по возрастной психологии ,в разделах тех или иных этапов развития человека).
Диагностические критерии DSM-5
- Постоянный недостаток в инициировании и поддержании социальной коммуникации и социальном взаимодействии ,которые находятся за пределами ожидаемого диапазона типичного функционирования , учитывая возраст человека и уровень его интеллектуального развития (также это не должно быть связано с буллингом или стеснительностью ребенка . Если ребенок в других условиях ведёт себя совершенно иначе - это свидетельствует об отсутствии РАС).
- Недостаток социального подхода и поддержания двустороннего разговора; сокращение обмена интересами ,эмоциями или желаниями; неспособность инициировать социальные взаимодействия или реагировать на них.
- Недостатки невербального коммуникативного поведения (умения жестикулировать и понимать жесты ,умение инициировать зрительный контакт и переносить его от других и т.д.)
- Недостатки в развитии ,поддержании и понимании отношений (непонимание контекста тех или иных ситуаций , непонимание взаимоотношений между теми или иными людьми и так далее)
2. Ограниченные ,повторяющиеся модели поведения ,интересов или деятельности.
- Стереотипные или повторяющиеся движения при использовании объектов или речи (например ,простые двигательные стереотипии - устойчивое бесцельное повторение движений, слов или фраз, иногда во время стресса).
- Настойчивость в отношении неизменной ,жёсткой приверженности рутинным или ритуализированным моделям вербального или невербального поведения (например ,чрезмерные страдания при небольших изменениях ,трудности с перемещениями ,жёсткие шаблоны мышления ,ритуалы приветствия , необходимость выбирать один и тот же маршрут или есть одну и ту же пищу каждый день).
- Сильно ограниченные ,фиксированные интересы ,которые являются чрезмерными по интенсивности или нетипичными по направленности (например, интерес только к одной определенной сфере и больше ни к чему ;зацикленность на конкретных вещах и невозможность с ними расстаться)
- Повышенная или пониженная реактивность в процессе чувственного восприятия (зрения /слуха/вкуса /обоняния/тактильной чувствительности и чувствительности к боли)или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например,явное безразличие к боли/температуре ,неприятие определенных звуков ,запахов ,тактильных и вкусовых ощущений от объектов ,визуальная завороженость светом или движением).
3. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут не проявляться в полной мере ,пока социальные требования не превысят ограниченные возможности ,или могут быть замаскированы выработанными стратегиями в дальнейшей жизни).
4. Симптомы вызывают клинически значимые нарушения в важных сферах жизни человека .
5. Эти нарушения не объясняются лучше расстройством интеллектуального развития или глобальной задержкой развития .
Небольшая часть людей с РАС может терять ранее приобретенные навыки. Эта регрессия обычно происходит в течение 2-го года жизни и чаще всего связана с использованием языка и социальной отзывчивостью(чувствительностью к потребностям других людей; доброе, благожелательное отношение к другим людям, готовность прийти на помощь). Если это происходит после 3-х лет ,более вероятно ,что это повлечет за собой потерю когнитивных и адаптивных навыков(например ,потерю контроля над кишечником и мочевым пузырем ,нарушение сна), а также регрессию языковых и социальных способностей , усиление эмоциональных и поведенческих нарушений .
Распространенным проявлением симптомов РАС у детей младшего возраста являются умственные и другие задержки развития (например ,проблемы с с языком и двигательной координацией). В среднем детстве(от 3 до 7 лет) могут быть явные симптомы тревоги ,в том числе социальная тревожность ,отказ от школы и специфические фобии(страх животных (зоофобия), высоты (акрофобия) и грозы (астрафобия или бронтофобия). В подростковом и взрослом возрасте часто встречаются депрессивные расстройства.
Коммуникативные речевые трудности могут проявляться в:
- чрезмерно буквальном понимании чужой речи
- речи ,а которой отсутствуют нормальное звучание и эмоциональная интонация ,которая кажется однообразной
- недостаточной осведомленности о целесообразности выбора слов в определенных социальных контекстах
- педантичной точности в использовании языка