В комнате пахнет морем
Романтизм и реализм в кино сменяют друг, словно лунные фазы: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. И снова новолуние. Перемещающийся терминатор диска каждый раз пугает вопросом «А вдруг тоненькому серпу легкоструйных иллюзий больше не суждено заменить обыденность и рационализм?». На смену Эжену Делакруа не придёт Люсия Сарто, после лорда Байрона не родится Эдуард Асадов. Что, если этот рассвет последний? Отечественное кино первой половины двадцатого века было насквозь патриотически-производственным, некогда вдыхать аромат ландышей, когда с неба не сходят свинцовые тучи. Некая отдушина отыскивалась в сказках и детских фильмах, но и здесь проводились четкие параллели: Кащей Бессмертный олицетворял нацизм, а Иван Крестьянский Сын – славный трудовой народ. И беззаветно любить можно было, в первую очередь, Партию. Оттепель наступила в конце пятидесятых – «Дом, в котором я живу», «Дорогой мой человек», «Сверстницы». И, как гимн романтизму, «Алые