Найти в Дзене

Voice of Baceprot: Шум и ярость под хиджабом

Voice of Baceprot
Voice of Baceprot

Индонезийское метал-трио продолжает преодолевать границы. Впервые гастролируя по США в поддержку своего дебютного альбома «Retas», западнояванская группа открывает новую страницу в своей замечательной истории

Юдхитира Агато, NME

Когда NME спрашивает Voice of Baceprot, какие надежды они возлагают на свой дебютный альбом, пламенный и откровенный «Retas» , индонезийская метал-группа говорит без колебаний: «Наша музыка может лететь так далеко, как только возможно, достигая мест, где мы никогда раньше не были», — искренне отвечает гитаристка и вокалистка Фирда «Марся» Курня.

«Он войдет в историю», — со смехом замечает барабанщица Эуис Сити Айсия, или Ситти. Марсия и басистка Види Рахмавати добродушно шикают на нее. «Как он может быть историей, если он только что вышел?» — спрашивает Марсия.

Voice of Baceprot на обложке NME. Саска Палома Гладина для NME
Voice of Baceprot на обложке NME. Саска Палома Гладина для NME

Что ж, Voice of Baceprot не привыкать прокладывать себе путь. За девять лет выпускники списка надежд NME 100 прошли путь от подростков, играющих каверы в своем родном сельском городке Синаджайя, до некоторых из самых известных метал-музыкантов страны (baceprot, произносится как «ба-че-прот», что на их родном суданском означает «шумный»). По пути эти три молодые мусульманки столкнулись с враждебностью, преднамеренным непониманием и презрением – все это закалило и сплотило группу.

Неудивительно, что VOB назвали свой дебютный альбом в честь индонезийского слова, обозначающего магматический камень, крушащий другие камни. «Для нас "ретас" означает открывать или разрушать границы, что очень похоже на наше музыкальное путешествие до сего момента», — говорит Марсия. — «Мы слышим, как люди задаются вопросом, к какому жанру относится наша музыка. Так легко зациклиться на определенной метал-идее, и я думаю, что мы не должны вязнуть во всех этих рамках, пока музыка честная».

Марсия Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME
Марсия Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME

Смешивая ню-метал начала 2000-х и хард-рок, Марсия, Види и Ситти в сочетании с суровыми риффами, фанковыми басами и техничными инструментальными решениями — далеки от каверов на религиозные песни и хитов из Топ-40, которые они играли менее десяти лет назад.

Все участницы трио присоединились к театральным внеклассным занятиям в средней школе и были приглашены на роль музыкантов в постановке, но «наша игра была ужасной», — вспоминает Види. Они отказались от освоения актерского мастерства и сохранили музыку, а их школьный советник Чеп Эрса Эка Сусила Сатья, также известный как Абах Эрза, помог сформировать Voice of Baceprot.

«Я думаю, что мы не должны вязнуть в рамках, пока музыка честная» — Марсия

Вначале в группе было до 15 участников (которые постепенно уходили из-за неодобрения родителей), и они играли песни таких исполнителей, как Maher Zain, Maroon 5 и Jessie J. Однажды девушки наткнулись в ноутбуке Абаха на его плейлист, в котором много рока и металла. «Toxicity» System of A Down была самой первой песней, которую группа научилась играть; видео 2016 года, в котором трио это демонстрирует, было одним из многих видео, которые сделали группу популярной в социальных сетях. В следующем году они попали в заголовки мировых новостей.

Voice of Baceprot использовали свою музыку, чтобы с самого начала привлечь внимание к важным социальным проблемам. Одна из их самых ранних песен «The Enemy of Earth is You», в которой группа сокрушается о загрязнении окружающей среды и изменении климата, была выпущена после 2016 года, года рекордных стихийных бедствий в Индонезии, включая внезапные наводнения в Гаруте, провинции Западная Ява, откуда родом VOB. Будучи старшеклассницами, они написали «School Revolution», критику жесткой образовательной системы. «Retas» открывается антивоенным гимном «What's the Holy (Nobel) Today?», который они сочинили в 2017 году.

Види Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME
Види Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME

Очевидно, что у Voice of Baceprot есть важные послания, которые они хотят донести. Но за все время существования, их преследовала критика, насмешки и сарказм — от угроз расправы со стороны религиозных консерваторов до сексистских спекуляций об их успехе и их нервирующей одержимости головными платками или хиджабами.

«Люди говорили: «Вы хорошие девочки, но вам следовало выбрать касиду», — вспоминает Марсия, имея в виду исламские песни, которые обычно поет группа женщин в хиджабах. — «Были также обвинения в том, что мы надели хиджабы после основания группы, чтобы быстро набрать популярность, что мы воспользовались стигмой, связанной с выбором одежды. И что? Как будто мы хотели такого внимания».

Ситти Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME
Ситти Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME

Одержимость внешним видом трио пришла и из-за рубежа, особенно во время европейского тура Voice of Baceprot в 2021 году, что заставило группу со сцены окликнуть журналистов, зацикленных на их хиджабах. «Они спрашивали: "Кто заставил вас носить хиджаб?", "Вы можете играть музыку в хиджабе в Индонезии?"», — говорит Марсия. — «Хотя это правда, что не так часто можно увидеть полностью женскую метал-группу в хиджабах, в нашей стране это не так строго».

Изначально шумиха и насмешки завладели их головами, и группа озвучила свои страдания в песне «God, Allow Me (Please) To Play Music»: «Я чувствую, что падаю в глубокую яму ненависти / Я не преступник / Я не враг / Я просто хочу спеть песню, чтобы раскрыть свою душу». Но это также стало для трио бесценным уроком терпимости и уважения.

«В нашей деревне нам было слишком комфортно с нашей привилегией большинства [как мусульман], пока мы не попали на метал-сцену, где люди не воспринимают женщин в хиджабах её частью, поэтому мы стали меньшинством». — говорит Марсия. — «Вот почему мы считаем, что послание мира и терпимости так важно».

 Саска Палома Гладина для NME
Саска Палома Гладина для NME

В общении с Voice of Baceprot в 2023 году, из их вдумчивых ответов становится очевидным, не говоря уже о чувстве юмора, что группа научилась спокойно переносить ненависть и тяготы. «Мы выросли в окружении плюсов и минусов, — начинает Марсия. — «Угрозы и издевки? Мы выросли вместе с ними», — добавляет Види. — «Теперь мы просто отмороженные», — говорит Ситти. Все трое ржут.

Саска Палома Гладина для NME
Саска Палома Гладина для NME

Трио, которым чуть за 20, дружат с детства. В разгар пандемии они переехали из Гарута в Джакарту, чтобы продолжить свою музыкальную карьеру; сегодня они живут вместе в индонезийской столице. Они также начали брать уроки у признанных индонезийских метал- и джазовых музыкантов, таких как Стиви Итем из Deadsquad и Барри Ликумахува, и стали более «продуктивными» в написании собственных песен.

Их рост очевиден в «Kawani», одной из новых вещей на «Retas» и первом инструментальном номере группы. Захватывающая композиция «Kawani» (что в переводе с суданского означает «мужество») включает заводную, тяжелую партию с двумя педалями и басовое соло с привкусом суданской музыки, и все это менее чем за четыре минуты. Одна из самых интересных вещей на пластинке, наверняка, это только начало исследования суданской музыки группой. «Возможно, в будущем мы сможем сотрудничать с кем-то, кто умеет играть на традиционном суданском инструменте», — размышляет Марсия.

«Зачем весь этот шум? Энергию, которую мы тратим на это, можно использовать для создания искусства», — Види.

Только что открылась страница еще одной новой главы истории Voice of Baceprot. В прошлый четверг (3 августа) они отправились в свой первый тур по США , в ходе которого они посетят 11 городов. VOB нервничают и взволнованы этим новым приключением: «Мы хотим сфотографироваться перед вывеской Голливуда, — смеется Марсия, — и мы рады видеть новую аудиторию!» Помимо типичной подготовки — продюсирования, логистики, документации — группа сосредотачивается на том, чтобы морально подготовиться ко всему. В конце концов, как говорит Марсия, «все говорят, что Америка — это последний босс в видеоигре».

В прошлом группа была замечена несколькими известными американскими музыкантами, в том числе гитаристом Rage Against The Machine Томом Морелло и басистом Red Hot Chili Peppers Фли. Морелло, в частности, похоже, подружился с трио, пообщавшись с VOB в Zoom, этот разговор был загружен в аккаунт группы на YouTube.

Марсия Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME
Марсия Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME

Теперь, когда VOB едут в США, они свяжутся с ним? «В последний раз мы разговаривали с Томом в прошлом году. Мы бы с удовольствием поработали с ним на сцене, но, по крайней мере, надеемся, что он придет на наше шоу», — с ухмылкой говорит Марсия. — «Но эй, если бы была возможность для более масштабного сотрудничества на записи, мы бы не отказались!»

Новости о туре Voice of Baceprot по США также достигли родного города группы, что привело к сюрреалистической и уморительной встрече для семьи Марсии. «Сегодня утром мне позвонила мама. Она сказала, что кто-то пришел к ним, предлагая участок земли для продажи», — смеется она. — «Ваша дочь была на телевидении, она должна хорошо зарабатывать!»

Ситти Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME
Ситти Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME

Приятно видеть, как далеко продвинулись Voice of Baceprot, но их борьба еще далека от завершения. До сих пор беспокоит то, с чем они регулярно сталкиваются, особенно со стороны так называемых металлистов. «Прогресс есть, но количество женщин на индонезийской метал-сцене ничтожно мало, и это все еще небезопасно для нас», — говорит Марсия. — «Сексуальные домогательства по-прежнему случаются на концертах, и, очевидно, социальные сети очень токсичны. Такие комментарии, вроде "как получилось, что VOB были избраны? Есть группы, в которых больше металла", или замечания о наших телах или о чем-то физиологическом все еще в ходу».

Види Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME
Види Voice of Baceprot. Саска Палома Гладина для NME

Вдобавок ко всему, выход из более консервативной среды означает, что для некоторых музыкальные достижения VOB музыкальные достижения ничего не значат, если они не живут с мужчиной. «Неважно, что мы дважды гастролировали по Европе и собираемся поехать в тур по США. Когда мы возвращаемся в наш родной город, нас спрашивают: "Когда ты выйдешь замуж и заведешь детей?" Это считается высшим достижением для женщины», — сокрушается Марсия.

Даже находясь на пороге карьерной вехи, Voice of Baceprot не питает иллюзий относительно того, с чем им предстоит столкнуться. Что радует, так это то, что они одинаково ясно видят, как они преодолеют эту какофонию.

«Зачем весь этот шум? Энергия, которую мы тратим на это, может быть использована для создания искусства», — говорит Види. — «Мы просто ответим музыкой».