Найти тему
Мои Гималаи

Как "американец в кхади" стал борцом за свободу Индии и сформировал экономику Химачал Прадеша

Оглавление
Сатьянанда Стоукс
Сатьянанда Стоукс

Намасте, друзья! Расположенная на высоте 1830 метров н.у.м., в 75 км к северо-востоку от Шимлы, деревня Котгарх предлагает посетителям достопримечательности "с открыток" и именуется в народе "Яблочной чашей Индии". Отсюда открывается широкий, потрясающий вид на Гималаи, яблоневые сады, которым уже около 100 лет, и уникальная история, напоминающая о британском правлении и истории исключительного американца, который сделал это местечко своим домом в начале 20 века.

Деревня Котгарх
Деревня Котгарх
Котгарх — деревня и субтехсил в районе Кумарсайн округа Шимла. Ранее под британским владычеством он был столицей княжества Котхай-Котгарх, которое позже было перенесено в Киари в Котхае. Котгарх был включен в состав Британской Индии в 1815 году, а затем в Индию в 1947 году.

Выращивание яблок в этом месте было инициировано Сатьянандой Стоуксом- американским миссионером и человеком великой души.

Сатьянанда Стоукс
Сатьянанда Стоукс

Но, обо всем по порядку!

Ранние годы

Сэмюэл Эванс Стоукс родился 6 августа 1882 года в Джермантауне- квакерском пригороде Филадельфии. Он происходил из легендарной семьи, предки которой имели связи с квакерами- свободомыслящей деноминацией в протестантизме. Его предок Томас Стоукс покинул Англию и отправился в Новый Свет в 1678 году в поисках жизни вдали от преследований. История, передаваемая из поколения в поколение, утверждает, что семья Стоуксов поддерживала дружеские отношения с племенами коренных американцев, некоторые из которых даже укрывались в их доме суровыми зимами.

Отец Стоукса сыграл выдающуюся роль в период промышленных инноваций, свидетелями которых Соединенные Штаты были с середины 19 века. Он был соучредителем Stokes and Parrish- лифтовой компании, которая получила престижный контракт на Столетней выставке в Филадельфии в 1876 году, прежде чем была приобретена Otis в середине 1890-х годов. Будучи человеком нескольких навыков, он также спроектировал оконные проемы в монументе Вашингтону.

Сатьянанда и Агнес с ребенком
Сатьянанда и Агнес с ребенком

Сэмюэль Стоукс выбрал путь, отличный от пути своего отца, посвятив себя духовным вопросам и человечности. Даже в подростковом возрасте он был добрым, сострадательным и беспокоился об уязвимых членах общества.

В 1900 году он окончил Военную академию и поступил в Корнельский университет. В годы учебы, в возрасте всего 19 лет, он открыл приют для мальчиков из неблагополучных семей Филадельфии, предлагая им профессиональные курсы и развлекательные мероприятия.

Однажды во время церковного собрания у него была возможность послушать доктора Карлтона- врача, посвятившего свою жизнь искоренению проказы в Индии. Выступление доктора Карлтона о тяжелом положении прокаженных в Индии было настолько трогательным, что вызвало слезы на глазах молодого Стоукcа. Это стало поворотным моментом в его жизни; он решил больше не продолжать учебу в Корнелле, а присоединиться к доктору. Это был декабрь 1904 года.

Его решение поехать в Индию поначалу не понравилось его семье. Его отец был встревожен и гарантировал ему годовой доход (500 долларов). А его мама всю жизнь оставалась непоколебимой сторонницей своего сына.

Вырезка из "Баффало Таймс", 7 июля 1922 года.
Вырезка из "Баффало Таймс", 7 июля 1922 года.

Приезд в Индию. Кангра

22-летний Стоукс прибыл в Котгарх в 1904 году. Первое время он проводил время, ухаживая за больными проказой и жил скромной жизнью. Путешествуя по городам и деревням провинции Пенджаб (Шимла в те годы была частью Пенджаба), он помогал больным и отверженным везде, где находил их. Для него уход за неизлечимо больным пациентом был подобен мистическому переживанию, и он будет переживать эти видения всю свою жизнь. Он работал в приюте для прокаженных на холмах Шимлы в течение двух лет.

Долина Кангра
Долина Кангра

В 1905 году произошло крупное землетрясение в Кангре- важном городе, расположенном в предгорьях Химачала. Сэмюэль вместе с другими добровольцами поспешил к месту землетрясения и помог местным властям переселить пострадавших. Это было важное служение, но оно вызвало у него беспокойство. Оказывая государственную помощь, он получал такой уровень подхалимства и заискивания, который ему не нравился.

Это разрушительное землетрясение сделало сиротами сотни детей, появились тысячи бездомных. Стоукс, будучи благородной душой, не мог видеть страданий этих сирот, он усыновил пятерых маленьких детей и позже помог им устроиться в жизни.

-7

Братство подражания Иисусу

Месяцы тяжелого труда в долине Кангра истощили энергию Сэмюэля. С самого начала молодой человек чувствовал, что миссионерский образ жизни ему не подходит. Он хотел служить бедным и больным людям, но так, как он это видел сам, распространяя учение Христа. Вскоре, окончательно разочаровавшись в миссионерском образе жизни, он разорвал связи с миссионерскими организациями и в марте 1906 года он отправился в Котгарх и стал своего рода отшельником, отказавшись от всех материальных удобств. Он начал одеваться как садху (отшельник, аскет, йогин) и жил в пещере, глубоко в лесу. Он готовил себе еду в глиняном горшке, принимал ванну с холодной водой в ручье, протекающем рядом с пещерой, и проводил свой день в медитации и чтении Нового Завета. В это время он познакомился с очень интересным человеком- Садху Сундером Сингхом, который родился в ортодоксальной сикхской семье, но рано принял христианство и имел много последователей среди североиндийских христиан.

Садху Сундер Сингх.
Садху Сундер Сингх.

Сэмюэль и Садху Сундер Сингх ходили от деревни к деревне и проповедовали Библию, переодевшись садху. То есть, это была практика Братства подражания Иисусу. Однако, кроме нескольких обращений, они мало что смогли сделать в ортодоксальном индуистском обществе.

В глубине души Сэмюэль чувствовал, что послание Христа было бесконечно бОльшим, чем то, что проповедовала церковь. Чтобы узнать истинный смысл и цель жизни, он решает покинуть Братство и начинает читать индуистские священные писания. Он пришел к мысли, что если взятые вместе Веданта и христианская концепция спасения окажут глубокое влияние и изменят друг друга, то христианский опыт сохранит индивидуальность, а Веданта продемонстрирует сущностное единство духа.

Женитьба. Школа Тара

Сатьянанда Стоукс со своей женой Агнес Бенджамин и ребенком. | Вырезка из "Spokesman Review", 16 июля 1922 года.
Сатьянанда Стоукс со своей женой Агнес Бенджамин и ребенком. | Вырезка из "Spokesman Review", 16 июля 1922 года.

Чтобы быть принятым теми, с кем он жил и работал, Стоукс усердно изучал хиндустани. В сентябре 1912 года он женился на раджпутской девушке-христианке Агнес Бенджамин и построил дом на холме Баробаг в деревне Тханедар, примерно в 6-7 км от Котгарха. Трехэтажное здание с остроконечной крышей и круглым балконом было построено из местного дерева и камня и названо Harmony Hall.

Вырезка из газеты the Butler Citizen, 16 апреля 1914 года.
Вырезка из газеты the Butler Citizen, 16 апреля 1914 года.

У пары было семеро детей, третий из которых, Тара Чанд, умер, когда ему было восемь лет. Школа, которую они открыли для обучения местных детей, включая своих собственных, была названа в его честь. На протяжении многих лет школа Тара привлекала множество учителей, вдохновленных вИдением Стоукса.

Стоукс учит местных детей. Фото: WP iampiyushnegi / Wikimedia Commons [CC BY-SA 4.0].
Стоукс учит местных детей. Фото: WP iampiyushnegi / Wikimedia Commons [CC BY-SA 4.0].

Яблоки

Первая яблоня в долине Куллу была посажена капитаном британской армии Р. К. Ли еще в 1870 году. Яблоками, которые он посадил, были Newton Pippins, King of Pippin и Cox's Orange Pippin, но, к сожалению, из-за их кислого и острого вкуса местные фермеры не занимались выращиванием этих английских сортов. Индийцы, которые привыкли к традиционным фруктам, таким как манго, хотели чего-нибудь послаще.

Сборщики яблок
Сборщики яблок

Однажды одна вдова английского лесничего, владеющая большой чайной плантацией в Тханедаре, захотела продать свое поместье и вернуться в Англию. Стоукс купил это поместье с намерением заняться сельским хозяйством. Он проводил различные эксперименты, но в конечном счете убедился, что только выращивание фруктов может преобразовать экономику этого региона. Он счел климат и почву благоприятными именно для выращивания яблок (производство яблок в Америке было на пике).

Яблоневые сады Химачала.
Яблоневые сады Химачала.

В 1914 году он отправился в Америку с образцами почвы своего поместья и вернулся с пятью образцами яблок сорта Ред Делишес, купленных в знаменитом питомнике-производителе братьев Старк из Луизианы. Он посадил деревья на своих 200 акрах, а в 1925 году они начали плодоносить. На протяжении многих лет он размножал и распространял эти яблони среди местных фермеров. Вскоре сами местные жители начали выращивать яблоки, и сегодня это распространилось по всем холмам Шимлы, существенно подняв экономику всего Химачала.

Западный бунтарь и Махатма Ганди

Махатма Ганди
Махатма Ганди

Во время Первой мировой войны, помогая подбирать рекрутов для британской армии, Стоукс инициировал кампанию по отмене практики попрошайничества/нищенства, в соответствии с которой необразованные жители гор были вынуждены предоставлять бесплатную рабочую силу чиновникам. Практика была старой, но она усугубилась колониализмом: строительство дороги Индостан-Тибет и домов отдыха в Гималаях привлекало постоянный поток чиновников и их семей, предъявляя непосильные требования к местным жителям.

Кампания Стоукса, которая началась с письма протеста властям, убедила его в пагубности британского правления. Это также привлекло к нему внимание всего мира, включая Махатму Ганди и других деятелей Индийского национального конгресса. Со временем он стал одним из немногих жителей Запада, вовлеченных в националистическое движение, которые упорно боролись за независимость Индии от британских колонистов – “повстанцев против Раджи”/Rebels Against the Raj, как называл их писатель и историк Рамачандра Гуха, автор книги, вышедшей в 2020 году.

-15
-16

Стоукс присутствовал на сессии Конгресса в Нагпуре в декабре 1920 года и был единственным неиндийцем, подписавшим декларацию Конгресса, призывающую индийцев избегать государственной службы. Он путешествовал с Ганди по Соединенным провинциям, чтобы распространять послание свадеши, и вскоре стал носить курты кхади и чуридары (национальные штаны), завершая их шапочкой Ганди.

Кхади- ткань из натуральных волокон ручной прядки, которую Махатма Ганди рекламировал как свадеши (самодостаточность) для борьбы за свободу Индийского субконтинента.
Шапочка Ганди — белый головной убор наподобие пилотки с острыми углами спереди и сзади и широкий по бокам, сделанный из кхади. Он был назван в честь Махатмы Ганди, популяризовавшем его в ходе Индийского национально-освободительного движения. Обычно носится активистами, борющимися за независимость Индии.

Между ним и Ганди царил непринужденный дух товарищества, и Стоукс глубоко восхищался дисциплиной и духовной силой Махатмы.

Махатма- Маха Атма-Великая Душа. Настоящее имя Ганди- Мохандас Карамчанд.
Стоукс с женой и дочерью.
Стоукс с женой и дочерью.

Между ними были некоторые различия, но это не помешало Стоуксу поддержать индийского лидера. Будучи поначалу умеренным человеком, он написал о реформах и представительстве Индии в "Национальной самореализации", короткую работу, опубликованную в 1921 году. Его статьи в поддержку отказа от сотрудничества и против британского правления привели к его аресту за подстрекательство к мятежу в декабре 1921 года. В тюрьме он протестовал против привилегированного отношения, предоставленного ему как европейцу – он считал себя британским индийцем и конгрессменом.

Его приверженность Индии заинтриговала американскую прессу. Для других это было еще одним признаком его сильного морального компаса. Чарльз Фрир Эндрюс- миссионер и последователь Ганди, который стал другом Стоукса, похвалил его как бескорыстного провидца со всеми чертами францисканского миссионера.

Обращение в индуизм и новое имя

С 1920-х годов Стоукс, который называл себя скорее “философом, чем политиком”, посвятил себя Котгарху, работая на благо его народа и земли. На этом пути были некоторые трудности – ему пришлось некоторое время самому финансировать школу Тара, потому что признание правительства откладывалось, – но он не позволил им отстранить его. Между тем, его собственный духовный поиск смысла, а также красота и культура Химачала, который он уже считал родным, привели его и его семью к принятию индуизма. Это событие произошло 4 сентября 1932 , в ходе которого он взял индуистское имя Сатьянанда.

С тех пор он сделал Баробаг/ Барубагх (вершина холма, где он построил свой дом) своей обителью.

Большая ферма Стоукса находится в небольшой деревушке под названием Тханедар, примерно в 14 километрах к северу от Нарканды. Она вносит основной вклад в производство яблок в штате. Ферма, тщательно разработанная Стоуксом, известна своим обширным выращиванием яблок. Это не только улучшает государственное производство яблок, но и обеспечивает рабочими местами местных жителей, которые наряду с посевом и сбором урожая занимаются изготовлением вина, джемов и других полуфабрикатов.
Большая ферма Стоукса находится в небольшой деревушке под названием Тханедар, примерно в 14 километрах к северу от Нарканды. Она вносит основной вклад в производство яблок в штате. Ферма, тщательно разработанная Стоуксом, известна своим обширным выращиванием яблок. Это не только улучшает государственное производство яблок, но и обеспечивает рабочими местами местных жителей, которые наряду с посевом и сбором урожая занимаются изготовлением вина, джемов и других полуфабрикатов.
Тханедар, ферма Стоукса.
Тханедар, ферма Стоукса.

Труды Махариши Свами Даянанда- основателя Арья Самадж, произвели на Стоукса неизгладимое впечатление. Сатьянанда стал членом этой организации и построил храм Арья Самадж в своем поместье, известный как храм Парамджьотир/Paramjyotir Mandir.

Храм Парамджьотир на ферме Harmony Hall в Тханадхаре/Тханедаре.
Храм Парамджьотир на ферме Harmony Hall в Тханадхаре/Тханедаре.
Тханедар.
Тханедар.

Последние годы

  • В последние годы жизни самоанализ Стоукса и мистический поиск истины, особенно той истины, о которой говорили религии, включали в себя его политические обязательства, его стремление к справедливости и его желание служить людям.
  • Его жизненное кредо можно почерпнуть из его книги 1931 года "Сатьякама". Из Ригведы и Упанишад он усвоил значение Времени, то, как индивидуальная идентичность или душа связана с высшим существом или Атманом, и понял, что поиск Бога - это нечто личное. Для него приверженность служению сочеталась с желанием принадлежать к тем, с кем он жил.
  • “Желание - это великая динамическая сила, стоящая за любым прогрессом – как духовным, так и мирским – и являющаяся результатом глубокого и окончательного чувства незавершенности, стремящегося к завершению”, - писал он.
  • Прогресс, как учили Упанишады, заключается в признании правильного желания, а не в поиске удовольствий в преходящем. Желание, по его словам, “было существенным фактором в переживании сознательного "я": само по себе это истина – сатьякама”.
Лалчанд Стоукс (сын Сатьянанды), Агнес/ Прия Деви (жена Сатьянанды), Видья Стоукс (жена Лалчанда)
Лалчанд Стоукс (сын Сатьянанды), Агнес/ Прия Деви (жена Сатьянанды), Видья Стоукс (жена Лалчанда)

Сатьянанда Стоукс скончался 14 мая 1946 года, в возрасте 64 лет, проведя более 43 лет своей жизни в стране, которую он приехал изменить, но которая изменила его.

И хотя его портрет украшает стены Мемориального музея и библиотеки Неру в Нью-Дели, а памятник ему был открыт в Химачале, но очень немногие люди за пределами Химачал Прадеша знают о наследии этого великого человека, которого по праву наградили титулом "Экономического освободителя холмов".

-23
Губернатор Химачала миссис Прабха Рау открывает статую Сатьянанды Стокса в Танадхаре (округ Шимла) по случаю его 127-й годовщины.
Губернатор Химачала миссис Прабха Рау открывает статую Сатьянанды Стокса в Танадхаре (округ Шимла) по случаю его 127-й годовщины.
Мемориал Стоуксу в Химачале.
Мемориал Стоуксу в Химачале.

Спасибо, что дочитали. Всем Добра и Любви!