Найти тему
Лахта Центр

ТРАДИЦИОННОСТЬ И НОВАТОРСТВО МУЗЫКИ АЛЕКСАНДРА ГЛАЗУНОВА

#чистопитерскийхарактер

А. Глазунов. Портрет работы Ильи Репина, 1887 год. https://vk.cc/cq4Smw
А. Глазунов. Портрет работы Ильи Репина, 1887 год. https://vk.cc/cq4Smw

10 августа 1865 года в Петербурге родился композитор Александр Глазунов. Специально для «Лахта Центра» продюсер Дмитрий Мильков рассказывает о талантливом музыканте, который долгое время оставался в тени более именитых композиторов.


— Вряд ли читающий эти строки имеет привычку слушать сочинения Глазунова в своем автомобиле или во время утренней пробежки. Творчество Александра Константиновича и по сей день остается не самым известным для широкой аудитории. Когда-то на отечественном музыкальном Олимпе его потеснили имена «первого ряда» — и признание заслуг Глазунова растянулось на многие годы вперед.
Однако многое в его творчестве видится нам особенно интересным в контексте истории музыки. Россия и Европа, универсальное и национальное, традиция и новаторство, народное и элитарное… Не теряющие актуальности темы! А если так, то и Александр Константинович нам в помощь. Потомственный русский дворянин, ученик Римского-Корсакова, который возглавил Санкт-Петербургскую консерваторию, Александр Глазунов удивительным образом умел сочетать в своем творчестве любовь и внимание к национальной традиции с широтой музыкальных взглядов и разнообразием музыкальных интересов. Одновременно универсальное для европейской музыки того времени и исключительно самобытное творчество Глазунова является ценнейшим культурным достоянием.

Половецкий лагерь. Эскиз декорации И. Билибина. Опера «Князь Игорь». https://vk.cc/cq4SGR
Половецкий лагерь. Эскиз декорации И. Билибина. Опера «Князь Игорь». https://vk.cc/cq4SGR

🎶 Глазунов и Беляев
Вспоминая сегодня Александра Глазунова, упомянем Митрофана Беляева. Российский купец, предприниматель, наследник крупного лесопромышленного бизнеса, кирпичных заводов и многочисленной петербургской недвижимости, Беляев вошел в русскую историю как выдающийся меценат. Его любовь к музыке и Отечеству нашла свое выражение в бескорыстной и щедрой поддержке молодых талантливых российских композиторов. Беляев помогал многим, но его покровительство Глазунову было, возможно, наиболее значительным. Меценат способствовал развитию профессиональных связей композитора, выступал спонсором премьер, издателем. Беляев организовал обогатившие творчество Глазунова путешествия в Германию, Швейцарию, Испанию, Францию. Возможно, благодаря Беляеву дарование Глазунова смогло раскрыться в полной мере. Возможно, также благодаря Беляеву, уже в послереволюционные годы, будучи директором консерватории, Глазунов тратил свою зарплату на помощь молодым нуждающимся ученикам. Доходило до того, что даже продуктовую пайку для совсем еще молодого Шостаковича у новой власти выторговал лично Глазунов. Беляеву Глазунов посвятил «Элегию для струнного квартета памяти М. П. Беляева». Что сказать — предпринимателям сегодняшних дней есть чему поучиться у миллионщиков лет минувших. Глядишь, и их имена спустя сотню лет с благодарностью вспомнят потомки.

Времена года, или таинственный сад / Рапсодия. https://vk.cc/cq4T7p
Времена года, или таинственный сад / Рапсодия. https://vk.cc/cq4T7p

🎶 Балет «Раймонда»
Балет «Раймонда», пожалуй, самое популярное сочинение Александра Глазунова. Сюжет романтический, в его основе — средневековые рыцарские легенды с их страстями, любовными грезами, вещими снами, коварными замыслами, похищениями и счастливыми освобождениями, злодеями и героями. Постановки зрелищные, ну и, наконец, сама музыка чудесная — нужно отдать должное! Легкое, изящное, воздушное произведение. Кажется, можно слушать с любого места и в любой последовательности сцен. Недаром «Раймонда» вот уже более ста лет не сходит со сцен лучших театров. Благодаря «Раймонде» знают Александра Глазунова любители не только балета, но и музыки в целом.

Почтовые марки России из серии «Русский балет», 1993 год. https://vk.cc/cq4TjO
Почтовые марки России из серии «Русский балет», 1993 год. https://vk.cc/cq4TjO

🎶 Симфоническая поэма «Стенька Разин»
Если балет Глазунова «Раймонда» — весьма каноничная европейская музыка, пусть и с русским звучанием, то симфоническая поэма «Стенька Разин» — сочинение, насквозь проникнутое густым национальным колоритом. В основе произведения — сюжет из отечественной истории и самая известная песня о Степане Разине — «Из-за острова на стрежень». В музыкальную ткань поэмы вплетены народные русские песни: «Эй, ухнем» и «Вниз по матушке Волге». Порой величественная, порой задорная и удалая, порой грустная, порой грозная музыка. Летом 1889 года симфоническая поэма «Стенька Разин» была исполнена в рамках Всемирной выставки в Париже. Спустя пару дней многие газеты писали о «торжестве русской музыки в сердце Франции».
Небольшое авторское отступление:
композиция «Вниз по матушке Волге», на мой взгляд, одна из самых замечательных русских песен. Ее стоит оценить и безотносительно к творчеству Глазунова. Слушая ее в исполнении, например, ансамбля Дмитрия Покровского или в совсем иной аранжировке хора Сретенского монастыря, кажется, много нового понимаешь и про себя, и про мир вокруг.

Симфоническая поэма «Стенька Разин». https://vk.cc/cq4TEw
Симфоническая поэма «Стенька Разин». https://vk.cc/cq4TEw

🎶 Медитируем с Глазуновым
В наши дни, когда «медитация» — понятие и практика — все более популярная, можно обратиться к творчеству Глазунова и как к помощнику в самопознании. Его Опус № 32 «Размышление для скрипки с оркестром» (Meditation In D Major) — нежная, романтическая музыка, способная настроить слушателя на покой и созерцание. Написанная Глазуновым в 1891 году «Медитация» — одно из тех сочинений, слушая которые можно удивиться тому музыкальному покою и гармонии, что звучат буквально накануне наступающего смутного XX века, времени, когда атональность сменит классические звучания не только в музыке, но и в окружающей действительности.
Александр Глазунов прожил долгую жизнь и скончался в 1936 году, в эпоху иную, чем та, когда он начинал свой композиторский труд. Глазунов пережил русские революции, служил при большевиках, многого лишился и многое обрел в смутные годы, преодолел после 1917 года серьезный творческий кризис, уехал в 1928 году в Вену на композиторский конкурс, да так и не вернулся в советскую Россию, скончавшись за рубежом. Все эти перипетии так или иначе нашли отражение и в творчестве Глазунова. Так, например, среди его поздних сочинений — Концерт для альт-саксофона с оркестром, посвященный саксофонисту Сигурду Рашеру. Здесь есть даже определенные джазовые влияния. И это у автора, который встречал XX век с весьма консервативными музыкальными пристрастиями!

🎶 Глазунов в «легком жанре»
Глазунов писал и короткие вокальные сочинения, в частности романсы. Романсы Александра Глазунова совсем не похожи на те, к которым мы привыкли. Они созданы не столько для домашнего пения под гитарный перебор, сколько для концертного исполнения под аккомпанемент фортепиано. Большинство из них способно вызвать у современного слушателя некоторую иронию: слишком романтично, слишком всерьез, слишком театрально… Но послушайте «Романс Нины», написанный Глазуновым к драме «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова. Он великолепен! И трогателен, и нежен. Таких эмоций нам, увы, недостает сегодня.

А. Глазунов. Рисунок Виктора Перельмана, 3 августа 1903 года. Российская национальная библиотека. https://vk.cc/cq4U6P
А. Глазунов. Рисунок Виктора Перельмана, 3 августа 1903 года. Российская национальная библиотека. https://vk.cc/cq4U6P

Рекомендую ознакомиться и с небольшим плейлистом из сочинений Александра Глазунова, который мы собрали в сообществе «Лахта Центра» в «ВКонтакте».