Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Лето 2023 года становится прорывом в загрузке Севморпути

Оглавление

Компании нацелены на последовательный рост поставок энергетических ресурсов на Восток

«Саам ПХГ». Фото: Росморпорт
«Саам ПХГ». Фото: Росморпорт

Российская нефтегазовая промышленность стимулирует арктические перевозки. Два нефтяных танкера, вышедшие из балтийских портов в середине июля, пройдут по Северному морскому пути, направляясь в Китай. Два «Афрамакса» ледового класса «Приморский проспект» и NS Arctic, принадлежащие российскому судоходному лидеру «Совкомфлоту», отправились из Усть-Луги и Приморска по СМП в порт Жичжао с грузом в 224 тыс. тонн нефти. Согласно планам, переход займет чуть больше месяца, до 31−36 дней, маршрут растянется на 8,6 тыс. морских миль. Проходку танкерам обеспечат работающие на трассе ледоколы «Росатома». Ранее госкорпорация анонсировала нефтяным компаниям возможность перенаправления части российских поставок нефти и нефтепродуктов из балтийских портов по СМП в восточном направлении. На фоне санкционных ограничений северный маршрут рассматривается сегодня как самый безопасный. Однако нефтяные перевозки по Севморпути в восточном направлении пока ограничены периодом летне-осенней навигации: с июля по ноябрь.

Контейнеры пошли по СМП в Китай

В июле открыты новые регулярные маршруты контейнерных перевозок между Россией и Китаем по Северному морскому пути.

Китайская судоходная компания Hainan Yangpu Newnew Shipping Co, которая входит в холдинг Torgmoll и выступает оператором китайской транспортно-логистической компании Torgmoll, отправляет по СМП пять судов ледового класса вместимостью от 1,2 тыс. TEU: четыре контейнеровоза будут работать на линии между китайскими городами — Калининградом — Санкт-Петербургом, и еще один выйдет на маршрут между Китаем и портом Архангельск. Контейнерные перевозки поддержат «Росатом» и «ГлавСевМорпуть».

В начале июля этого года «Первый контейнерный терминал» (входит в структуру стивидорного холдинга Global Ports) в Большом порту Санкт-Петербург обработал первый контейнеровоз международной морской линии Hainan Yangpu NewNew Shipping Co, который пройдет по СМП в Китай. Судно NewNew Polar Bear усиленного ледового класса вместимостью 1600 TEU вышло из терминала ПКТ 7 июля 2023 года. Hainan Yangpu Newnew Shipping Co в партнерстве с грузовым агентом Torgmoll и группой Global Ports выполняет прямые регулярные контейнерные перевозки между балтийскими портами России и КНР с марта 2023 года, но до июля перевозки проходили через Суэцкий канал. Контейнеровоз NewNew Polar Bear загружен российскими экспортерами продукцией, произведенной, главным образом, лесоперерабатывающими предприятиями Северо-Запада, и отправленной грузополучателям в портах Циндао, Тяньцзинь и Шанхай.

Фото: Global Ports
Фото: Global Ports

СПГ-караваны

Поставки природного газа из России в Китай в мае этого года достигли рекордного уровня.

По трубопроводу «Сила Сибири» и в виде СПГ в КНР отправлено 3,09 млрд куб. м российского газа. Российская Федерация обогнала по этому показателю и Австралию (2,8 млрд куб. м), и Туркменистан (2,7 млрд куб. м), выйдя на первое место по объемам экспортируемого газа в Китай. Всего же КНР импортировала в мае 13,51 млрд куб. м природного газа (трубопроводные поставки и в виде СПГ). Китайский импорт углеводородов традиционно широко диверсифицирован. Достигнутые Россией результаты показывают усилия отечественных экспортеров в продвижении российского газа на азиатские рынки.

Что касается СПГ, по информации «Интерфакса», в мае РФ экспортировала 1,12 млрд куб. м. В конце весны Россия уступала по этому показателю Австралии (2,8 млрд куб. м) и Катару (1,5 млрд куб. м). Тем не менее, в мае поставки российского СПГ выросли на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и на 73,02% по сравнению с апрелем 2023 года. По итогам первых пяти месяцев текущего года зафиксирован рост на 66,8%, до 3,03 млн т сжиженного природного газа. В июне с началом навигации по СМП в восточном направлении грузопоток с СПГ в азиатские страны может вырасти, нужно лишь подождать результатов лета — осени 2023 года. Компании нацелены на последовательный рост поставок энергетических ресурсов на Восток.

Белокаменка. Фото: НОВАТЭК
Белокаменка. Фото: НОВАТЭК

20 июля текущего года из легендарной Белокаменки в Мурманской области отправлена первая технологическая линия сжижения природного газа на основаниях гравитационного типа для проекта «Арктик СПГ-2». Техлиния нового арктического СПГ-завода «НОВАТЭКа» будет установлена на Гыданском полуострове в Ямало-Ненецком автономном округе. Компания рассчитывает запустить первую линию по производству сжиженного природного газа в конце 2023 года — начале 2024 года. В селе Белокаменка расположен Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, где выполняется строительство двух первых линий сжижения природного газа «Арктик СПГ-2». Проект рассчитан на эксплуатацию трех технологических СПГ-линий, каждая мощностью в 6,6 млн тонн сжиженного газа в год. Третья линия, согласно планам, должна быть построена и введена в промышленную эксплуатацию в 2026 году.

На восточном побережье полуострова Камчатка в акватории бухты Бечевинская (Авачинского залива) установлено плавучее газовое хранилище «Коряк ПХГ», пришедшее в Россию с южнокорейской верфи Daewoo Shipping & Marine Engineering в Окпо. Здесь создается новый перегрузочный СПГ-терминал для оптимизации арктических перевозок сжиженного природного газа в восточном направлении. Согласно планам, российская Камчатка станет одним из крупнейших в мире энергетических хабов. Плавучее газохранилище «Коряк ПХГ» вместимостью 360 тыс. куб. м помогли установить лоцманы Петропавловского, Мурманского и Архангельского филиалов «Росморпорта». В дальнейшем предполагается, что Петропавловский филиал возьмет на себя лоцманскую проводку судов, следующих к Камчатскому СПГ-терминалу.

«Коряк ПХГ». Фото: Росморречфлот
«Коряк ПХГ». Фото: Росморречфлот

Ранее аналогичное плавучее газохранилище было установлено в Мурманске. В конце июня текущего года плавучее хранилище газа «Саам ПХГ» вместимостью в 360 тыс. куб. м было установлено в акватории губы Ура Баренцева моря. Согласно планам, каждое ПХГ позволит переваливать более 20 млн т сжиженного природного газа в год, а в перспективе существенно нарастить эти объемы. Все больше предприятий, все больше производственных мощностей создается по трассе Северного морского пути, и это только начало большой истории с перевозками энергоресурсов в Арктике. «Росатом» и «НОВАТЭК» рассчитывают в начале 2024 года запустить круглогодичную навигацию в восточной части Северного морского пути.

***

Автор: Мария Кутузова, специально для GoArctic