Моя традиционная проблема, сел писать про одно - результатом стало совсем другое, плюс задел - на третье.
Давайте начистоту.
Трость – это не оружие.
Трость – это инструмент, который МОЖЕТ БЫТЬ использован как оружие. Как, собственно молоток, сковорода и клюшка для гольфа.
То есть штука со своей вполне себе мирной функцией, но в умелых руках может принести немало проблем оппоненту.
Но так исторически сложилось, что практически все техники прикладного применения трости строились на технических и тактических элементах клинкового оружия. Которые изначально иной функции, кроме как убиение ближнего своего, не несли.
Вся проблема в том, что трость, как инструмент для ходьбы, на пике своей популярности (а это где-то с конца 16 века и до Первой Мировой) носилась, в первую очередь именно как оружие. Ибо когда клинки на государственном уровне гражданским лицам к ношению запретили, джентльмены, не желая остаться беззащитным, взяли в руки то, что разрешено и более-менее привычно.
Безусловно, умение врезать палкой по голове оппонента не требовало искусной фехтовальной работы, однако, когда появилась необходимость в МЕТОДИКЕ, тогдашние мастера не стали долго думать и взяли за основу принципы тактик, атак и защит классического фехтования того времени, с поправкой на регион.
И естественно, зачем изобретать что-то новое, если ты уже отлично умеешь фехтовать на клинках – значит и с тростью управишься, со всей возможной эффективность.
Нельзя сказать, что это было очень уж эффективно решение, так как техника и тактика прародителя предполагала, во-первых, наличие именно рубящего клинка и достаточно мощного острия, а во-вторых – по большей части технику взаимодействия именно фехтовальную – то есть взаимодействие оружия именно с оружием. Отсюда даже у поздних стилей, типа "Бартитсу" и Системы Виньи высокая позиция с поднятой рукой, призванной защитить свою голову и руку с тростью от ударов другим оружием.
К слову, в том период это даже имело смысл, так как оппонентом человека с тростью зачастую становился другой человек с тростью, отчего и возникала подобная необходимость в дуэльных техниках.
Но, если первые наставления, по сути, были фактической упрощенной техникой сабельного фехтования, но последующие мастера уже начали вносить новые элементы, характерные для работы именно тростью.
И да, безусловно, уже в том период предпринимались попытки адаптировать технику работы тростью к реальности, ведь улица – не лужайка для дуэлей.
А уровень криминала, в том же Париже, в то время был не чета даже «святым девяностым».
Мишель Кассе, автор одного из первых печатных «памфлетов», предлагавший объединять лучшие приемы рукопашного боя и фехтование тростью
Маэстро Ларибо, с самого начала строивший свою технику на принципе «трость - это не сабля» и одним из первых, кто начал использовать в своих залах антропоморфные мешки, для изучения ударных зон.
Луи Арман Викторьен Лебуше – алкоголик и дебошир, который учил своих студентов так же, как и жил. И несмотря на то, что его техника не сильно отличалась от фехтования французской саблей, тренировки через «особую практику», а именно - через реальные уличные драки, которые являлись обязательными в процессе обучения, делали его учеников весьма грозными бойцами.
Ну и конечно, Эдвард Бартон Райт – основатель «Бартитсу» и по сути, изобретатель самого понятия гражданской самозащиты. Вместе с Пьером Виньи, не менее легендарным человеком в данной области они разработали, возможно, единственный стиль, который остался достаточно эффективным, дойдя до нашего времени.
Но всё рухнуло практически в одночасье, когда трость перестала развиваться по той причине… что её перестали носить. Они исчезла из обихода как джентльмена, так и обычного гражданина, став исключительно медицинским приспособлением. И до, практически начала шестидесятых годов прошлого века эту тему, за исключением отдельных «упоминаний вскользь» никто не развивал.
Не было периода упрощения для масс, не было (а если и было – то принимало весьма странные формы, смотри французский La canе) попытки сделать спортивную дисциплину, не было адаптации под новые виды уличных нападений.
А вот обычные единоборства и так называемое «уличное оружие», включая ножевые техники, развиваться продолжило.
Ну и современные «наследники» не стали изобретать велосипед и, за редким исключением, практикуют техники и проводят закрытые и открытые турниры, в основном дуэльного вида, то есть «трость vs трость или иное оружие». Но как по мне, единственные достойные попытки, заслуживающие внимания – это работа тростью против ножа.
Да и то – от ножа лучше всего помогает бег.
Результатом стало то, что в веке двадцать первом, когда трость очень медленно и со скрипом делает попытки вернуться к моде, использовать традиционные техники в качестве самозащиты будут столь же эффективны, как гонка колесного парохода и судна на подводных крыльях. Да, оба плавают и оба достигнут своей цели. Но вот эффективность…
Продолжение следует, тема глобальная.