Россия уже полтора года ведет войну в Украине и это, кажется, самый масштабный конфликт, в котором наша страна участвует со времен Второй мировой. Но это не первая российская война на чужой территории при Владимире Путине. И речь даже не про операцию в Сирии. 15 лет назад, в августе 2008-го российские войска вторглись в Грузию. Эти события также известны как пятидневная война. Тогда вторжение прошло гораздо быстрее и завершилось успехом армии России.
История
Давайте начнем с истории. Осетия оказалась в составе Российской империи еще в 18 веке и изначально была одним регионом. Но после революции 1917 года и прихода Советской власти осетинские земли поделили пополам. Одна часть стала Северо-Осетинской автономной областью в составе РСФСР, а другая - Юго-осетинской автономией в составе Грузинской ССР. При Союзе все шло относительно мирно, ведь границ между странами не было, а вот в Перестройку страсти начали закипать. Южная Осетия решила не упускать шансов вписаться в так называемый “парад суверенитетов”, когда советские республики одна за одной объявляли о независимости.
В ноябре 89-го Осетия попросила Грузию признать ее не автономной областью, но автономной республикой. Верховный совет Грузии эту просьбу отверг и решил создать комиссию для изучения статуса Южной Осетии в составе страны. Осетины решили, что так у них хотят совсем отнять автономию. Уже в ноябре 89-го дело чуть не дошло до массовых столкновений в юго-осетинской столице - Цхинвали.
Через год, в сентябре 90-го осетины объявили свой регион Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой и провели выборы в Верховный совет. В Тбилиси эти выборы признали незаконными и грузинский парламент упразднил осетинскую автономию. 12 декабря Грузия ввела в Цхинвали чрезвычайное положение, а в январе в регион отправили грузинские войска. Юго-осетины начали массово бежать в соседнюю Северную Осетию.
В марте раскол усилился, когда Грузия отказалась проводить референдум о сохранении СССР, а вот Южная Осетия его провела и за сохранение страны там высказалось 99,9%. Грузия, в свою очередь, уже в апреле 91-го объявила о независимости от СССР.
В январе 92-го в Осетии провели референдум о “государственной независимости и объединении с Северной Осетией”. Большинство проголосовало за, после чего в регион вошла республиканская гвардия Грузии. В результате вспхынули бои, погибло около тысячи человек, несколько тысяч пострадали. Остановить конфликт удалось в июле, после вмешательства России.
Президент Борис Ельцин и председатель Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе подписали Дагомысское соглашение, огонь был прекращен, а регион заняли совместные миротворческие силы. В их состав вошли батальоны из самой Осетии, Грузии и России.
После этого Южная Осетия фактически стала независимой республикой. У нее появились свои флаг, гимн и парламент. Вот только никто эту независимость не признавал, даже Россия. А из-за плохих отношений с Тбилиси, осетины начинали все сильнее зависеть от Москвы.
Фактически, Южная Осетия стала таким псевдогосударством. Маленький регион, не признанный никем в мире, без экономики, без возможности себя обеспечивать.
Не будь России, она наверняка бы опустела или перестала сопротивляться Тбилиси. Но в Москве решили поддержать сепаратистов. В Грузии говорили, что Россия даже поставляла осетином оружие, что российские власти всегда отрицали. А вот деньги из Москвы в Цхинвали шли. Правда, не напрямую. Транш переводились как дотации в Северную Осетию, а уже власти во Владикавказе передавали их своим соседям.
Еще Россия стала массово раздавать паспорта жителям Южной Осетии. Фактически, никаких требований к ним не было и получить российский паспорт, а с ним и все положенные льготы и выплаты, вроде пенсий, мог любой.
Заморозка конфликта в 92 году оказалась довольно эффективный: 12 лет стороны прожили мирно. Изменилось все после Революции роз и прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили.
Придя к власти, Саакашвили сразу заговорил о политике территориальной целостности Грузии. То есть никаких разговоров о независимости Абхазии и Осетии он вести не хотел, а готовился интегрировать их в грузинское государство. Тут, кстати, важно отметить, что реальной частью независимой Грузии эти два региона по сути не были, ведь конфликты в них начались еще до распада СССР. Но Саакашвили сразу вознамерился это исправить.
Но будет несправедливо связывать рост напряжения с одним только Саакашвили. Важную роль тут сыграл и так называемый президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, который правил республикой с 2001-го по 2011-й годы. По словам экспертов, у Кокойты в том числе были интересы на том самом Эргнетском рынке между Осетией и Абхазией. Рынок работал всё время перемирия, хотя и оставался по сути незаконным, а торговали на нем зачастую контрабандой. Саакашвили решил этот рынок закрыть, и тут столкнулся с интересами Кокойты.
После закрытия рынка напряжение стало нарастать. В августе 2004-го прошли первые серьезные столкновения со времен войны 92-го. Одни говорят, что грузины решили отступить, чтобы не устраивать новый большой конфликт. Другие, что осетины успешно отбили атаки вокруг Цхинвали, но суть в том, что конфликт быстро затух опять. Но только, чтобы сильнее вспыхнуть в 2006-м.
Тут дело вот какое, еще в 2004-м Грузия подписала план по партнерству с НАТО и были ожидания, что в 2006-м ее в альянс примут. Ходили слухи, что под этот момент правительство Саакашвили и готовится вернуть контроль над Осетией и Абхазией.
Так или иначе, обстановка стала закипать. В феврале 2006-го Грузия потребовала, чтобы военные с российских частей в стране, а также миротворцы в Осетии и Абхазии получали грузинские визы. Служащих из российского контингента стали задерживать из-за отсутствия этих виз. Проблему, казалось, удалось решить, но в мае грузинские власти назвали преступниками 500 российских миротворцев, прибывших в Осетию. В Цхинвали ответили, что если ситуация не решится, то визы потребуются уже грузинским миротворцам, которые стоят в Южной Осетии. Тут, конечно, ситуация интересная, потому что по международному праву Осетия была и остается частью Грузии. Так что как осетинские власти собирались требовать от граждан Грузии визы для въезда на территорию Грузии - непонятно.
Намерения Грузии становились все более серьезными.
18 июля Тбилиси потребовал либо вывести, либо легализовать российских миротворцев в Осетии и Абхазии. Через два дня министр обороны России Сергей Иванов пообещал обеим республикам военную помощь, если Грузия пойдет на конфликт.
В том же 2006-м Грузия ввела войска в Кодорское ущелье. Это самое Кодорское ущелье расположено на северо-востоке Абхазии, у границы с остальной частью Грузии. Соответственно, там шли серьезные бои. В итоге, восточная часть осталась под контролем Тбилиси, а западная досталась Абхазии. По мирному соглашению, Грузия должна была вывести войска из ущелья. Она это сделала, но напряженность в этом регионе сохранялась все годы. В 2006-м Михаил Саакашвили решил разместить в ущелье абхазское правительство. Не то, которое выбрали сами абхазы, а то, которое работало по грузинским законам и подчиналось президенту. Для этого в ущелье сперва вошли войска. В сентябре 2006-го Саакашвили даже переименовал подконтрольную ему часть Кодорского ущелья в Верхнюю Абхазию.
Наконец, окончательная расстановка сил сформировалась в ноябре 2007-го, когда Россия вывела свои войска с грузинских баз. Тут речь не про миротворцев, а именно про регулярную армию. Они стояли там еще со времен СССР, но при Саакашвили базы было решено ликвидировать.
2008
Вот такой расклад был перед 2008-м: Грузия стоит у границ Абхазии и Осетии и все более явно намекает на решение вопроса с неподвластными регионами. Россия стоит со своей стороны, и обещает случай что вступиться за сепаратистов. Между ними лежат два маленьких региона и базы с российскими миротворцами.
Грузия стала чаще запускать дроны над Абхазией и Осетией. Только в марте того года Грузия потеряла пять беспилотников. В апреле дрон был сбит на грузинским селом за пределами территории Абхазии. В Грузии заявили, что сделал это российский истребитель МиГ-29, вылетевший с базы в Абхазии. Непризнанная республика настаивала, что сбила дрон при помощи собственных средств ПВО и над территорией Абхазии. В том же месяце президент Путин поручил России строить особые отношения с Осетией и Абхазией. Грузи.
Путин обвинил в отказе от устойчивых мирных соглашений с республиками. Также в Абхазию была отправлена российская дивизия ВДВ, она встала у грузинской границы, в качестве “резерва миротворцев”. А по сведениям “Новой газеты”, из Сочи в Абхазию вошло около тысячи российских солдат с бронетехникой. Также в апреле глава Южной Осетии Кокойты сказал, что грузинские войска скапливаются у границы республики. В мае о приближении войны высказался министр Грузии по реинтеграции Тимур Якобашвили.
В конце июля в Осетии начались перестрелки. Обе стороны, естественно, обвиняли в них друг друга.
1 августа в Цхинвали начали эвакуировать мирных жителей. В тот же день в республике взорвали машину грузинской полиции, шесть человек пострадало. 2 августа началась так называемая “снайперская война”. В результате обстрелов Цхинвали и ближайших сел погибло шесть человек. Осетия обвинила Украину и США в подготовке и вооружении грузинских снайперов.
5 августа в Осетии заявили о готовности бомбить грузинские города. Говорили, что в республику начали стягиваться добровольцы из России, среди которых были казаки и ветераны афганской войны.
По сообщению “Независимой газеты”, уже 6 августа Россия начала стягивать и регулярные войска к границе. А на следующий день начались бои за высоты вокруг Цхинвали.
В ночь на 8 августа Грузия официально обвинила Осетию в прекращении режима прекращения огня. А глава грузинских миротворцев объявил о начале операции “по наведению конституционного порядка”. Возможно, в Грузии тогда еще надеялись, что при такой формулировке страна получит помощь от НАТО. Хотя бы на уровне переговоров.
Тогда же, 8 августа, грузинские войска начали штурм Цхинвали.
В то же время была обстреляна база российских миротворцев. Тут неизвестно, была эта атака преднамеренной или нет.
По Цхинвали стреляли из градов, а затем в атаку пошли грузинские танки.
В ответ, утром российская авиация начала бомбить грузинские объекты. По данным грузинской стороны, она бомбила и Цхинвали, где уже стояла военная техника Грузии
Утром 8 августа Грузия призвала Россию выступить “настоящим миротворцем”.
В три часа дня Россия объявила о введении своих войск в Южную Осетию. При этом, по разным сведениям, вошли они туда точно раньше.
После этого Грузия призвала Россию прекратить агрессию. На что глава МИДа Лавров ответил, что Россия выполняет грузинскую просьбу, то есть выступает миротворцем. Тут, конечно, можно поговорить о подмене понятий. Были ли авиаудары и ввод тяжелой техникой миротворческой операцией? Был ли российский ответ пропорциональным?
9 августа стороны обменивались артиллерийскими ударами, а российский флот вошел в воды в Грузии. На следующий день черноморский флот занял главный грузинский порт в Поти. К 11 августа российские войска полностью вытеснили армию Грузии из непризнанной республики, а сами вошли на грузинскую территорию с двух сторон - из Осетии и Абхазии. Армии России удалось занять города Зугдиди и Гори.
12 августа президент Медведев заявил, что операция по, цитирую, “принуждению Грузии к миру” завершена. В этот же день Абхазия вытеснила грузинские войска из Кодорского ущелья. При этом Россия не пошла до конца и не повела, например, танки на Тбилиси.
Тут надо отметить, что в отличие, например, от нынешней ситуации с Украиной, Грузия не получила ни от кого помощи во время войны. Хотя страна уже активно сотрудничала с НАТО и проводила с его войсками учения, союзники с США во главе решили действовать только дипломатически. Хотя нельзя, конечно, исключать, что блок вмешался бы в войну, продлись она дольше или пойди Россия на Тбилиси.
План по мирному урегулированию конфликта
План по мирному урегулированию конфликта был подписан Россией, Грузией, Абхазией и Осетией 16 августа. Он получил название “план Медведев - Саркози”, так как был разработан при помощи тогдашнего президента Франции.
В декабре 2008 года Евросоюз создал специальную группу для расследования событий войны. Следствие заняло 9 месяцев и финальный доклад появился 30 сентября 2009 года. В России краткие выводы из него стали оружием пропаганды, ведь там было сказано, что именно Грузия начала, цитирую, “активную стадию боевых действий”.
Тут надо понимать, что по мнению комиссии, с военной операции Грузии началась именно пятидневная в августе. Но по версии грузинской стороны, это был не отдельный конфликт, а часть многолетнего противостояния. И Россия в этом противостоянии выполняла роль такого дестабилизатора. Она поддерживала осетинских сепаратистов, при этом не вмешиваясь в конфликт напрямую до 8 августа 2008-го. Поэтому если происходили какие-то обстрелы грузинских сёл, то отвечала за них не Россия. Ведь это делали бойцы из Южной Осетии. А то, что у большинства из них есть российские паспорта, российское оружие и российские деньги, это уже частности.
Но давайте посмотрим, что еще выяснила комиссия ЕС. Во-первых, информацию о том, что российские войска вторглись в Осетию еще до 8 августа сочли недостаточно доказанной. То есть, скорее всего, армия Россия все-таки стояла у входа в Рокский тоннель со своей стороны до начала обстрелов Цхинвали. Само применение силы Грузией против Цхинвали комиссия назвала неоправданным, как и удар по базе российских миротворцев.
Россию, в свою очередь, обвинили во вмешательства в дела Грузии из-за раздачи паспортов жителям Осетии. В неоправданном ответе на агрессию Грузии.
Наконец, очень важным пунктом доклада было то, что международное право не может ясно трактовать право стран на защиту своих граждан за рубежом. Ведь формально Россия использовала как один из поводов вступления в войну то, что у большинства жителей Южной Осетии были российские паспорта. Позже ту же тактику применили в Донбассе, массово выдавая жителям новое гражданство.
Грузия так же подавала на Россию иск в Международный суд ООН и Европейский суд по правам человека. Суд ООН заявил, что не обладает компетенцией, чтобы решать такие дела. А ЕСПЧ отклонил утверждение Грузии о том, что Россия вторглась в Осетию еще 7 августа, и снял с нее ответственность за инциденты во время боев за Цхинвали. При этом, суд признал, что Россия виновна в нарушении прав человека.
Кто виноват?
Ну а пока суды выносили решения, политики, естественно, обвиняла во всем друг друга. С точки зрения России виновата во всем была… ну конечно Америка! По словам тогдашнего главы Генштаба Анатолия Ноговицына, именно США помогли Грузии с разработкой плана “Чистое поле” против Осетии.
По мнению Владимира Путина, причиной войны вообще стали американские выборы. Якобы, США все это придумали, чтобы помочь республиканцу Джону Маккейну победить демократа Барака Обаму.
Наконец, кремлевские СМИ и политологи решили, что все это - заговор американских неоконсерваторов во главе с вице-президентом Диком Чейни. Кстати, его некоторое влияние не отрицает и грузинская сторона.
Глава Южной Осетии Кокойты заявил, что Грузия планировала провести в республике геноцид. Кстати, это утверждение тоже расследовала комиссия ЕС, и никаких доказательств геноцида не нашла. Но про него говорил и глава МИДа Лавров. Причем он сразу подчеркивал, что это геноцид российских граждан.
В свою очередь, Михаил Саакашвили заявил, что конфликт начала Россия. Причем не когда вторглась в Осетию, а когда отправила к грузинскому побережью Черноморский флот. Он даже уверял, что флот пытался остановить бывший президент Украины Виктор Ющенко.
Бидзина Иванишвили, который стал премьер-министром Грузии в 2012 году, говорил, что Саакашвили сам устроил провокацию в Цхинвали. А эта провокация уже дала Россия повод вмешаться в войну. Тут надо отметить, что Иванишвили это основатель партии “Грузинская мечта”, которая правит в Грузии и сейчас, и которую грузинская оппозиция считает пророссийской
Американские СМИ сообщали, что Саакашвили пошел на конфликт без поддержки со стороны США. Госсекретарь Кондолиза Райс якобы отговаривала грузинского президента, но тот ее не послушал.
Однако, во время экстренного заседания Совбеза ООН представитель США заявил, что Россия собиралась свергнуть правительство Саакашвили. Якобы, об этом Сергей Лавров сказал в личной беседе с той же Райс.
А французский журнал Le Nouvel Observateur вообще уверял, что в разговоре с Николя Саркози Владимир Путин обещал, цитирую, “подвесить Саакашвили за яйца”.
Последствия войны
Война 2008 года шла всего пять дней, а вот последствия ее растянулись на многие годы. Во-первых, после этой войны Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Теперь Кремль мог вмешиваться в дела республик безо всяких формальных ограничений и держать там свою армию.
Грузия, в свою очередь, вышла из состава СНГ и прервала дипломатические отношения с Россией.
Повлияла война и на президентов обеих стран. В России стали говорить, что Дмитрий Медведев руководит страной только номинально, а решения по-прежнему принимает Владимир Путин. Я напомню, это 2008-й год, Медведев только пришел к власти, до знаменитой обратной рокировки еще четыре года и Медведев пока еще считается вполне демократическим президентом. В то же время, учитывая что Дмитрий Медведев пишет в телеграме в последние годы, можно предположить, что он и в 2008-м не был особо мирным человеком. Просто тогда эти его кровожадные порывы приходилось скрывать.
В Грузии же у Саакашвили только начинался второй срок правления. Он стал последним не только для президента, но и для его партии “Единое национальное движение”. После той войны “мишисты”, как их еще называют, больше ни разу не выигрывали выборы и уже 15 лет страной правят их противники из “Грузинской мечты”.
В России после той войны решили провести армейскую реформу. Так как хотя успех в войне и был на стороне России, это было скорее из-за слабости грузинской армии, а не из-за силы российской.
В мире после вторжения в Грузию Россию признали глобальной угрозой. Посол США в Грузии Ричард Холбрук тогда сказал, что в Кремле готовили вторжения на время, когда весь мир отвлекся на Олимпиаду в Пекине. Не знаю, насколько это было правдой тогда, но со временем точно совпало. Если помните, ситуация с Крымом и Донбассом началась во время Олимпиады в Сочи, а вторжение 2022 года приурочили к окончанию Игр… опять таки в Пекине! Возможно, ради мировой безопасности этому городу вообще не стоит принимать Олимпиады.
Сегодня марш на Тбилиси иногда называют репетицией марша на Киев. В обоих случаях Россия вторгалась в бывшую советскую республику, где к власти пришли люди, ориентированные на Европу и США, а не на Москву. В обоих случаях поводом для вторжения стала якобы защита непризнанных республик, к созданию которых Россия сама и приложила руку. Вот только в Грузии в 2008-м еще не было боеспособной армии, а Запад оказался не готов оказать ей нужную поддержку. В Украине-2022 все было уже по-другому. Возможно, если бы опыт грузинской войны не прошел для России так безболезненно и, по сути, успешно, не было бы и войны украинской. Но, как известно, история сослагательного наклонения не знает. Остается лишь надеяться, что урок украинской войны будет для России полезнее. Потому это настоящий урок о важном: нападая на соседа, ты всегда рискуешь получить ракеты у себя дома.