Люблю книги в жанре «альтернативная история». Или романы, основанные на исторических событиях. Особенно о конце правления Романовых. Я не склонна романтизировать этот период, но почему-то первое слово, которым хочется описать эти книги – это «красивые». Вот и «Театр тающих теней» Елены Афанасьевой такой – красивый.
Сюжет
Анна Данилина – дочь княгини. Она привыкла жить с прислугой, проводить лето в Крыму, а воспитанием дочерей занимаются гувернантки. Сама она не умеет примерно ничего кроме красивой улыбки и диалогов об искусстве. Ей нет еще и 30, когда она в Крыму рожает третью дочь (молясь при этом о сыне), а власть в стране начинает стремительно меняться туда-сюда. И если ее мать, средняя дочь и муж успевают сесть на корабль, который увезет их в Европу, то сама Анна остается со старшей и младшей дочерями на руках в крайне опасном регионе, преодолевая нечеловеческие сложности.
Плюсы
Панорама, описанная в книге, драматична. Язык Афанасьевой весь на изломе, на надрыве. Сюжет напряженный, натянутый, очень бьющий по таким темам, как благополучие детей и женщин. Пьяные матросы, несправедливость, голод, испытания за испытаниями. Даже если не думать о том, что это отчасти правдивая история, впечатляет сильно: сколько еще способен выдержать материнский организм, заботясь о детях? Женщина-мать может противостоять совершенно нечеловеческим условиям.
Интересно было следить за тем, как написана книга. Во многом это короткие, даже броские предложения (я даже в рецензии внезапно перешла на этот стиль). Автор кидает их – предложения – на произвол судьбы: только начал читать слова и вот они уже кончились, дошли до точки. Это определенно дает эффект этой самой драмы.
Улыбалась, читая ту часть сюжета, в которой Анна в условиях смены власти обретает более или менее близкое ей занятие, связанное с искусством, писательством, даже поэзией. Она называет знакомых нам личностей –Чуковского, Гумилева, Блока. Причем в этой части она близка с ними, общается как с небожителями, но они воспринимают ее наравне. Возникает собственное, читательское ощущение сопричастности.
Мне книга очень сильно напомнила роман «Соловей» Кристин Ханны. Там женщина пытается дождаться с войны мужа, ей приходится как и здесь приютить в своем хорошем доме противника, голодать, укрывать не своего ребенка. Многие сюжетные ходы похожи, но книга тем не менее все же другая. «Соловей», кстати, мне понравился. Хотя он менее надрывный.
Минусы
Я изначально предполагала, что роман будет «женским». То есть написан для женской аудитории – весь он построен на переживаниях главной героини, которая боится за свою жизнь и жизнь своих детей. Которая безмерно покорна матери. Которая может ради детей выносить физические страдания, но не может сама принять ни одного решения. Мужская аудитория скорее всего не заинтересуется книгой.
В первой трети книги Анна ведет дневник. То есть сначала идет обычное повествование, затем несколько десятков страниц в виде дневника, а потом снова обычное повествование. Это здорово дробит книгу, лишает ее цельности. При этом я не вижу никакой проблемы переделать дневниковую часть в обычное повествование – книга от этого не проиграет.
Итог
Роман «Театр тающих теней» – чувственное и драматичное произведение, которое понравится в основном женщинам. Романтичное, вызывающее эмпатию, а также радость за то, что мы живем в несравнимо лучших условиях и в лучшее время.