Найти тему

Как научиться учиться?

Оглавление

Осталось буквально несколько дней до начала нового учебного года. Чтобы последние дни каникул были проведены с максимальной пользой, Педагогическая мастерская Алихана Динаева предлагает вам топ-5 книг по повышению знаний в области педагогических методик. Каждая из представленных книг является бестселлером, содержит в себе полезную теорию, практические упражнения, методики, техники, исследования, анализы работ и многое другое. Прочитав нашу подборку, вы станете, как Гарри Поттер в мире магии или, как минимум, лучшим выпускником ЧГПУ.

«Запомнить всё»

Питер Браун, Генри Рёдигер, Марк Макдэниэл

-2

Знакомство с наукой обучения лучше начать с этой книги. Авторы понятным языком рассказывают о результатах последних исследований: оказывается, привычные методы запоминания — перечитывание и подчеркивание — практически бесполезны. Вместо этого авторы советуют метод активного воспроизведения: при повторении нужно не подсматривать в книжку, а пытаться вспомнить материал самому.

Простые методики могут казаться хорошими, но польза от них пропадает уже на следующий день.

«Свобода учиться»

Питер Грей

-3
-4

Подход Уиллингема критикует американский профессор психологии Питер Грей. Он утверждает, что научный подход к обучению не решает текущие проблемы образования.

Главная беда — в том, что ученики теряют свободу, которая была у наших предков.

Уроки и домашние задания не оставляют времени на изучение мира через игру — ключевой инструмент освоения навыков у древних людей.

Опираясь на исследования антропологов, Грей показывает, что жизнь до изобретения земледелия была не так плоха. Дети играли друг с другом и наблюдали за взрослыми, копировали их поведение и навыки, учились работать в команде, а затем сами становились добытчиками. В наши дни домашние задания резко сократили время, которое дети проводят вместе со сверстниками или родителями без видимой цели. А ведь именно «бесполезные» игры развивают необходимые социальные навыки.

Одним из недостатков современного обучения Грей считает отсутствие свободы выбора.

Дети не могут выбирать сами и вынуждены послушно сидеть на скучных занятиях. Но умение выбирать — это навык, который не развивается без необходимой практики!

В качестве альтернативы Грей приводит школу «Саммерхилл» в Великобритании, где структура занятий подстраивается под потребности ученика. Все вопросы управления школой решаются на демократических собраниях, на которых голоса учеников и учителей равны.

«Талант ни при чем!»

Джефф Колвин

-5

Есть известное «правило 10 тысяч часов» — мол, именно столько нужно, чтобы стать мастером в какой-либо сфере. Его сформулировал Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры». Это правило ушло в народ, но на практике всё не совсем так. Джефф Колвин расширяет и углубляет эту теорию.

Во-первых, «правило 10 тысяч часов» касается только тех, кто хочет быть лучшим в мире. Достичь среднего экспертного уровня можно гораздо быстрее.

Во-вторых, эксперты не просто практикуются и повторяют — они находят свои слабые места и устраняют их. Сколько бы часов ни работал грузчик, он не станет лучшим в мире носителем тяжестей, так как не тренируется, а работает.

В-третьих, 10 тысяч — это средняя цифра, реальное количество часов зависит от отрасли. Виолончелистам требуется 20 тысяч часов, чтобы выступать в самых престижных филармониях и занимать призовые места на конкурсах, а мнемонисты могут попасть на мировые соревнования и после 1 тысячи часов тренировок.

Колвин утверждает, что мы переоцениваем роль таланта и недооцениваем значение усердного труда. Да, генетика вносит свой вклад в общий успех, но без развития врожденных способностей талант не станет гением. Моцарт играл более 10 тысяч часов, прежде чем создал свои знаменитые шедевры.

«Видимое обучение»

Джон Хэтти

-6

Автор проанализировал более 50 тысяч исследований в области образования, чтобы выявить лучшие практики. Как оказалось, один из ключевых факторов, влияющих на успешность обучения, — это метакогнитивные знания, то есть представления учеников о том, что они знают, а что нет.

Сократ обладал высокими метакогнитивными знаниями: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Это помогало ему объективно оценивать себя и стремиться восполнять пробелы.

Хэтти утверждает, что финансирование школ и даже профессиональные знания педагога не так важны, как умение создать комфортную среду для обучения. А ценность собственно знаний отодвигается на второй план: в первую очередь ученики должны верить, что способны улучшить свои результаты.

Проектный метод обучения набирает популярность, но на практике он приносит меньше пользы, чем регулярное выполнение коротких домашних заданий. Причем в старших классах эффект от домашних заданий в 4 раза больше, чем в младших.

«Мастерство учителя»

Дуг Лемов

-7
-8

Автор книги наблюдал за лучшими учителями Америки, чьи ученики показали самые высокие средние баллы на общенациональном предметном тестировании. Дуг Лемов не просто описал в книге 49 методик, но и успешно внедрил их в своей сети из 16 школ в бедных районах. Вот примеры таких методик:

  • «отказ не принимается» — если ученик на вопрос учителя отвечает: «Не знаю», стоит спросить кого-то еще, а потом вернуться к первому ученику и попросить его повторить ответ;
  • «не останавливаемся на достигнутом» — стимулирует хорошо подготовленных учеников решать более сложные задачи, пока учитель объясняет идею остальной части класса;
  • «время ожидания» — если сразу же вызвать отвечать одного человека, то все остальные сразу расслабятся. А пауза между вопросом и вызовом к доске заставляет всех учеников вспоминать ответ.

Как отмечает Лемов, выдающиеся учителя постоянно повышают уровень своего мастерства. Чтение этой книги не принесет пользы без выполнения упражнений.

Ещё больше интересных и полезных материалов на нашем телеграм-канале!

#Педагогическаямастерская#Подборка#Отзывы#Книги#ЧГПУ