Осталось буквально несколько дней до начала нового учебного года. Чтобы последние дни каникул были проведены с максимальной пользой, Педагогическая мастерская Алихана Динаева предлагает вам топ-5 книг по повышению знаний в области педагогических методик. Каждая из представленных книг является бестселлером, содержит в себе полезную теорию, практические упражнения, методики, техники, исследования, анализы работ и многое другое. Прочитав нашу подборку, вы станете, как Гарри Поттер в мире магии или, как минимум, лучшим выпускником ЧГПУ.
«Запомнить всё»
Питер Браун, Генри Рёдигер, Марк Макдэниэл
Знакомство с наукой обучения лучше начать с этой книги. Авторы понятным языком рассказывают о результатах последних исследований: оказывается, привычные методы запоминания — перечитывание и подчеркивание — практически бесполезны. Вместо этого авторы советуют метод активного воспроизведения: при повторении нужно не подсматривать в книжку, а пытаться вспомнить материал самому.
Простые методики могут казаться хорошими, но польза от них пропадает уже на следующий день.
«Свобода учиться»
Питер Грей
Подход Уиллингема критикует американский профессор психологии Питер Грей. Он утверждает, что научный подход к обучению не решает текущие проблемы образования.
Главная беда — в том, что ученики теряют свободу, которая была у наших предков.
Уроки и домашние задания не оставляют времени на изучение мира через игру — ключевой инструмент освоения навыков у древних людей.
Опираясь на исследования антропологов, Грей показывает, что жизнь до изобретения земледелия была не так плоха. Дети играли друг с другом и наблюдали за взрослыми, копировали их поведение и навыки, учились работать в команде, а затем сами становились добытчиками. В наши дни домашние задания резко сократили время, которое дети проводят вместе со сверстниками или родителями без видимой цели. А ведь именно «бесполезные» игры развивают необходимые социальные навыки.
Одним из недостатков современного обучения Грей считает отсутствие свободы выбора.
Дети не могут выбирать сами и вынуждены послушно сидеть на скучных занятиях. Но умение выбирать — это навык, который не развивается без необходимой практики!
В качестве альтернативы Грей приводит школу «Саммерхилл» в Великобритании, где структура занятий подстраивается под потребности ученика. Все вопросы управления школой решаются на демократических собраниях, на которых голоса учеников и учителей равны.
«Талант ни при чем!»
Джефф Колвин
Есть известное «правило 10 тысяч часов» — мол, именно столько нужно, чтобы стать мастером в какой-либо сфере. Его сформулировал Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры». Это правило ушло в народ, но на практике всё не совсем так. Джефф Колвин расширяет и углубляет эту теорию.
Во-первых, «правило 10 тысяч часов» касается только тех, кто хочет быть лучшим в мире. Достичь среднего экспертного уровня можно гораздо быстрее.
Во-вторых, эксперты не просто практикуются и повторяют — они находят свои слабые места и устраняют их. Сколько бы часов ни работал грузчик, он не станет лучшим в мире носителем тяжестей, так как не тренируется, а работает.
В-третьих, 10 тысяч — это средняя цифра, реальное количество часов зависит от отрасли. Виолончелистам требуется 20 тысяч часов, чтобы выступать в самых престижных филармониях и занимать призовые места на конкурсах, а мнемонисты могут попасть на мировые соревнования и после 1 тысячи часов тренировок.
Колвин утверждает, что мы переоцениваем роль таланта и недооцениваем значение усердного труда. Да, генетика вносит свой вклад в общий успех, но без развития врожденных способностей талант не станет гением. Моцарт играл более 10 тысяч часов, прежде чем создал свои знаменитые шедевры.
«Видимое обучение»
Джон Хэтти
Автор проанализировал более 50 тысяч исследований в области образования, чтобы выявить лучшие практики. Как оказалось, один из ключевых факторов, влияющих на успешность обучения, — это метакогнитивные знания, то есть представления учеников о том, что они знают, а что нет.
Сократ обладал высокими метакогнитивными знаниями: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Это помогало ему объективно оценивать себя и стремиться восполнять пробелы.
Хэтти утверждает, что финансирование школ и даже профессиональные знания педагога не так важны, как умение создать комфортную среду для обучения. А ценность собственно знаний отодвигается на второй план: в первую очередь ученики должны верить, что способны улучшить свои результаты.
Проектный метод обучения набирает популярность, но на практике он приносит меньше пользы, чем регулярное выполнение коротких домашних заданий. Причем в старших классах эффект от домашних заданий в 4 раза больше, чем в младших.
«Мастерство учителя»
Дуг Лемов
Автор книги наблюдал за лучшими учителями Америки, чьи ученики показали самые высокие средние баллы на общенациональном предметном тестировании. Дуг Лемов не просто описал в книге 49 методик, но и успешно внедрил их в своей сети из 16 школ в бедных районах. Вот примеры таких методик:
- «отказ не принимается» — если ученик на вопрос учителя отвечает: «Не знаю», стоит спросить кого-то еще, а потом вернуться к первому ученику и попросить его повторить ответ;
- «не останавливаемся на достигнутом» — стимулирует хорошо подготовленных учеников решать более сложные задачи, пока учитель объясняет идею остальной части класса;
- «время ожидания» — если сразу же вызвать отвечать одного человека, то все остальные сразу расслабятся. А пауза между вопросом и вызовом к доске заставляет всех учеников вспоминать ответ.
Как отмечает Лемов, выдающиеся учителя постоянно повышают уровень своего мастерства. Чтение этой книги не принесет пользы без выполнения упражнений.
Ещё больше интересных и полезных материалов на нашем телеграм-канале!
#Педагогическаямастерская#Подборка#Отзывы#Книги#ЧГПУ