Найти тему
Ягодная Я

За что учитель получает 50 тыс. рублей?

В этом году дочка сдавала ЕГЭ, и я не понаслышке знаю про подготовку, про нервы, про ожидания и провалы.

Столько же инфы впихнули в себя дети при подготовке к ЕГЭ! Но вопрос не только в информации, сколько в ресурсах. Что было задействовано? Деньги родителей, время ребенка, иногда даже здоровье.

Я не спорю, все знания, которые ученик получил при качественной подготовке к сдаче экзамена ему непременно пригодятся в ВУЗе, несомненно. На сколько это хорошо или плохо – сдача ЕГЭ – тоже не тема этой статьи.

Больше всего меня волнует то, что за 100 баллов по ЕГЭ премию получает профильный учитель, который подготовил этого ученика. Ключевое здесь: который подготовил. А если школьный учитель только формально участвует в этом процессе? Если не хватает тех знаний, которые он дает?

Как это проверить?

У моей подруги дочка получила 100 баллов по химии. Если вы думаете, что это заслуга школьного преподавателя – это заблуждение. Девочка 3 года ходила к репетитору. Три, Бро! Кучу денег родители потратили на качественную подготовку, которая гарантировала бы ребенку бюджетное место в медицинском ВУЗе. И она сделала это! Молодец, девочка! Спасибо репетитору. Отличная работа. А вот премия от государства прямиком направляется в карман учителя химии. За что? Где справедливость, я спрашиваю?

Или еще один пример: девочка получила 100 баллов по русскому языку. Она два года ходила к репетитору, стремилась к этой сотке, вкладывалась больше, чем кто бы то ни был. И репетитор – это не учитель в школе, а специально оплачиваемый специалист, который почему-то знает все нюансы ЕГЭ, все подводные камни, способен так подготовить ребенка, что он показывает блестящий результат. А премию от государства получает предметник, который преподавал у нее русский и литературу только один последний год. Он даже не со средней школы работал в этом классе. В чем его заслуга?

Еще один ребенок, который с третьего класса посещал курсы английского, занимался с носителем языка по скайпу, выполнял бесконечные онлайн-тесты к экзамену. И два раза в неделю имел урок иностранного в родной школе. Ну, а уровень английского в наших средних школах – сами знаете какой. Так что его 100 баллов на ЕГЭ – ну никак не заслуга школьной англичанки. Тем не менее, она с удовольствием заберет премию от государства. А родители – молодцы, все сделали правильно: развивали своего сыночка, платили за допы, рассчитывая на высокий балл, который позволил ему поступить на бюджет в престижный ВУЗ в северной столице.

И почему эти деньги не выдаются ученику (читай: родителю), в качестве компенсации затрат? А уж он из благодарности (по своему усмотрению) может разделить ее с тем учителем, который, действительно, принимал участие в подготовке. Или считается, что ребенок получает свои 100 баллов и, соответственно, преференции в конкурсных списках, поэтому, все и так отлично!

Ну вот, как вы считаете? Это все реальные достижения детей, которых я знаю, которые прекрасно окончили школу, и родители которых уделили кучу сил этому успеху. Родители – да, а учителя-предметники – нет.

Взять, например, спорт. Когда спортсмен выигрывает медаль на олимпиаде, то от государства получает премию и подарки, а тренер, который его выставлял, также получает деньги за воспитание спортсмена такого уровня. Здесь ведь прозрачен вклад тренера в спортсмена. А вот в школе не прозрачен, от слова совсем.

Я не спорю, что есть учителя, которые вкалывают и вкладывают в детей столько, что им хватает для высоких баллов. Но таких не много. Введение поощрительной системы несомненно простимулирует учителей готовить более качественно своих выпускников. Может, стоит продумать систему контроля? Или разделить премию между учителем и учеником, или еще что-нибудь сделать, чтобы добиться баланса. Как думаете?

Хочется, чтобы премия была заслуженной, справедливой, а не как обычно. Чтобы не оставалось какого-то неприятного послевкусия от всей этой истории с ЕГЭ.