Шумные рынки, яркая мавританская архитектура и палящий зной — неотъемлемая часть томного очарования Марракеша.
Правда, настоящим бриллиантом местные считают не только их, но и умиротворенный оазис в сердце города, объединивший богатую коллекцию растений и самобытный дизайн, — сад Мажорель.
Сад Мажорель
История одного из марокканских тревел-мастхевов началась в 1923 году. Его основатель, французский художник-востоковед Жак Мажорель, приехал в Марокко, чтобы излечиться от туберкулеза, но в итоге влюбился в жаркую страну и остался здесь жить. После свадьбы Мажорель вместе с супругой Андре Лонгвиль покупает в Марракеше участок с пальмовой рощей площадью четыре акра и строит здесь первый дом.
Через восемь лет сад станет больше на десять акров, а в центре появится знаменитая вилла вибрирующего синего цвета в стиле кубизм авторства архитектора Поля Синуара. Интересный факт: на кобальтово-синюю виллу в саду Жака Мажореля вдохновила цветная плитка, которую он заметил во время прогулок по старым берберским домам. Незадолго до смерти маэстро даже запатентовал оттенок, назвав его Bleu Majorelle.
Дело всей жизни
Создание сада оказалось для Жака Мажореля делом всей жизни. Небольшая коллекция растений со временем пополнилась 350 видами экзотической и местной флоры, а каждая аллея стала отражением внутреннего мира и личных переживаний художника. В период с 1923-го по 1950-е годы сад успел пережить расцвет, тяжелый развод хозяев, перейти из частной собственности в общественное владение и потерять основателя. Несмотря на уникальный дизайн и роскошную ботаническую коллекцию, парк неоднократно пытались закрыть, пока в 1980-х его не приобрели модельер Ив Сен-Лоран и предприниматель Пьер Берже.
Эпоха Ива
Идеальная геометрия, ювелирное сочетание кактусовых зарослей, бамбуковых и пальмовых рощ и гипнотические цвета построек сделали парк точкой всеобщего притяжения и апогеем ландшафтного искусства. Тонкий вкус следующих владельцев, Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, — модным местом и образцом того, как должен выглядеть настоящий рай на земле.
Достаточно одной прогулки, чтобы ощутить, что сад Мажорель — это место о личном. В его истории нашлись страницы и для творчества, и для любви с драматичным финалом, и даже для высокой моды. Аура неиссякаемого вдохновения царит здесь до сих пор: в контрастных цветовых сочетаниях, старинных вазах, арт-студиях и, конечно же, музее великого кутюрье Ива Сен-Лорана.
Вилла «Оазис»
Хотя укромные аллеи с журчащими фонтанами, ароматными экзотическими кустарниками и редкими птицами располагают к бесконечно долгим прогулкам, главный центр притяжения путешественников и фешен-ценителей — вилла «Оазис». К созданию этого поэтичного места приложили руку сразу шесть знаменитых эстетов и художников: Ив Сен-Лоран, Пьер Берже, архитектор Билл Уиллис, ландшафтный дизайнер Мэдисон Кокс, дизайнер Жак Гранж и, конечно, сам Жак Мажорель.
Только здесь можно увидеть традиционные марокканские орнаменты в сочетании с авторскими принтами Сен-Лорана, плетеную садовую мебель — с восточной посудой и креслами в стиле 1970-х, а приглушенные оттенки — в паре с пестрой плиткой и роскошными коврами. Идеально, чтобы погрузиться в атмосферу творчества великого кутюрье и зарядиться вдохновением на год вперед.
Музейный комплекс
Еще одно важное арт-пространство находится в бывшей мастерской Жака Мажореля. В Музее исламского искусства Марракеша можно посмотреть коллекцию восточной керамики, ювелирных изделий и североафриканского текстиля Сен-Лорана, в Берберском музее — предметы амазигской культуры, а в галерее — коллекцию картин основателя сада.
Что смотреть в саду Мажорель:
● Музей исламского искусства Марракеша;
● Берберский музей;
● коллекцию картин Жака Мажореля;
● садовый комплекс;
● Музей Ива Сен-Лорана;
● коллекцию кактусов;
● бамбуковую и пальмовую рощи;
● ресторан Majorelle;
● водные каналы, бассейны и поющие фонтаны;
● книжный магазин и сувенирную лавку;
● скульптуры, черепах, эндемичных птиц.
Долгое время большая часть сада оставалась приватной. Полностью открыть пространство и объединить три акра частных территорий с общественным парком разрешил только последний владелец виллы «Оазис» Пьер Берже. После смерти промышленника развитием сада занимаются его фонды Pierre Bergé — Yves Saint Laurent и Jardin Majorelle. Но все обновления касаются в основном коллекции растений, а внутри виллы по-прежнему царит бунтарский дух Сен-Лорана с его знаменитыми вечеринками, помпезными ужинами и творческими фантазиями.