Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Будда Нагешварараджа: повелитель нагов на страже благих перерождений.

"Пред Татхагатой Нагешварараджей, Могущественным Царём Нагов, я
простираюсь". (с) "Трискандха-сутра". Буддизм предусматривает решения на все случаи жизни, учитывая главное, - все мы люди и можем ошибаться. Если человек нарушил свои обеты, то он может признать это и принять решение больше так не делать. Сутра "Трёх драгоценностей", или "Трискандхасутра" (также "Трискандхадхарма-сутра") - это текст Махаяны, который посвящён практике покаяния. В буддийской иконографии есть просветлённые существа, которые оказывают поддержку в этом деле. Например, это особая иконографическая группа - 35 Будд Покаяния. Среди этих Будд можно обнаружить довольно интересные образы, один из которых особенно узнаваем. Это Будда Нагешварараджа (IAST naga - змея; isvara - высшая душа, повелитель; raja - повелитель). В одном из вариантов перевода это - Величественный Владыка Нагов. В этой ипостаси тот, кто достиг высшей формы духовного развития, предстаёт верховным правителем змей. Отличить Нагешварараджу довольн
"Пред Татхагатой Нагешварараджей, Могущественным Царём Нагов, я
простираюсь".

(с) "Трискандха-сутра".

Буддизм предусматривает решения на все случаи жизни, учитывая главное, - все мы люди и можем ошибаться. Если человек нарушил свои обеты, то он может признать это и принять решение больше так не делать.

Сутра "Трёх драгоценностей", или "Трискандхасутра" (также "Трискандхадхарма-сутра") - это текст Махаяны, который посвящён практике покаяния. В буддийской иконографии есть просветлённые существа, которые оказывают поддержку в этом деле. Например, это особая иконографическая группа - 35 Будд Покаяния.

35 Будд Покаяния. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/69901
35 Будд Покаяния. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/69901

Среди этих Будд можно обнаружить довольно интересные образы, один из которых особенно узнаваем. Это Будда Нагешварараджа (IAST naga - змея; isvara - высшая душа, повелитель; raja - повелитель). В одном из вариантов перевода это - Величественный Владыка Нагов. В этой ипостаси тот, кто достиг высшей формы духовного развития, предстаёт верховным правителем змей.

Будда Нагешварараджа. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://auctions.artemperor.tw/2022_autumn/details/1073
Будда Нагешварараджа. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://auctions.artemperor.tw/2022_autumn/details/1073

Отличить Нагешварараджу довольно просто. Он восседает на лотосовом пьедестале в монашеском одеянии в позе медитации. Обладает телесными признаками Будд, например, ушнишей, иногда и урной.

  • Ушниша (IAST usnisa) - выступ на темени, символизирующий достижение просветления.
  • Урна (IAST urna) - пучок волос между бровями, изображается в виде выпуклой точки.

Для Нагешварараджи характерна мудра, при которой указательные пальцы устремлены вверх и соединены, а остальные пальцы переплетены. Этот жест называют мудрой избавления существ от рождения в дурных мирах.

Она символизирует предотвращение перерождения на более низких уровнях. Также считается, что эта мудра символизирует покорение нагов (Асалханова, 2013, с. 51; Сто восемь буддийских икон из собрания Института восточных рукописей РАН, 2012, с. 102).

Будда Нагешварараджа (?). Тибет, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5540772
Будда Нагешварараджа (?). Тибет, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5540772

Опасность неблагой кармы заключается в том, что можно переродиться в таком виде и в таких условиях, что помочь себе и другим будет затруднительно. В этом и состоит преимущество быть человеком: высшая нервная деятельность в наличии, можно помогать не только себе, но и другим.

Будда Нагешварараджа. Китай, династия Цин, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/202885
Будда Нагешварараджа. Китай, династия Цин, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/202885

Змеиный "царь царей" окружён нагами. Чаще всего речь идёт о семи змеях, которые поднимаются над его головой. Но их может быть и больше. Змеи могут быть расположены на пьедестале.

Будда Нагешварараджа. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/100358
Будда Нагешварараджа. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/100358

Особенно интересно смотрится оборотная сторона скульптур, изображающих Нагешварараджу.

Будда Нагешварараджа. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://auctions.artemperor.tw/2022_autumn/details/1073
Будда Нагешварараджа. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://auctions.artemperor.tw/2022_autumn/details/1073

Будда Нагешварараджа. Китай, династия Цин, -XVII-XVIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20580/lot/271/a-rare-gilt-bronze-figure-of-nagaraja-17th18th-century/
Будда Нагешварараджа. Китай, династия Цин, -XVII-XVIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20580/lot/271/a-rare-gilt-bronze-figure-of-nagaraja-17th18th-century/

Будда Нагешварараджа (фрагмент). Китай, династия Цин, -XVII-XVIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20580/lot/271/a-rare-gilt-bronze-figure-of-nagaraja-17th18th-century/
Будда Нагешварараджа (фрагмент). Китай, династия Цин, -XVII-XVIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/20580/lot/271/a-rare-gilt-bronze-figure-of-nagaraja-17th18th-century/

В буддийской мифологии наги и нагини обитают под землёй, а также в океанах, реках и озёрах. Они хранят сокровища и тайные знания, которыми могут поделиться с теми, кого посчитают достойными даров (Бир, 2013, с. 105-106). Наги далеки от людей, точнее говоря, от людских омрачений.

Поэтому добиться расположения нагов может лишь тот, кто обладает высоким уровнем духовного развития. В буддийской иконографии наги преподносят дары архатам, ламам и Буддам.

Будда Нагешварараджа. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/100357
Будда Нагешварараджа. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/100357

Нагешварараджа редко встречается в металлической скульптуре. Среди российских музейных собраний царя нагов можно увидеть в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Нагешварараджа. Тибет, XVII-XVIII вв. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Коллекция Э. Э. Ухтомского. Учётный номер: У-601. Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 143.
Нагешварараджа. Тибет, XVII-XVIII вв. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Коллекция Э. Э. Ухтомского. Учётный номер: У-601. Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 143.

В живописных произведениях Нагешварараджа тоже узнаваем. У него тело синего цвета и белый лик.

Будда Нагеншварараджа. Бурятия, XIX-первая треть XX в. (?). ИВР РАН, Санкт-Петербург. Сто восемь буддийских икон из собрания Института восточных рукописей РАН / Под ред. А.В. Зорина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. С. 102-103.
Будда Нагеншварараджа. Бурятия, XIX-первая треть XX в. (?). ИВР РАН, Санкт-Петербург. Сто восемь буддийских икон из собрания Института восточных рукописей РАН / Под ред. А.В. Зорина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. С. 102-103.

В живописи змеи украшают нимб.

Будда Нагешварараджа. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/24075
Будда Нагешварараджа. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/24075
Будда Нагешварараджа (фрагмент). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/24075
Будда Нагешварараджа (фрагмент). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/24075

Будда Нагеншварараджа. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/18717
Будда Нагеншварараджа. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/18717

Будда Нагеншварараджа (фрагмент). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/18717
Будда Нагеншварараджа (фрагмент). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/18717

Нагешварараджа встречается и в цакли, миниатюрных изображениях.

Будда Нагеншварараджа (фрагмент). Монголия, XIX в. Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара, Улан-Батор. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/50412
Будда Нагеншварараджа (фрагмент). Монголия, XIX в. Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара, Улан-Батор. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/50412

Есть особая разновидность иконографии Нагешварараджи, в которой Будда изображается с веткой в правой руке (Асалханова, 2013, с. 58).

Нагешварараджа. Монголия. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/201050
Нагешварараджа. Монголия. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/201050

Нагешварараджу из группы 35 Будд покаяния можно перепутать с другими Буддами, у которых сложились хорошие взаимоотношения с нагами.

Например, с Нагарджуной, индийским подвижником II-III вв., который также изображается в виде Будды с головой, увенчанной семью змеями. Нагарджуну можно отличить по положению рук - дхармачакра-мудре, которая символизирует первую буддийскую проповедь.

Нагарджуна. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/73877
Нагарджуна. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/73877

Нагарджуна является основателем первой школы Махаяны. В буддийской иконографии встречается как в виде ламы или махасиддхи, так и Будды. С нагами он познакомился целенаправленно: отправился в их мир, чтобы получить знания.

Его посчитали достойным и мудрость нагов была изложена в текстах. Так любознательный юноша получил имя Нагарджуна (IAST naga - змея; arjuna - серебро, др. значения: белого цвета, чистый) (Курасов, 2014, с. 87, 230).

Нагарджуна. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/16354
Нагарджуна. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/16354

Наконец, существует иконография Будды Шакьямуни под защитой Мучалинды, царя нагов. Этот образ особенно популярен в буддийской скульптуре Юго-Восточной Азии.

Будда Мучалинда. Камбоджа, Кхмерская империя, XII-XIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Zacke. Эл. ресурс URL: https://www.zacke.at/auction/lot/lot-568---a-monumental-sandstone-figure-of-buddha-muchalinda-angkor-period/?lot=18774&sd=1
Будда Мучалинда. Камбоджа, Кхмерская империя, XII-XIII вв. Онлайн-каталог аукционного дома Zacke. Эл. ресурс URL: https://www.zacke.at/auction/lot/lot-568---a-monumental-sandstone-figure-of-buddha-muchalinda-angkor-period/?lot=18774&sd=1

Есть любопытный монгольский образец, в котором Будда с нагами изображён с телом золотистого цвета и с мудрой Нагешварараджи.

Будда Нагешварараджа. Монголия, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1997.31.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/397
Будда Нагешварараджа. Монголия, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1997.31.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/397
Будда Нагеншварараджа . Монголия, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1997.31.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/397
Будда Нагеншварараджа . Монголия, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1997.31.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/397

Ещё один интересный образец фигурировал на аукционе Christie's. Здесь Будда изображён с мудрой Нагешварараджи, но без нагов.

Будда Нагешварараджа (?). Тибет, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5540772
Будда Нагешварараджа (?). Тибет, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5540772

Буддийская практика покаяния, изложенная в "Трискандха-сутре", предлагает следующее:

Сначала человек обращается к "профильным" просветлённым существам. Что правильно, потому что всегда нужно обращаться по адресу. Затем практикующий признаёт проблему:

"В этой и во всех прежних моих жизнях с безначальных времен, во всех местах моих рождений во время скитаний в сансаре я совершал неблагие действия, повелевал другим совершать их и радовался их совершению".
(с) "Трискандха-сутра".

Ну, с кем не бывает. Затем озвучиваются последствия этой проблемы:

Под тяжким бременем таких кармических препятствий я стану адским существом или животным, попаду в мир голодных духов, окажусь варваром в стране еретиков, окажусь божеством-долгожителем, обрету ущербные органы чувств, стану приверженцем ошибочных взглядов или лишусь возможности радоваться Будде.
(с) "Трискандха-сутра".

35 Будд Покаяния (фрагмент). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/69901
35 Будд Покаяния (фрагмент). Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/69901

Проблема боится здравого смысла. Здравый смысл - это честность с самим собой. И следующая стадия - это ещё одно обращение к Буддам покаяния:

"Во всех таких кармических препятствиях я признаюсь в присутствии будд, Благословенных, кто неразделим с возвышенной мудростью, кто стал Оком, кто стал свидетелем, кто безупречен, кто видит всё благодаря своей мудрости. Я каюсь без сокрытия чего-либо и отныне буду избегать таких действий и воздерживаться от их совершения". ...
"Я раскаиваюсь в каждом из совершённых мною неблагих действий. Я радуюсь всем заслугам других. Я прошу и умоляю всех будд: да обрету я мудрость святую, наивысшую, непревзойдённую, возвышенную".
(с) "Трискандха-сутра".

Будда Нагеншварараджа. Монголия, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1997.31.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/397
Будда Нагеншварараджа. Монголия, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1997.31.2. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/397

Итак, если человек осознал, что его решение было неверным, то есть Будды, которые специализируются именно на этом. Считается, что 35 Будд покаяния очищают от скверны. И именно Нагешварараджа спасает от перерождения в какого-нибудь червя.

Нагешварараджа в окружении нагов иллюстрирует надежду на то, что работа над собой будет иметь результат.

Литература

  • Асалханова, Е.В. Особенности отображения иконографического сюжета «Тридцать пять Будд покаяния» в бурятской традиционной живописи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2013. № 4. С. 51, 58.
  • Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 105-106.
  • Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 143.
  • Курасов С. В. Искусство Тибета (XI - XX вв.) как единая художественная система: иконология и язык образов : диссертация на соискание ученой степени доктора наук : 17.00.04. М. Курасов Сергей Владимирович ; [Место защиты: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 2014. С. 87, 230.
  • Сто восемь буддийских икон из собрания Института восточных рукописей РАН / Под ред. А.В. Зорина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. С. 102-103.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен