"Пред Татхагатой Нагешварараджей, Могущественным Царём Нагов, я
простираюсь".
Буддизм предусматривает решения на все случаи жизни, учитывая главное, - все мы люди и можем ошибаться. Если человек нарушил свои обеты, то он может признать это и принять решение больше так не делать.
Сутра "Трёх драгоценностей", или "Трискандхасутра" (также "Трискандхадхарма-сутра") - это текст Махаяны, который посвящён практике покаяния. В буддийской иконографии есть просветлённые существа, которые оказывают поддержку в этом деле. Например, это особая иконографическая группа - 35 Будд Покаяния.
Среди этих Будд можно обнаружить довольно интересные образы, один из которых особенно узнаваем. Это Будда Нагешварараджа (IAST naga - змея; isvara - высшая душа, повелитель; raja - повелитель). В одном из вариантов перевода это - Величественный Владыка Нагов. В этой ипостаси тот, кто достиг высшей формы духовного развития, предстаёт верховным правителем змей.
Отличить Нагешварараджу довольно просто. Он восседает на лотосовом пьедестале в монашеском одеянии в позе медитации. Обладает телесными признаками Будд, например, ушнишей, иногда и урной.
- Ушниша (IAST usnisa) - выступ на темени, символизирующий достижение просветления.
- Урна (IAST urna) - пучок волос между бровями, изображается в виде выпуклой точки.
Для Нагешварараджи характерна мудра, при которой указательные пальцы устремлены вверх и соединены, а остальные пальцы переплетены. Этот жест называют мудрой избавления существ от рождения в дурных мирах.
Она символизирует предотвращение перерождения на более низких уровнях. Также считается, что эта мудра символизирует покорение нагов (Асалханова, 2013, с. 51; Сто восемь буддийских икон из собрания Института восточных рукописей РАН, 2012, с. 102).
Опасность неблагой кармы заключается в том, что можно переродиться в таком виде и в таких условиях, что помочь себе и другим будет затруднительно. В этом и состоит преимущество быть человеком: высшая нервная деятельность в наличии, можно помогать не только себе, но и другим.
Змеиный "царь царей" окружён нагами. Чаще всего речь идёт о семи змеях, которые поднимаются над его головой. Но их может быть и больше. Змеи могут быть расположены на пьедестале.
Особенно интересно смотрится оборотная сторона скульптур, изображающих Нагешварараджу.
В буддийской мифологии наги и нагини обитают под землёй, а также в океанах, реках и озёрах. Они хранят сокровища и тайные знания, которыми могут поделиться с теми, кого посчитают достойными даров (Бир, 2013, с. 105-106). Наги далеки от людей, точнее говоря, от людских омрачений.
Поэтому добиться расположения нагов может лишь тот, кто обладает высоким уровнем духовного развития. В буддийской иконографии наги преподносят дары архатам, ламам и Буддам.
Нагешварараджа редко встречается в металлической скульптуре. Среди российских музейных собраний царя нагов можно увидеть в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).
В живописных произведениях Нагешварараджа тоже узнаваем. У него тело синего цвета и белый лик.
В живописи змеи украшают нимб.
Нагешварараджа встречается и в цакли, миниатюрных изображениях.
Есть особая разновидность иконографии Нагешварараджи, в которой Будда изображается с веткой в правой руке (Асалханова, 2013, с. 58).
Нагешварараджу из группы 35 Будд покаяния можно перепутать с другими Буддами, у которых сложились хорошие взаимоотношения с нагами.
Например, с Нагарджуной, индийским подвижником II-III вв., который также изображается в виде Будды с головой, увенчанной семью змеями. Нагарджуну можно отличить по положению рук - дхармачакра-мудре, которая символизирует первую буддийскую проповедь.
Нагарджуна является основателем первой школы Махаяны. В буддийской иконографии встречается как в виде ламы или махасиддхи, так и Будды. С нагами он познакомился целенаправленно: отправился в их мир, чтобы получить знания.
Его посчитали достойным и мудрость нагов была изложена в текстах. Так любознательный юноша получил имя Нагарджуна (IAST naga - змея; arjuna - серебро, др. значения: белого цвета, чистый) (Курасов, 2014, с. 87, 230).
Наконец, существует иконография Будды Шакьямуни под защитой Мучалинды, царя нагов. Этот образ особенно популярен в буддийской скульптуре Юго-Восточной Азии.
Есть любопытный монгольский образец, в котором Будда с нагами изображён с телом золотистого цвета и с мудрой Нагешварараджи.
Ещё один интересный образец фигурировал на аукционе Christie's. Здесь Будда изображён с мудрой Нагешварараджи, но без нагов.
Буддийская практика покаяния, изложенная в "Трискандха-сутре", предлагает следующее:
Сначала человек обращается к "профильным" просветлённым существам. Что правильно, потому что всегда нужно обращаться по адресу. Затем практикующий признаёт проблему:
"В этой и во всех прежних моих жизнях с безначальных времен, во всех местах моих рождений во время скитаний в сансаре я совершал неблагие действия, повелевал другим совершать их и радовался их совершению".
(с) "Трискандха-сутра".
Ну, с кем не бывает. Затем озвучиваются последствия этой проблемы:
Под тяжким бременем таких кармических препятствий я стану адским существом или животным, попаду в мир голодных духов, окажусь варваром в стране еретиков, окажусь божеством-долгожителем, обрету ущербные органы чувств, стану приверженцем ошибочных взглядов или лишусь возможности радоваться Будде.
(с) "Трискандха-сутра".
Проблема боится здравого смысла. Здравый смысл - это честность с самим собой. И следующая стадия - это ещё одно обращение к Буддам покаяния:
"Во всех таких кармических препятствиях я признаюсь в присутствии будд, Благословенных, кто неразделим с возвышенной мудростью, кто стал Оком, кто стал свидетелем, кто безупречен, кто видит всё благодаря своей мудрости. Я каюсь без сокрытия чего-либо и отныне буду избегать таких действий и воздерживаться от их совершения". ...
"Я раскаиваюсь в каждом из совершённых мною неблагих действий. Я радуюсь всем заслугам других. Я прошу и умоляю всех будд: да обрету я мудрость святую, наивысшую, непревзойдённую, возвышенную".
(с) "Трискандха-сутра".
Итак, если человек осознал, что его решение было неверным, то есть Будды, которые специализируются именно на этом. Считается, что 35 Будд покаяния очищают от скверны. И именно Нагешварараджа спасает от перерождения в какого-нибудь червя.
Нагешварараджа в окружении нагов иллюстрирует надежду на то, что работа над собой будет иметь результат.
Литература
- Асалханова, Е.В. Особенности отображения иконографического сюжета «Тридцать пять Будд покаяния» в бурятской традиционной живописи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2013. № 4. С. 51, 58.
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 105-106.
- Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 143.
- Курасов С. В. Искусство Тибета (XI - XX вв.) как единая художественная система: иконология и язык образов : диссертация на соискание ученой степени доктора наук : 17.00.04. М. Курасов Сергей Владимирович ; [Место защиты: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 2014. С. 87, 230.
- Сто восемь буддийских икон из собрания Института восточных рукописей РАН / Под ред. А.В. Зорина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. С. 102-103.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен