Cтатья содержит обзор сюжета и финала сериала «Секретное Вторжение» и некоторых других проектов Marvel Studios. Если вы не хотите словить спойлеры, ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТУ СТАТЬЮ. Но, возможно, это не имеет для вас никакого значения, и, возможно, это вполне нормально.
В 2007 году, на моём самом первом Comic-Con в Сан-Диего, я стал свидетелем того, как за считанные минуты изменилась индустрия развлечений, когда Джон Фавро впервые представил Роберта Дауни-младшего в фильме «Железный Человек».
В то время Marvel Studios была независимой компанией, вложившей практически все свои средства и вручив всё своё будущее в руки третьестепенного персонажа, сыгранного утратившим былую славу актёром, и многие в индустрии и фан-сообществе восприняли это с глубоким скептицизмом (если не с откровенной насмешкой). Съёмки фильма только что закончились, поэтому на кадрах был только один реальный VFX-кадр костюма Железного человека, летящего рядом с реактивными истребителями; остальная часть тизера опиралась на харизму Дауни и отснятые встроенной камерой кадры с Тони Старком в гигантском костюме Железного человека, который он сконструировал в начале фильма.
Это сорвало крышу Зала H. Кадры были восхитительные, яркие и незаурядные – желанное противоядие от таких напыщенных супергеройских фильмов того десятилетия, как перегруженный деталями «Человек-Паук 3: Враг В Отражении» от Sony, который вышел двумя месяцами ранее, или прошлогодняя буффонада «Люди Икс: Последняя Битва» от 20th Century Fox. Это было похоже на культурный сдвиг, который вполне может произойти, когда публика в массовом порядке хватается за что-то, что кажется захватывающе новым.
В следующем году «Железный Человек» произвёл фурор, собрав 585,8 миллиона долларов по всему миру; в 2012 году «Мстители» собрали 1,5 миллиарда долларов, тем самым создав кинематографическую вселенную, доминирующую в индустрии до конца десятилетия.
Я вспоминал это событие 16-летней давности во время посещения Comic-Con в Сан-Диего в этом году. Студии Marvel, как и практически всего Голливуда, там не было из-за забастовки SAG-AFTRA, и тем не менее в те июльские выходные культура вне всякого сомнения переживала аналогичную и, возможно, столь же монументальную перестройку: зрители устанавливали новые рекорды просмотров и кассовых сборов откровенно феминистской комедии Греты Гервиг «Барби» и трехчасового байопика Кристофера Нолана «Оппенгеймер».
На той же неделе Marvel заканчивала сорок четвёртый – сорок четвёртый! – проект в своей кинематографической вселенной: вялотекущую конспирологическую драму «Секретное Вторжение» на Disney+. Несмотря на изначально хорошие отзывы и невероятно талантливый актёрский состав, включающий в себя Сэмюэля Л. Джексона, Оливию Колман, Эмилию Кларк, Дона Чидла, Бена Мендельсона и Кингсли Бен-Адира, «Секретное Вторжение» оказалось слишком подходящим примером небрежной апатии, которая проникла в последние проекты Marvel, и по сути свергла её с трона на неоспоримой вершине киноиндустрии.
По ходу сериала мы узнаем, что Джеймс «Роуди» Роудс в исполнении Чидла на самом деле был Скруллом по имени Раава, хотя у персонажа с тем же успехом могло и не быть имени, поскольку сериал не проявил никакого интереса к Рааве – в том числе к тому, что он чувствовал себя скруллом женского пола, выдающим себя за человека мужского пола – это было далеко за пределами его функциональной роли в этой истории.
Более вопиющим является то, что режиссёр сериала Али Селим в интервью Анжелике Джексон из Variety сказал, что Раава выдавал(а) себя за Роуди со времен событий «Первый Мститель: Противостояние» 2016 года. Это не только ставит под сомнение доверие к повествованию, но и отрицательно сказывается на эмоциональной кульминации фильма «Мстители: Финал», когда Роуди был рядом со своим лучшим другом Тони Старком в момент смерти последнего. Если такой момент можно изменить, зачем вообще вкладывать деньги в то, что происходит в Кинематографической Вселенной Marvel?
А теперь, вот, появляется персонаж Эмилии Кларк, Г’айа, дочь скрулла Талоса (Бен Мендельсон) из фильма «Капитан Марвел» 2019 года. В финале «Секретного Вторжения» Г’айа выдает себя за Ника Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), чтобы доставить образцы ДНК всех Мстителей, собранных после Битвы за Землю в «Финале» злодею Гравику (Кингсли Бен-Адир), который использует «сыворотку», чтобы «влить» себе все их силы и способности, но он также «вливает» эти силы и способности в Г’айю; затем они сражаются, превращая различные части своего тела в части рандомных Мстителей, пока Г’айа, наконец, не побеждает, пробивая гигантскую дыру в груди Гравика.
Битва разворачивается со всей индивидуальностью видео Noovie (видео, показываемое непосредственно перед самим фильмом (в большинстве кинотеатров), включающее в себя эксклюзивный контент, игры с дополненной реальностью, интересные факты и рекламу различных приложений – прим. пер.), на фоне заброшенной российской АЭС – лучше всего её можно описать как «анонимно серую» – в этой битве участвуют два персонажа, которых мы едва знаем (и на которых нам практически наплевать), доставляя нам непонятный фансервис, который не имеет никакого смысла: они используют руку Мерзости, шипы Ледяных зверей и телепортацию Призрака – персонажей, которые даже не участвовали в Битве за Землю! Как весело!
Таким образом, Г’айа внезапно стала самым могущественным персонажем во всей Кинематографической Вселенной Marvel и согласилась работать на Соню Фолсворт (Оливия Колман) из MI6? Типа, а почему бы и нет?
Все проблемки этого сериала являются лишь симптомами гораздо большей проблемы для Marvel: то, что позволило студии взлететь в 2010-х годах, стало гнетущим бременем в 2020-х. Во-первых, «Секретное Вторжение» должно было стать лихо закрученным триллером о некоем заговоре, построенным на событиях «Капитана Марвел», чтобы показать, как Ник Фьюри стал таким грозным и опасным. Вместо этого его отягощали события «Финала» и очевидная необходимость втиснуть в конец сериала как можно больше отсылок к супергероям. Точно так же, как первые два фильма о Человеке-Муравье были относительно автономными, «Человек-Муравей и Оса: Квантомания» был обременён официальным «запуском» Канга (Джонатан Мэйджерс) как самого большого зла в саге Мультивселенной. Фильм закончился тем, что Скотт Лэнг (Пол Радд) интересовался, имеет ли значение вообще что-либо из произошедшего.
Действительно ли «Чёрная Пантера: Ваканда Навеки» должна была продолжать урезать душераздирающий центральный конфликт до сцен с Валентиной Аллегрой де Фонтейн (Джулия Луи-Дрейфус)? Действительно ли «Мисс Марвел» должна отказаться от своей истории о травме поколений из-за разделения Индии и Пакистана, чтобы включить в себя «Контроль последствий (Земля-616)» из фильма «Человек-Паук: Возвращение Домой»? Действительно ли Тору (Крис Хемсворт) нужно было провести первый акт «Любви и Грома» со Стражами Галактики вместо того, чтобы сосредоточиться на эмоциональном опустошении от смертельного недуга Джейн Фостер (Натали Портман)?
Нет, они этого не сделали.
Но даже если бы все эти проекты избавились от лишнего и ненужного, они всё равно были бы скованы методом Marvel. Создатели фильмов часто описывают подход Marvel как «в высшей степени коллаборативный»; когда я брал интервью у режиссёра «Любви и Грома» Тайки Вайтити в прошлом году, он сказал, что фильмы Marvel «меняются вплоть до этапа постпродакшна». На самом деле это означает, что творческие руководители Marvel во главе с Кевином Файги будут разрывать сценарии и сюжетные линии на протяжении всего творческого процесса, если они посчитают, что что-то работает не так, как им нравится, – независимо от того, насколько далеко продвинулся тот или иной проект, и насколько разрушительными будут изменения в уже законченном фильме или сериале.
Этот подход, который для Marvel не является совершенно уникальным, позволил студии оставаться гибкой в 2010-х, опираясь на идеи и творческие направления, которые работали, а не были связаны жёстким грандиозным замыслом. Но это также означало, что фильмы Marvel казались в значительной степени гомогенными, однородными по подходу и стилю, и большинство режиссёров изо всех сил пытались заявить о себе. По мере того, как Marvel агрессивно расширялась в 2020-х, чтобы «заполнить трубопровод» Disney+, всё начало трещать по швам, а затем эти швы и вовсе разорвались. Пострадали визуальные эффекты, и VFX-художники не молчали об этом. Финальные эпизоды сериалов и финальные акты фильмов часто ощущались небрежными и сделанными на скорую руку.
Очевидно, что публика не полностью остыла к супергероям. «Стражи Галактики. Часть 3» от Marvel и «Человек-Паук: Паутина Вселенных» от Sony – главные хиты, потому что они сосредоточены на эмоциональных арках своих персонажей, а не на обслуживании кинематографической вселенной – и критически важно, что эти проекты выглядят и воспринимаются не похожими на любые другие фильмы на сегодняшнем рынке. Ведь есть причина, по которой режиссёр «Стражей Галактики» Джеймс Ганн заявил, что у фильмов DC сперва будут полностью закончены сценарии, прежде чем что-либо пойдет в производство.
Но ни один из этих фильмов не стал событием в стиле «Барбенгеймера», как это обычно было с фильмами Marvel в 2010-х. Зрительские вкусы могут отклоняться от супергеройских компашек. Конечно, у Marvel ещё много проектов на конвейере – я лично в восторге от второго сезона «Локи», моего любимого шоу на Disney+ от Marvel на сегодняшний день. Но с тех пор, как Файги рассказал о будущем Кинематографической Вселенной Marvel на Comic-Con в Сан-Диего в 2022 году, Marvel и Disney уже сдвинули графики выхода нескольких крупных проектов, включая «Мстители: Династия Канга» с мая 2025 года на май 2026 года и «Мстители: Секретные Войны» с ноября 2025 на май 2027 года. (Предстоящий судебный процесс над Джонатаном Мэйджерсом по обвинению в домашнем насилии также может повлиять на траекторию франшизы и особенно на то, что произойдёт с Кангом).
В июне генеральный директор Disney Боб Айгер даже признал, что экспоненциально увеличившаяся производительность студии Marvel для Disney+ «разбавила фокус и внимание», убедительно заверив, что Marvel будет снижать свою производительность ближе к уровням до эпохи стримингов. Файги, без сомнения, снова вернется в Зал H. Но на этот раз ему тоже может понадобиться направить силы всех Мстителей на спасение Кинематографической Вселенной Marvel.
Автор оригинальной статьи: Адам. Б. Вэри.
По материалам ресурса Variety.