Найти тему

Чек-лист выбора репетитора для подготовки к ЕГЭ по математике

Оглавление

Как найти хорошего репетитора, который сможет качественно подготовить к ЕГЭ? На что обращать внимание? Как не потерять время и деньги на некомпетентных специалистах.

Меня зовут Марсель, я уже 10 лет готовлю к ЕГЭ по профильной математике, сотни моих учеников сдали ЕГЭ на 80+. Я составил критерии, которые помогут найти подходящего репетитора.

1. Программа подготовки

У хорошего репетитора должен быть план занятий на год: когда и какие номера проходить. Материал, который нужно усвоить, чтобы успешно сдать ЕГЭ, колоссальный.

Перед занятиями ученикам я задаю следующие вопросы:

  • Какие цели по поступлению и сдаче ЕГЭ?
  • Писали ли в школе пробники и какие результаты? Какие задачи из второй части ОГЭ решали?
  • Какие задачи уверенно получаются, где не хватает уверенности?
  • Готовились ли каким то образом ранее.

Мне это информация нужна, чтобы оценить возможности ученика, ожидания и после этого рассказать какого плана мы будем придерживаться.

План подготовки помогает адекватно оценивать возможности, расставлять приоритеты и направлять внимание в нужное русло.

Диагностическая работа в начале работы позволяет точнее определить пробелы и, отталкиваясь от слов ученика и результатов тестирования, продуктивно начать заниматься.

Если репетитор не проводит диагностические работы и не обсуждает план занятий, прохождения тем в первый месяц, то это нехорошо.

Кто-то со мной может поспорить и сказать: "Я и без плана хорошо провожу занятия, все ученики довольны".

Успех на ЕГЭ зависит, в большей части, от того, как репетитор организует самостоятельную работу ученика в виде домашних заданий, материалов для изучения перед уроком. Времени индивидуального занятия достаточно только для того, чтобы разобраться в сложной теме, понять ошибки, а развитие когнитивных навыков в виде решения задач без ошибок, быстрого нахождения идеи решения и прохождение дополнительного материала обеспечивает программа подготовки

Список тем, которые должен пройти ученик, чтобы выполнить все задания на ЕГЭ
Список тем, которые должен пройти ученик, чтобы выполнить все задания на ЕГЭ

По плану ученик будет понимать, какие темы еще предстоит пройти, сколько примерно времени нужно на каждое задание, успевает ли он.

2. Домашние задания

Обязательно спросите у репетитора, дает ли он домашнюю работу. Правильно подобранные домашние задания - это 40% успеха на экзамене, а еще 40% - их выполнение. Хороший репетитор на уроке объясняет тему, обращает внимание на сложные моменты, а уже на дом дает много практики - задачи, которые помогут закрепить изученное. Без этого материал будет плохо усваиваться и быстро забываться. Процесс подготовки домашней работы достаточно трудоемкий для репетитора и ученики, которые приходят ко мне часто жалуются, что им приходилось его выпрашивать.

Для своих учеников мы с программистами и дизайнером создали платформу, на которой уже заранее загружены все домашние задания по каждой теме. Ученик после урока приступает к решению и наша система отслеживает прогресс: какие задачи получились, где возникли ошибки. Также сразу можно посмотреть, выполняет ученик работу или даже не заходил на платформу.

Платформа mathbank.ru
Платформа mathbank.ru

"Прогресс" отображает сколько всего задач сделал ученик по заданной теме.

-4

Если какая-та задача не получилась, ему доступна подсказка и видеоразбор. Это позволяет более эффективно использовать урок и больше времени уделять сложным деталям.

Пример домашнего задания по графикам: https://mathbank.ru/media/ckeditor/2023/11/23/2411.pdf

Обратите внимание на объем задач. Он должен быть не малым и охватывать всевозможные прототипы.

3. Опыт

Для того чтобы готовить к ЕГЭ на 80+, нужно не менее 3-х лет практики.

В первые годы преподавания я активно изучал задания ЕГЭ, возможные прототипы, их очень много, есть задания которые никогда не встретятся на ЕГЭ, их нужно исключать, чтобы ученик не тратил свое время. Анализ банка ФИПИ, официальных сборников, формирование собственных сборников задач, поиск хороших методичек, написание своих - все это требует большой усидчивости и времени. Еще нужно время для шлифовки программы, работы над ошибками Ежегодный анализ результатов учеников, их результаты ЕГЭ помогает повышать эффективность занятий: где-то добавить задач на определенную тему, что-то лишнее убрать. И если репетитор ответственно и плодотворно провел эти два года, на третий год должно неплохо получаться, так я подготовил ученика на 99 баллов, ученики начали стабильно набирать 80+, кто выполнял все задания.

Я считаю, что важна насмотренность по задачам: быстро визуально определять это уровень ЕГЭ или нет.

Изучение любой темы мы начинаем с самых азов, чтобы полностью охватить тему. Нагрузка растет постепенно. Часто на первых уроках мы изучаем задания которые ниже уровня ЕГЭ, они помогают понять суть темы, и постепенно повышаем сложность доходя до задач выше уровня ЕГЭ, где нужно логически поразмышлять. Так ученик становится подготовленным с запасом, если он добросовестно выполняет домашние задания.

Например, на РешуЕГЭ есть вот такие иррациональные неравенства. Их не будет на реальном ЕГЭ, поэтому вместо решения таких прототипов, нужно в первую очередь научиться решать задания, которые точно могут попасться. Ученик сильно начинают переживать, что такие задания могут попасться на реальном ЕГЭ, хотя многим из них и неравенства уровня ЕГЭ сложно даются.

Задание, которых не будет на ЕГЭ
Задание, которых не будет на ЕГЭ

Чтобы решить эту проблему, я на нашем сайте собрал все прототипы задач второй части, которые встречались на ЕГЭ. Там задания совершенно другие и не похожие на данные. Задачи ЕГЭ прошлых лет: https://mathbank.ru/math_ege_prof/second_part/

Задачи ЕГЭ прошлых лет на сайте Mathbank.ru
Задачи ЕГЭ прошлых лет на сайте Mathbank.ru

Если готовиться на высокие баллы, репетитор-студент студент вряд ли поможет, степень кандидата тоже вряд ли сыграет роль. Важно, чтобы репетитор специализировался именно на подготовке к ЕГЭ, разбирался в заданиях, знал основные прототипы, подводные камни, способы оформления задач и как к ним готовитьь. В ЕГЭ помимо хорошего знаний математики, нужно знать свои тонкости. Те же строгие правила оформления задач по тригонометрии, неравенств. Если даже правильно решить на ровном месте можно потерять свои баллы.

4. Пишет сам ЕГЭ на 100 баллов

Я бы не стал идти к репетитору, который не сдавал ЕГЭ и не прошел диагностику МЦКО. В России любой желающий может каждый год сдавать ЕГЭ бесплатно, МЦКО можно написать в удобное время даже дистанционно. Это помогает оказаться на месте учеников, лучше понимать, как проходит экзамен, как распределять время. Чтобы на ЕГЭ успеть выполнить задачи, нужно следовать некоторым правилам, которые я для себя сформировал после похода на ЕГЭ вместе с учениками:)

Есть репетиторы, которые не готовят к сложным заданиям второй части: 14 - стереометрия, 17 - планиметрия, 18 - параметр, 19 - теория чисел. Я думаю, таких репетиторов большинство, потому что данные задачи не проходят в школьной программе и их изучение требует много сил. Одно дело - уметь решать, а еще же нужно выстроить методику доступного объяснения этих задач (Если взять пример из сборника Ященко и сказать ученику, давай решать, то пользы от этого будет мало).

Поэтому обязательно спросите, а будем ли мы разбирать данные задачи, если цель на экзамене 80+. Если же цель просто сдать, то этот критерий необязателен.

5. Видеоуроки, примеры занятий

По моему мнению, каждый современный преподаватель должен записывать видеоуроки и делать конспекты, потому что они кратно повышают эффективность обучения: ребенок в любой момент может пересмотреть объяснение темы, самостоятельно потренироваться.

Самые опытные преподаватели пишут свои пособия, задачники. Я бы искал себе такого преподавателя. Риск нарваться на дилетанта в таком случае стремится к нулю.

Что мне нравится в открытых уроков у преподавателей: я сразу могу понять, нравится ли он мне как человек, подходят ли его объяснения, говор, темп.

Я на своем сайте публикую теорию по задачам ЕГЭ:

Статьи

Они помогают ученикам быстро вспоминать материал и узнавать недостающие моменты

Примеры видеоуроков. Ученики часто сначала смотрят мои открытые вебинары и потом принимают решение записаться на занятия

- YouTube
- YouTube

6. Что у меня вызывает недоверие

1. Репетитор ведет 2-3 предмета. Универсалов не бывает или это неэффективно. Если тщательно готовиться к урокам, собирать материалы, то времени хватит на один экзамен. Я когда начинал репетиторскую деятельность вел математику, физику и по каждому из предметов готовил к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам. Несмотря на то, что свободное владею этими дисциплинами, я не успевал качественно готовить материалы к каждому занятию, из-за этого в последние 3 года полностью сосредоточился на профильной математике.

2. Репетитор совмещает свою работу с основной. Я считаю, что репетиторство не может быть подработкой, потому что требуется много энергии преподавателя и как я уже говорил, подготовка материалов. Например, работает в банке и вечером ведет физику. Преподавание, если делать это хорошо, занимает все время. 80% времени это методическая работа и подготовка к занятиям.

3. Репетитор - преподаватель ВУЗа, кандидат наук и тд. Нет корреляции между образованием репетитора и качества подготовки к ЕГЭ. В ВУЗе проходят совершенно другие вещи. Достижения в науке, статьи могут помочь в объяснении математики, привести интересные факты, примеры, но в целом, я считаю что главную роль играет опыт и подготовка преподавателя к занятиям и его личные качества. На экзамене конкретные требования, нужно пройти определенный материал и натренироваться на определенных задачах Репетитор должен все разложить по полочкам, все понятно объяснить.

4. Репетитор без высшего образования. Человек, который готовит к поступлению в университет, должен иметь опыт обучения в ВУЗе. Тут нет прямой зависимости, но учеба в ВУЗе как раз формирует умение работать с большим количеством информации, структурирования. Лично мне в этом плане университет очень помог.

5. Не готовит к заданиям второй части, даже 13, 15, 16

Ребята не добирают потенциальные баллы, из-за того что репетитор готовил только к первой части. Каждый год стабильно в феврале-марте ко мне приходят ученики после таких репетиторов и мы с нуля начинаем проходить задания второй части в ускоренном темпе

6. Не проводит пробный ЕГЭ

Пробники помогают отслеживать прогресс, проделывать работу над ошибками, это контрольная точка при подготовке. Мы за год проводим 8-9 пробных экзаменов в формате ЕГЭ с проверкой оформления второй части.

Если у вас остались вопросы по подготовке к ЕГЭ, оставляю полезные ссылки

Мой личный телеграмм

Марсель Нуртдинов

Канал про подготовку к ЕГЭ:

Марсель Нуртдинов | ЕГЭ математика 2025

Мой номер WhatsApp: +79853536170 (Нуртдинов Марсель Азатович)

Я готовлю онлайн к ЕГЭ по профильной математике индивидуально и на годовом курсе

Анкета записи в Летнюю школу ЕГЭ онлайн: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdw2OXiEYgIwzsLZvCcdKTkwb6y-nBPkpcquxSbrr5LC4IWtA/viewform