Алиса и Дина часто встречались на детской площадке, где гуляли их дети. Девушек объединяло то, что у них были дети одного возраста, было всегда о чем поговорить, поделиться методами воспитания или случаями из жизни малышей.
Мальчикам – Паше и Илье по пять лет. Но уже сейчас проявлялась разница в поведении ребят. Паша – открытый, дружелюбный, спокойный, общительный – уже заметны были в нем лидерские качества. Он всегда объединял около себя не только Илью, но и других детей. Придумывал игры и вел всех за собой.
Илья – скорее замкнутый, более спокойный, зависимый, не проявляющий инициативу, к тому же капризный, часто сопротивлялся маме, когда она ему что-то говорила.
Алиса – мама Паши, делилась тем, как у них проходит день. Утром мама будит мальчика в садик, он не капризничает, а спокойно встает. Они вместе убирают постель, потом мальчик идет умываться и чистить зубы. Потом вся семья завтракает. Пашу никто не заставляет есть, если он не хочет что-то, то он просто не ест – в садике проголодается и тогда и кушает.
Паша сам одевается, его никто не собирает. О том, как будет проходить их день, все члены семьи разговаривают заранее: во сколько надо встать, что надо будет делать, кто что будет делать и так далее. Паша в курсе, поэтому и делает все спокойно и без сопротивления.
1 вывод: Обсуждение с ребенком всего того, что считается важным в семье, бывает полезно. Не считать его глупым и дурачком, не думать, что все это не его дело, и что он еще мал и должен делать только то, что ему говорят. Ребенок – тоже член семьи и может принимать участие в ее благополучии. Важно дать ему такую возможность.
В саду у Паши нет особых проблем, иногда бывает, что он с кем-то не поделил игрушку или подрался, но всякое случается, Паша не держит зла на других детей и долго не обижается. Но если кто-то обидит его, в долгу не остается, дает сдачи. У Паши несколько друзей в саду, с кем он периодически гуляет и вне стен садика.
2 вывод: Важно научить ребенка общаться и вести себя в коллективе, объяснить, что бывают разные ситуации, иногда возникают ссоры, научить приемлемым способам их разрешения. Но и нельзя позволять ребенку терпеть обиды и агрессию в свой адрес, иногда полезно дать сдачи, но, конечно, в пределах разумного. Важно показать на примере своей семьи и взаимодействия ее членов с другими людьми, что мир дружелюбен и открыт для тебя, ты – хороший и заслуживаешь того, чтобы иметь друзей.
Когда мама или папа идут с Пашей в магазин за продуктами, они советуются с ним, что, по его мнению, стоит купить, объясняют и рассказывают о пользе того или иного продукта, Паша запоминает и в следующий раз уже знает, что следует положить в корзину. Когда Паша просит что-то ему купить, если это несколько позиций, то ему обычно предлагают выбрать что-то одно, никто не решает за него, что ему лучше, он решает сам.
Общаясь с сыном по вечерам, родители спрашивают его, как прошел день, рассказывают о своем дне. Это ежевечерний ритуал, который очень ждет ребенок. С мальчиком часто обсуждают те или иные вопросы, вязанные с повседневностью, спрашивают его мнения. Паша всегда выражает его, его всегда выслушивают и уважительно относятся.
3 вывод: Спрашивать мнения ребенка, советоваться с ним по бытовым дела крайне важно. Так он чувствует свою принадлежность к своей «стае», свою значимость, повышает самооценку. Уделять внимание каждый день на постоянной основе в виде ритуалов, это сближает и делает общение более доверительным.
Дина ухмыльнулась. Она считала все это баловством. Вот еще, будет она что-то там с ним обсуждать, мал еще. «Сказала вставай, значит вставай и ешь, что дают. Вечно он ноет и хнычет, все ему не так», - сетует Дина. «Я сама-то еле встаю утром, еще накраситься надо, себя в порядок привести, а тут этот еще ноет. Некогда мне с ним возиться по утрам. Выбегаем быстрее утром, закидываю его в садик и побежала».
4 Вывод: Если родитель считает ребенка за идиота, мнение которого вообще не учитывается и не интересно, то и неудивительно, что он будет капризничать и пытаться привлечь к себе внимание хотя бы так.
Дина говорит, что по выходным они если и гуляют, то здесь, на площадке. Да у Ильи и друзей-то нет, какой-то он необщительный, а если что – сразу в драку лезет. В садике тоже на него жалуются, то игрушку у кого утащит, то сломает, то ударит кого-то. «Почему он такой хулиган, не знаю». – недоумевает мама.
5 Вывод: Ребенок транслирует то, что у него внутри. Он понял, что мир к нему враждебен и не принимает его таким, какой он есть, вот и старается выплеснуть свою злость и отчаяние на всех и все, что попадется под руку. А еще он так привлекает к себе внимание, ведь лучше хоть негативное внимание, чем вообще никакое.
Конечно, по всякому может сложиться дальнейшая жизнь мальчиков, но то, что уже заложилось в их разум и сознание, будет влиять на них всю жизнь. Адекватная самооценка и базовое доверие к миру, а также уверенность в том, что его принимают и безусловная поддержка от близких, вполне возможно, что дадут предпосылку для дальнейшего позитивного развития ребенка. Сложности не будут для него преградой на пути, он сможет адекватно их преодолевать.
А вот чувство ненужности, неполноценности, отчуждения от тех, кто рядом, отсутствие их поддержки окажет негативное влияние. Ребенку будет сложно адаптироваться в мире, появятся проблемы со сверстниками и учителями. Да и во взрослом возрасте такая дезадаптация будет давать о себе знать. Потребность в принятии – сильнейшая и ее неудовлетворение в детстве делает человека несчастным. Увы, но, оказавшись в неблагоприятных условиях, ребенок не в силах изменить ситуацию. Зато это могут родители.
Делитесь мнением об истории в комментариях, с чем согласны и с чем, может быть, нет. Будет интересно узнать.