Найти тему

Японские тарелки

зарисовки советской жизни)

  Это было ровно полвека назад в 1973 году. В магазинах время от времени исчезали тогда исамые необходимые товары. Это называлось дефицит. То колготки исчезнут, то пакеты пластиковые. Из продуктов то мясо исчезнет, то лук репчатый. И тогда эти вещи надо было доставать через знакомых, работавших в торговле. Это называлось по блату. В том году вдруг исчезли фарфоровые тарелки. И надолго. У нас блата в посудном магазине не было. Когда последняя тарелка разбилась, пришлось покупать пластмассовые миски и есть из них. Не смертельно, конечно, но неприятно, особенно в праздник, когда гости приходят.

  Я в марте ездила в командировку в Минск. Надо сказать, что в командировке человек не утруждает себя излишней работой, за несколько часов решила на заводе основные вопросы, а потом пошла гулять по городу. Минск красивыйый город, есть, что поссмотреть.

  В центре у ГУМа стояла очередь. Длиннющий хвост выползал с лестницы магазина, извивался по тротуару и заворачивал за угол дома. Ничего странного, обычный советский пейзаж.

- Что дают? - поинтересовалась я.

- Тарелки. Японский фарфор.

  Надо постоять, подумала я. Время есть. Командировка же. И пристроилась в конец очереди. Простояли мы около четырёх часов. Но не зря. Тарелки оказались изумительно красивыми. Расписанные по краям сосновыми веточками с шишечками. Вот они на фото. Я купила шесть глубоких тарелок и шесть мелких.  Ехать домой мне надо было с пересадкой в Москве. Пересадка несложная, всего лишь перейти через Комсомольскую площадь с Белорусского вокзала на Казанский. Из багажа у меня была большая тяжелая из-за тарелок сумка и еще через плечо маленькая сумочка со всякими женскими безделушками: платок, кошелек, расческа, пудреница и др. Второй поезд с Казанского вокзала отходил ровно через полчаса после прибытия первого поезда на Белорусский. Специально так подстроила, чтобы не сидеть долго в Москве. Но из-за тяжести сумки я часто останавливалась и уже стала бояться, что не успею за полчаса дойти до своего поезда. Мимо шла толпа, каждый по свим делам. Я остановила какого-то парня и попросила:

- Молодой человек, помогите мне донести сумку.

- Мне в другую сторону, - резко ответил он.

- Ну хоть немного, пока нам попути.

  Он легко поднял мою сумку и быстро пошёл вперед. Я за ним вприпрыжку, чуть ли не бегом. Тут между нами вклинился какой-то мужчина, потом еще, но я бежала, стараясь не потерять из виду того парня. И вдруг потеряла. Может, я обогнала его? Я оглянулась - его и сзади не было. Ни впереди, ни сзади.

  Я остановилась. И тут мне стало до ужаса страшно. В сумке были не только тарелки, там было всё: билеты на поезд, командировочные документы, паспорт, а главное, форма допуска к секретным документам. Из Первого отдела. Если я вернусь без неё на завод, со мной не знаю что сделают. Если не расстреляют, то с работы точно выгонят. Да ещё с такой характеристикой, что больше никуда не возьмут. Все, кто работал в советское время и имел дело с Первым отделом, знают, что с ним шутки плохи. Всё это промелькнуло за один миг в моей голове. Я прислонилась к фонарному столбу в полном отчаянии. Что же теперь делать!?

- Девушка, вам что, плохо? Вы побледнели так...

  Ну еще бы мне было хорошо в такой ситуации! Передо мной стояла невысокая женщина и участливо глядела на меня. Я начала ей объяснять, что вот молодой человек помог мне сумку нести и исчез вместе с сумкой.

- Что же вы доверяете посторонним? Это же Москва! Теперь забудьте о своей сумке. А там что-то ценное было?

- Да я сама его попросила, тяжелая сумка, а у меня поезд вот-вот отойдёт.

   Она ещё постояла рядом со мной, помолчала сочувственно, потом нерешительно произнесла:

- Может, он в бюро находок сдал?

  Я вспомнила, как он быстро пошел от меня, не оглядываясь, и сразу отмела бюро находок. А женщина уже потянула меня за руку.

- Пойдемте спросим. Надо же что-то делать.

  И я пошла за ней как во сне. Действительно, не стоять же тут у столба посреди толпы, надо же что-то делать.

  Дежурный в бюро находок скучным голосом спросил:

- Какая сумка?

- Черная.

- А что в сумке?

  И тут вдруг как искра какая-то вспыхнула и подала мне надежду. Я сразу очнулась. Здесь моя сумка, здесь, иначе с чего бы он спрашивал, что в ней? И я почти выкрикнула:

- Тарелки! Японские!!!

- А ещё что?

- Ой! Если у вас сумка, давайте мне её скорей, а то поезд же сейчас уйдёт! 

  Парень улыбнулся.

- Ладно, давайте паспорт.

  А паспорт был в сумке. И он имел право без паспорта мне ничего не отдать. Но он поверил. Принёс сумку, достал паспорт.

- Какой-то парень принёс и со страхом объяснял, что он не знает, что в сумке, что-то тяжёлое, какая-то женщина попросила понести, а сама растворилась в толпе.  

  Это я растворилась в толпе! 

  Потом дежурный долго выяснял, где лежат билеты и все прочее. И всё это время я стояла как на иголках, думая только про уходящий поезд. Наконец, он достал билеты, посмотрел на время отхода.

- Ладно, идите, еще три минуты до отхода.

- Но мне не донести сумку до перрона за три минуты!

  А женщина, которая привела меня сюда, всё это время молча стояла в сторонке. И тут опять взялась мне помочь.

- Давайте вдвоём возьмёмся за ручки, успеем, если бегом побежим.

  И мы успели добежать. Едва я вступила в тамбур, поезд тронулся. А она осталась на перроне. О Боже, я даже не спросила, как её зовут. Я просто не успела спросить. А ведь, если бы не она, что бы со мной было!

с шишечками. Вот они на фото. Я купила шесть глубоких тарелок и шесть мелких.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц