Возможный приход в Нижегородскую область нового штамма коронавируса, который быстро распространяется по миру, представляет проблему в плане не столько состояния системы здравоохранения, сколько психологической готовности общества.
Коронавирус вошел в число таких инфекций, как ОРВИ и грипп, которые бывают ежегодно, и не по одному разу. Теперь пару-тройку раз в год будет возникать новый штамм и накрывать всю планету, как это бывает с гриппом. И система здравоохранения настолько же готова к таким волнам, как к волнам ОРВИ и гриппа – не больше, но и не меньше.
Пожалуй, то же можно сказать и об отношении населения. Эпидемии гриппа возникают постоянно, но много ли людей делает прививки от гриппа? С коронавирусом будет то же самое – вакцины есть, если хотите, можете сходить привиться. Насколько эта прививка поможет вам от новых штаммов? Фифти-фифти, опять же, и с гриппом, у которого десятки штаммов, стопроцентной гарантии никто не даст. Разные прививки по-разному действуют на разные штаммы.
Про «побочку» существует две диаметрально противоположных точки зрения. Первая: прививки наносят вред здоровью, больший, чем само заболевание. Вторая: прививки или предотвращают заболевание, или снижают вероятность тяжелого течения болезни. Я не медик, чтобы говорить об этом профессионально, но в моем близком окружении было довольно много примеров, когда люди очень тяжело болели коронавирусом, в том числе с летальным исходом – и это именно непривитые. Привитые, конечно, тоже болели – кто-то легче, кто-то тяжелее, но в целом им досталось заметно меньше.
Кто-то будет прививаться, кто-то предохраняться – ведь меры предосторожности при коронавирусе те же самые, что и при гриппе. Как и внешние признаки заболевания. Многие из тех, кто подхватит новый штамм, будут считать, что это грипп или ОРВИ – и продолжат ходить на работу, не вызывая врача. В крайнем случае, возьмут пару дней за свой счет.
Та волна паники, когда люди действительно массово боялись, прошла, социум привык, коронавирус воспринимается, может быть, пока еще чуть острее, чем банальная ОРВИ, но через пару лет и он окончательно перейдет в категорию неизбежного зла, с которым приходится сталкиваться каждую весну и осень.
Предыдущий штамм коронавируса по показателю летальности был слабее гриппа. Как лечиться, все уже поняли: противовирусные препараты для снятия симптоматики и антибиотики, чтобы предотвратить обострение. Подавляющее большинство будет заниматься самолечением.
На пике пандемии у здравоохранения действительно были проблемы, связанные с большим количеством тяжелых случаев. И эти проблемы были не только прямыми: множество медучреждений были перепрофилированы под ковид или закрыты, и люди страдали от традиционных заболеваний, не получая необходимой помощи.
С приходом нового штамма в наш регион врачи не будут целенаправленно всем назначать ПЦР-тесты. Зачем, если тесты продаются в аптеках? Хочешь – купи и проверься. Поэтому нагрузка на здравоохранение будет идентичной той, что имеется при гриппе и ОРВИ, когда участковые врачи заражаются и уходят на больничный, а очереди в поликлиниках растут. Классы в школах будут точечно закрываться на карантин, если несколько учеников заболели. Если закроется несколько классов – вся школа уйдет на карантин.
В обществе еще есть опасения относительно коронавируса, особенно в семьях, где от ковида кто-то умер, но они постепенно сходят на нет. Людей в масках уже трудно увидеть не только на улицах, но и в медучреждениях.
Заявления ВОЗ и Роспотребнадзора о быстром распространении нового штамма – это попытка предостеречь от слишком легкомысленного отношения к коронавирусу. Все же заболевание относительно новое. Но постепенно с ковидом произойдет то же, что и с гриппом – именно в социально-психологическом плане.
Можно вспомнить, какой ужас охватил планету, когда от «испанки» умирали десятки миллионов человек. Тогда еще антибиотиков не было в массовой продаже. Потом в конце 60-х было повторение в виде гонконгского гриппа, тогда тоже умерло несколько миллионов человек. Далее были тоже очень тяжелые «свиной» грипп и «птичий» грипп.
Какой будет цикличность тяжелых волн у коронавируса, никто не знает.
Но человечество давно живет с кучей неизлечимых болезней. Хотя тот же рак разных разновидностей и на разных стадиях поддается какому-то воздействию, но до сих пор этот диагноз звучит если не как приговор, то близко к этому. При этом ходит ли кто-то по улицам и боится рака? Конечно, нет. Скажем так, некий «здоровый фатализм» все равно берет верх, справится он и с коронавирусом, общество будет относиться к нему без паники.
Андрей Самсонов, социолог