Найти в Дзене
klapan1-2

Россия в Африке. Дебюты. Миссия поручика Виктора Машкова. С прологом, эпилогом и обширным послесловием.

Ещё молодой Машков, начинавший карьеру в гарнизоне Карсской крепости, перешедшей к России от Турции по результатам войны 1877 – 1878 годов. Ее еще в 1855 году брали...

Если миссию Ашинова (https://t.me/c/1504368852/32) можно смело сравнивать с трагифарсом, или считать операцией прикрытия (а куда без конспирологии, без нее - никуда), то первой по-настоящему успешной дипломатической русской миссией в Абиссинии можно считать миссию поручика Виктора Машкова.

Блестящего – без преувеличения – российского дипломата, о котором с благодарностью вспоминают не только применительно к Эфиопии, но и Балканам.

Как сообщает Балканист, (https://balkanist.ru/) Машков был консулом в Скопье (в то время - Ускюб), и, будучи консулом, он активно занимался защитой сербского населения в Македонии и Косово:

«Виктор Федорович в Скопье не живет, а ”горит”. Абиссинские экспедиции, которые он проделал на свой риск и страх, преследуемый многими из европейских наций, не оставили на нем следа; тут же трехлетнее пребывание в Коссове сделало его седым и чрезвычайно нервным»*.

Так вот значительную роль в отправке в Абиссинию экспедиции Машкова сыграл военный министр Петр Ванновский.

Было это примерно так: казак по происхождению, Виктор Федорович Машков – как тогда сказали бы – «павлон» - выпускник Павловского военного училища, служил в 15-м Кубанском пехотном полку. Который располагался в захолустном гарнизоне Карской крепости перешедшей к России от Турции по результатам войны 1877 – 1878 годов.

Как двадцатилетнему подпоручику случилось увлечься Абиссинией, такой загадочной и от Карса такой далекой, сказать сложно. Однако увлекся. Изучал историю, насколько это было доступно, читал карты, искал труды путешественников, побывавших в тех краях, сделал подробный разбор абиссинской кампании итальянской армии в 1885- 1887 гг. и английской интервенции в Эфиопию в 1867-1868 годов.

И в 1887 году подпоручик Машков передал в канцелярию военного ведомства в Петербурге письмо на имя военного министра Петра Семеновича Ванновского, в котором настаивал на установлении российско-абиссинских контактов и снаряжении в Эфиопию экспедиции. Которую и готов был возглавить.

***

Неспешна телега российской бюрократии. Из ведомства Ванновского письмо перекочевало в Министерство иностранных дел, дошло до Гирса…

Как сообщается в монографии А.В.Хренкова**, «В сентябре 1887 г. в записке военному министру генерал-адъютанту Петру Семеновичу Ванновскому министр иностранных дел Николай Карлович Гирс сообщал, что он с большим интересом прочел записку подпоручика Машкова, содержавшую проект его поездки в Абиссинию.

"Я... вполне сочувствую его смелому предприятию, - писал Гирс, - но не знаю, до какой степени оно осуществимо", - и предлагал военному министру позже вернуться к этому вопросу.

В декабре Военное министерство вновь препроводило упомянутую записку Машкова в МИД для более тщательного ее рассмотрения. Отзыв, присланный директором Азиатского департамента Иваном Алексеевичам Зиновьевым, был осторожным. Зиновьев констатировал, что проект "смелого и трудного предприятия основывается исключительно на предположениях... гадательного свойства".

На том дело и встало...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

*Хренков Андрей Вальтерович - кандидат исторических наук, заведующий сектором Института востоковедения РАН.

Подробнее. и вообще, много интересного: https://t.me/ugol_naklona