Пикъ развитія русской культуры пришелся на конецъ XIX-начало XX вѣка, когда въ Лондонѣ, Парижѣ и Берлинѣ было модно читать русскихъ авторовъ, смотрѣть русскій балетъ и слушать русскихъ композиторовъ. Пожалуй, процвѣтаніе ея продолжилось бы, если бы не череда потрясеній въ видѣ войны, революцій и установленія совѣтской власти. Если въ 1920-е годы еще сохраняется какая-то активность въ искусствѣ и литературѣ, то съ преобразованіемъ режима изъ авторитарнаго въ тоталитарный дѣятели культуры фактически уходятъ въ подполье и остаются тамъ почти вѣсь XX вѣкъ. Но ситуація мѣняется въ перестройку...
Перестройка несла перемѣны во всѣхъ сферахъ жизни совѣтскаго общества, и культура не была исключеніемъ. Для этого періода характерно ослабленіе цензуры и ослабленіе давленія на дѣятелей искусства, литературы, музыки и т.п.. Политическая и экономическая ситуація оказываетъ вліяніе на то, что поютъ музыканты, что рисуютъ художники и что пишутъ писатели, здѣсь и обиды за то, что было, и ожиданіе дальнѣйшихъ преобразованій, и надежда на свѣтлое будущее. Публикуются произведенія, авторы которыхъ ранѣе были въ опалѣ, соцреализмъ постепенно уходитъ, люди ищутъ новое, современное, прогрессивное.
Рухнулъ желѣзный занавѣсъ, а это значитъ, что западная культура стала проникать въ границы Совѣтскаго Союза, находя массоваго потребителя. Теперь модно всё иностранное, причемъ почти безъ разбору. Свободой пользуются всѣ и вездѣ, такъ, напримѣръ, сложно представить, чтобы фильмъ "Собачье сердце" В. Бортко былъ пропущенъ на экраны въ болѣе ранній періодъ совѣтской власти. Вмѣстѣ съ этимъ, мода на то, что раньше показывать было нельзя, создала спросъ на произведенія, которыя просто были наполнены разной гадостью, которую раньше ни за что бы не пропустили.
Логично, что съ выходомъ дѣятелей культуры изъ подполья, начали организовываться различные творческіе кружки и объединенія. Это дало толчокъ къ культурному развитію, вѣдь разумѣется, что распространять свое творчество гораздо проще съ опорой на коллективъ.
Примѣчательно, что сократились государственные расходы на поддержку культуры. Финансированіе кино стало практически минимальнымъ, режиссеры были вынуждены справляться со всѣми расходами самостоятельно (что въ будущемъ станетъ одной изъ причиной упадка культуры въ 90-е годы). Въ связи съ этимъ одной изъ цѣлью различныхъ авторовъ стало полученіе прибыли, и выше мы уже говорили о томъ, что привлекало массоваго потребителя — что-нибудь острое, что нельзя было посмотрѣть раньше, отсюда рѣзкое паденіе качества культуры и опустошеніе совѣтскаго человѣка.
Итакъ, съ одной стороны, мы видимъ, что перестройка дала шансъ русской культурѣ на возрожденіе, т.к. цензура ослаблялась. Съ другой стороны, слишкомъ рѣзкое снятіе этой цензуры бросило совѣтскаго гражданина въ бездонный океанъ, при томъ, что плавать этотъ самый совѣтскій гражданинъ никѣмъ не былъ обученъ. За окончательнымъ крахомъ совѣтскаго режима послѣдуетъ культурная анархія 90-х, когда русскій человѣкъ оказался глубоко поврежденъ неумѣлымъ обращеніемъ съ той свободой, которую онъ получилъ. Такимъ образомъ, перестройка, фактически, внесла значимую роль въ формированіи современной русской культуры, и хотя буйство отъ свободы нѣсколько угасло спустя 40 лѣтъ, до сихъ поръ есть нужна въ культурномъ воспитаніи и опредѣленныхъ ограниченіяхъ.