Найти тему
Ёлка Тренд

Почему «Ирония судьбы или С лёгким паром» стала главной новогодней комедией россиян

Оглавление

31 декабря вся страна режет салаты под старый фильм о пьяном хирурге, который по ошибке улетел в Ленинград. Несмотря на то, что уже не одно десятилетие фильм Эльдара Рязанова показывают в новогодние праздники, картина так и не надоела. Давайте попробуем разобраться, в чем причина популярности картины, а еще припомним, что творилась на ее съемках.

В чем причина популярности «Иронии судьбы»

«Ноги» самой культовой новогодней кинокомедии СССР торчали аж из 1969 года. Тогда будущий режиссер ленты Эльдар Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский получили от Москонцерта задание написать сценарий для новогоднего вечера. Авторы положили в основу реальную историю композитора Никиты Богословского. Тот, однажды напоив товарища до зеленых мух, посадил на поезд Москва-Владивосток, дал денег проводнице и попросил проследить, чтобы товарищ не просыхал всю дорогу. И когда друг Богословского вышел из вагона во Владивостоке, то просто был ошарашен происходящим, не веря, что мог оказаться в этой ситуации.

Из сценария получилась пьеса «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» о похождениях пьяницы Жени Алкашина, которую показывали аж в 110 театров. Успех был колоссальным. Может, потому что сами авторы писали ее, будучи всегда навеселе. Затем пьеса превратилась в киносценарий, где Алкашин превратился в Лукашина. Картина была обречена на зрительскую любовь.

Возможно, дело было в искрометно-смешном сценарии, ведь цитаты из картины давно вошли в наш обиход, и мы легко можем продолжить любой диалог. Но есть еще одно объяснение популярности фильма Рязанова. И суть ее, как припечатывала героиня картины другого классика советской комедии Владимира Меньшова, «элементарная привычка!»

-2

Немного экскурса в историю советского телевидения. Зрителей СССР разнообразием телеканалов и программ не радовали. Когда заканчивался вечерний эфир, дикторы озвучивали программу телепередач на следующий день, а затем рабочий класс отправлялся на боковую. Ночных эфиров не было, исключение составляла лишь новогодняя ночь, причем только на первой кнопке, поскольку телевещание в СССР состояло всего из 2 телепрограмм. И до 1984 года у зрителей СССР никакой альтернативы не было, или первая кнопка или ничего, ведь после боя курантов передачи на Второй программе просто прекращались. Только 31 декабря 1988 года Вторая программа смогла предложить зрителям выбор, показав, помимо классики, джазовые и эстрадные номера.

Так что до 1988 года советские зрители были вынуждены смотреть то, что показывала Первая программа. Именно там 1 января 1976 года прошла премьера «Иронии судьбы». Ее посмотрели более 100 млн человек. Это был грандиозный успех, да такой, что фильм повторили 7 января. Однако всесоюзным хитом комедия Рязанова тогда еще не стала. Второй раз Надя, Женя и Ипполит вернулись на экраны 8 лет спустя, 31 декабря 1983 года, причем на Второй программе. Затем вновь была пауза на 6 лет, и возвращение вновь на Вторую программу, в 1989 году. И только после этого смотреть на злоключения врача из Москвы, улетевшего в Ленинград, стали ежегодно, а фильм навсегда завоевал прайм-тайм на телевидении.

-3

Однако, в чем была причина такой популярности? Существует важный технический момент. В советское время существовал жанр праздничных двухсерийных фильмов. В их числе были «Про Красную шапочку», «Собака на сене», «Обыкновенное чудо», «31 июня». Сюда же можно отнести ленты «Тот самый Мюнхгаузен», «О бедном гусаре замолвите слово», «Мэри Поппинс, до свидания», и другие.

Но «Ирония судьбы» была единственной картиной о Новом годе. А на рубеже 80-90-х годов производство праздничных двухсерийных фильмов по непонятной причине застопорилось. Показывать что-то было нужно, и тогда телевизионные директора вышли из положения просто: зачем снимать новое, если можно ставить в эфир старое. Так дыры в телеэфире латали «Иронией судьбы», что постепенно переросло в новогоднюю традицию. Вот и весь секрет.

Многослойность Рязанова

Картины Эльдара Рязанова можно смело назвать многослойными, поскольку под внешне смешными ситуациями и персонажами всегда скрывалось двойное дно, а положительные герои при внимательном рассмотрении оказывались весьма неприятными личностями, в то время, как отъявленные мерзавцы, на самом деле были настоящим образцом добродетели и благородства.

Примеров тому масса. Например, в «Служебном романе» самым порядочным человеком выглядит именно карьерист Самохвалов, который старался пристроить на хорошую должность одноклассника, никчемного Новосельцева, отбивался от приставаний («харасмента» - как бы сказали сейчас) Рыжовой, пытался влиться в коллектив при помощи подарков и банкетов. А вот Новосельцев не постеснялся построить карьеру за счет женщины. Не лучше была и его подруга Рыжова, которая бросилась ломать семейную жизнь бывшего любимого. Или же трагикомедия «Гараж», где ради домика для машины сослуживцы были готовы рвать друг другу глотки, из-за чего найти в фильме по-настоящему положительных персонажей было тяжело.

«Ирония судьбы» не является исключением. Разобравшись, можно сделать печальный вывод: положительным персонажем там был разве что Ипполит, и с натяжкой, брошенная в Москве Галя, однако поначалу складывается впечатление, что ухажер Нади — ревнивый истерик, а девушка Жени — законченная стерва, только потому, что бросилась выяснять отношения с неизвестной разлучницей из Ленинграда.

-4

Какие страсти кипели на съемках фильма «Ирония судьбы или С легким паром»

Определённая часть съемок проходила в Ленинграде, но снега на тот момент уже почти не было. Улицы пришлось засыпать пенопластом, в кадре даже видно, что летящий снег неестественный, поскольку приходилось резать бумагу и пускать по ветру. На крыши укладывали вату. Администраторы забирались на деревья и наносили на ветки толстые слои пены для бритья.

Настоящий служебный роман на тот момент сложился отнюдь не у главных персонажей, а у режиссера. Эльдар Рязанов влюбился в главного редактора «Мосфильма» Нину Скуйбину, которая действовала на него, как бальзам на рану. При ней грубоватый Рязанов менялся, фонтанировал идеями, много смеялся, а она привозила ему супчик и кормила.

Сцену в бане снимали в холодном павильоне «Мосфильма», где герои едва не окоченели. Спас их день рождения Александра Белявского, к которому актеры подготовились загодя и принесли настоящую водку, которую и пили в кадре по-настоящему. Рязанов заметил, что актеры захмелели и прекратил съемку, но в итоге в фильм вошел именно тот самый пьяный эпизод.

-5

Еще один «морозный» эпизод серьезно потрепал здоровье Юрия Яковлева. Это была сцена в ванной, где шла ледяная вода. И фраза Ипполита «О, тепленькая пошла» была актерской импровизацией, которая очень понравилась Рязанову. Яковлев по итогу на два дня выбыл из строя с температурой, больным горлом и насморком, ведь ему пришлось простоять под ледяной водой 25 минут. Импровизацией была и крылатая фраза о гадкой заливной рыбе. Дело в том, что к тому моменту блюдо успело испортиться и провонять.

Польская красавица Барбара Брыльска часто рассказывала, как она намучилась на съемках. Дисциплинированная полячка зубрила реплики, причем не только свои, но и партнерские, ведь русский она знала плохо. Андрей Мягков и Юрий Яковлев же постоянно импровизировали и сбивали партнершу. Ко всему прочему Брыльска отказалась целоваться и с Женей, и с Ипполитом. Актеры не нравились ей как мужчины, даже мечта многих советских женщин Яковлев. Брыльска говорила, что, если бы ей в реальности пришлось выбирать, она бы не выбрала никого.

-6

Топор войны, которая началась между Брыльской и актрисой Валентиной Талызиной начался после того, как Брыльска в дубляже говорила голосом Талызиной, пела голосом Аллы Пугачевой, и получила после премьеры Государственную премию. Брыльска припомнила, что на одном из кинофестивалей нетрезвая Талызина начала требовать справедливости. Брыльска тогда признала: это действительно несправедливо, но ведь премии вручала не она, какие к ней могут быть претензии? Но обида Талызиной копилась очень долго. Актрисы не общались. Несколько лет назад Брыльска набралась смелости, позвонила Талызиной и извинилась. Актрисы помирились, в недавнем ток-шоу, прошедшем на одном из центральных каналов, Талызина подтвердила, что война закончилась.

Самым забавным эпизодом фильма Талызина считает их совместный с Лией Ахеджаковой бэк-вокал на знаменитые «Вагончики». Музыкального слуха не было ни у той, ни у другой. Рязанов бледнел и умолял композитора Микаэля Таривердиева хоть как-то научить актрис петь. Тот отмахивался: «этих не научишь никогда!». После Талызина очень обиделась на партнершу, которая отказалась участвовать в съемках продолжения «Иронии судьбы» и даже назвала Ахеджакову предательницей.

Картина могла получиться другой, если бы кастинг прошли другие актеры. Надей могли стать Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, Лариса Голубкина, Марина Меримсон, Валентина Талызина и Алиса Фрейндлих. Брыльска получила роль случайно: Рязанов вспомнил ее по роли в весьма посредственном фильме и пригласил на пробы. Красивая полячка оказалась убедительнее русских коллег. А Лукашиным мог оказаться Андрей Миронов, но ему так и не удалось убедительно изобразить простофилю. Как вспоминал сам Рязанов, из Миронова получился какой-то террорист-любовник.

На роль Лукашина претендовали Олег Даль, Петр Вельяминов и Станислав Любшин, который в итоге оскорбился, узнав, что придется участвовать в кастинге и отказался от съемок. Роль Ипполита поначалу получил Олег Басилашвили, это даже видно в кадре, где фото Ипполита валяется на снегу. Но Басилашвили, приступив к съемкам, вынужден был отказаться по обстоятельствам. В этот момент скончался коллега Басилашвили Ефим Копелян. Басилашвили пришлось срочно играть его роли в театре.

А вам нравится фильм «Ирония судьбы или С легким паром»? Подпишитесь на наш Дзен, и мы расскажем вам еще больше о новогодних фильмах.