На протяжении всей Светлой Седмицы, придя в храм, можно заметить там хлеб, видом напоминающий крупную просфору. Обычно он лежит на специальном небольшом столе, расположенном напротив распахнутых царских врат.
Этот хлеб называется артосом. Как правило, артос украшается изображениями Креста или картинами Воскресения Спасителя. На греческом языке слово «артос» обозначает «квасной хлеб».
Освящается артос в период Пасхи, а затем бережно выкладывается на особый столик. Нередко артос выносится и перед началом крёстного хода, но в наши дни такой хлеб принято раздавать прихожанам на благословение. Христиане могут весь грядущий год вкушать натощак кусочки артоса, произнося перед этим:
«Христос Воскресе!».
Иными словами, при помощи артоса мы можем в любой момент приобщиться и прочувствовать пасхальную благодать.
Артос: историческая справка
Артос прочно вошёл в употребление во времена Апостолов. В день вознесения Спасителя в Царствие Небесное его последователи утешались воспоминаниями о Христе – они помнили о каждом сказанном Им слове и о каждом действии. Вознося совместные молитвы, они, помня о Тайной вечере, прикасались затем и к Таинству Причастия.
И, собираясь впоследствии на общую трапезу, ученики Спасителя неизменно оставляли одно из мест за столом свободным, пребывая в уверенности, что Христос всегда рядом с ними. На это место обязательно клался и хлеб.
Продолжали соблюдать традицию, привнесённую Апостолами, и первые христианские пастыри – так, в день празднования Воскресения Спасителя, хлеб в храмах стал олицетворением мученика-Христа, ставшего для нас истинным хлебом нашей жизни.
Православные монастыри соблюдают данную традицию в почти неизменном виде: на протяжении всей Светлой Седмицы артос вносится в трапезные комнаты и выставляется на свободный стол.
Артос и в наши дни является символом незримого присутствия Спасителя в жизни каждого верующего человека.
Выпечка артоса: особенности и нюансы
Как правило, выпекаются артосы с началом Поста или же за несколько дней до этого. В этом вопросе первостепенное значение имеет необходимое количество хлеба. Так, к примеру, небольшой приходской храм управляется с выпечкой артосов за неделю до начала Пасхальных праздников.
Совсем другое дело – крупные монастыри. Там счёт идёт на тысячи изделий, и артос начинают выпекать задолго до прихода Пасхи.
При этом выпечка такого хлеба напоминает выпечку простых просфорок – данный процесс достаточно прост, но, при этом, и достаточно трудоёмок. Сам процесс выпечки может занимать больше четырёх часов – и это не говоря уже о подготовке теста. Кроме того, готовому хлебу необходимо дать остыть.
В целом процесс выпечки от начала и до конца занимает без малого сутки. Выпекается хлеб в крупных кастрюлях из алюминия, внутренняя часть которых предварительно покрывается воском.
Готовность артоса принято определять по его оттенку – готовый хлеб должен напоминать цвет людского тела, то есть быть светлым, с лёгким оттенком желтизны.
Готовые изделия хранятся в специально отведённых для этого местах – там они и ждут наступления Пасхальных праздников. Правильно выпеченные артосы, при грамотном хранении, могут сохранять свежесть до нескольких месяцев, не теряя потребительских свойств.
Во время Пасхального Богослужения артосы вносятся в церковь и освящаются. В подобном случае священнослужитель возносит подобающую случаю молитву и окропляет хлеб капельками святой воды.
Зачем нужен артос? Зачем раздается?
Некоторые христиане, глядя на подобные ритуалы, невольно задаются вопросом:
«Зачем Церковь придаёт такое значение внешним атрибутам?».
Действительно, так ли нам необходимы иконы, просфорки и запасы святой воды? Разве не важнее то, что мы храним в собственной душе?
Безусловно, важнее. Первостепенное значение имеет наша связь с Господом, наше стремление к Нему, очищение сердца от злости и желание наполнить его добродетелями.
Однако внешние церковные атрибуты – это, своего рода, «учебные пособия». Они помогают верующим людям понимать учение Спасителя на более глубоком уровне, и в действительности, а не только мысленно, менять собственные жизни, следуя этому учению.
Артос заставляет нас чаще вспоминать о том, какой была жизнь Апостолов в первое время после того, как Христос Воскрес. Они представляли собой дружную, сплочённую общину, объединённую общими устремлениями. И Спаситель, несмотря ни на что, продолжал оставаться рядом с ними.
Хлеб, который они делили между собой, воспринимался ими, как истинный дар Божий.
Благодаря этой мудрой церковной традиции мы и сегодня помним о важности единения и жизни в согласии, а также о том, что Небесный Отец всегда с нами.
Артос, как и Святая вода, считается Православной Святыней. Аналогичны и их свойства – и то, и другое используется для восстановления и укрепления как физических, так и духовных сил. При этом и относиться к артосу надлежит соответствующим образом – с трепетом и благоговением. Небрежное же отношение приведёт к тому, что он, как простой хлеб, заплесневеет.
Для того чтобы артос хранился как можно дольше, его разрезают на небольшие кусочки, а затем сушат их. Однако не стоит пытаться сохранить артос до следующих Пасхальных праздников – в этом нет нужды, да и в таком случае Святыня, вероятнее всего, испортится.
Кроме того, помните и о том, что артосом нельзя заменить Таинство Причастия – подобное мнение было распространено в нашей стране в восемнадцатом веке, однако же церковь опровергла его.
Материал по теме: