Найти тему

Дети и деньги

Мой предыдущий канал заблокировали, с нуля начинать непросто, но мы справимся. Буду рада, если вы поддержите меня подпиской❤️

Кругом всё больше и больше говорят о финансовой грамотности. К сожалению, в нашей стране даже не каждый взрослый может похвастаться умением планировать бюджет и рационально распоряжаться финансами. Вопрос: так когда же начинать этому учиться?

Я уверена, что приучать детей к грамотному распоряжению деньгами стоит как можно раньше. Да, сначала в игровой форме, да, с небольшими суммами, но давать ребёнку возможность выбирать и вообще принимать решение стоит.

Сейчас есть много игр, с помощью которых ребёнку в элементарном виде объясняются многие вещи, есть книги о деньгах для детей и многое другое.

Но даже если вы дадите младшему школьнику 200-300 рублей и скажете, что он может потратить их на то, что сам пожелает, это будет неплохим уроком. Перед ребёнком встанет выбор: купить газировку и шоколадку здесь и сейчас, а может, красивый пенал, а может, отложить в копилку или вовсе купить маме цветок и т.д. И этот процесс принятия решения очень важен.

В моей семье мне с детства предоставляли право выбора. Отец всегда давал какие-то деньги, которые я могла тратить. Да, порой это были небольшие карманные деньги, порой поощрение за учёбу, но я быстро смекнула, что можно копить и покупать какие-то действительно интересные вещи.

Моё детство пришлось на период появления в массовом пользовании мобильных телефонов. Так вот, первый телефон в семье появился как раз у меня, затем уже у папы, мамы и брата, хотя я младшая в семье.Просто мне так захотелось, просто у меня были накоплены деньги. И я помню тот радостный момент покупки и осознание, что это не просто подарок родителей, а мой выбор.

Тут всплывает еще один щепетильный вопрос: а стоит ли давать ребёнку деньги за учёбу? Честно, не знаю. Все мы разные, все дети тоже. В моём случае это не было стимулом, а было приятным дополнением. Впервые я получила от отца 100$, когда окончила начальную школу с отличием. Я совсем не ожидала этого, но вместе тем очень порадовалась (на эти деньги я в скором времени и купила телефон). А дальше у нас с ним уже была договорённость: успешное окончание полугодия оценивалось сначала в 100$, позже в 100€. Будучи ребёнком, я эти деньги откладывала, следила за курсом и в максимально выгодный для себя момент обменивала валюту на рубли у папы. Покупала себе телефоны, фотоаппараты, одежду. И этот опыт в детстве, на мой взгляд, сыграл прекрасную роль в будущем.

Возвращаясь к современной жизни, могу вспомнить историю моего ученика. Он пришёл ко мне от другого репетитора, отказавшись от его услуг. В таких обстоятельствах я обычно задаю вопрос: почему ты прекратил занятия и выбрал учиться у меня? На что мальчик мне ответил: "Потому что стал сам платить за занятия". Оказалось, парень начал помогать отцу в бизнесе, за что ему стали немного платить, но все свои дополнительные занятия он должен был оплачивать частью этих денег. Пока за занятия платили родители, ребёнку не был важен результат, он просто "отсиживал" своё время и всё. Как только за занятия стал платить он сам, он понял, что просто просиживать час за 2000р. он не хочет — он хочет учиться, ему нужен результат, который с предыдущим преподавателем был недостижим. Мальчик сам нашёл меня, сам записался на занятия, и проблем на занятиях с мотивацией у этого ребёнка не возникало.

Таким образом, я уверена, что предоставляя ребёнку возможность распоряжаться деньгами, взрослые приучают его к ответственности за последствия своего выбора.

А как думаете вы? Какой опыт есть у вас?

В следующей статье расскажу о самостоятельности ребёнка: истинной и мнимой.