В кругу моего общения есть немало иногородних знакомых. В том числе из Питера и Москвы. Случалось, рассказывая им с восторгом о посещении столиц, – бывшей и настоящей, - о музеях и прочих тамошних достопримечательностях, порой приходилось слышать обескураживающий ответ, что сами они в своём родном городе бывали в этих местах лишь однажды в детстве, а то и вовсе так и не удосужились заглянуть. Это касалось даже таких всемирно известных музеев как… Третьяковка или… Эрмитаж.
И это не ложь, как бы неправдоподобно это не звучало.
Об этом же мне вдруг напомнила ситуация с самим собой. К моим друзьям как-то приехала родственница из Качканара и в общей беседе с восторгом сообщила о посещении дома-музея Черепановых.
Изворачиваться и юлить, выдумывая причины одна весомей другой, было глупо и я, слегка конфузясь, признался гостье, что мне коренному тагильчанину так и не получилось побывать в родном музее. Правда, - покаявшись, - в качестве оправдания я дал слово прогуляться до музея "на днях". Но прошло ещё несколько лет, чтобы я выполнил своё обещание.
Это случилось месяц назад…
Рассказывать биографию самих Черепановых в теме, посвящённой музею, как бы нет смысла. К тому же земляки заслуженных нижнетагильских инженеров-изобретателей вполне резонно могут возмутиться очередным повторением энциклопедических сведений. Иронично будут настроены даже те, кто знает о Ефиме и Мироне Черепановых лишь только то, что они построили первый в России паровоз.
Отнесём это к такой области городского патриотизма, когда неприлично не знать главного, но одновременно не иметь желания копаться в исторических "мелочах". Никакого преступления в этом нет, - и то, слава богу, что люди обладают хотя бы поверхностными знаниями о родном городе. Я сам был таким и не особенно заморачивался в тонкостях краеведческих изысканий (честно признаюсь, что многое, даже общеизвестное, из истории города приходится открывать только сейчас).
В общем, не буду утруждать читателей перечислением книжных фактов. Кому надо, тот прочтёт…
А кому достаточно для внутреннего комфорта прописных истин, пусть довольствуется содержанием чугунной таблички на памятнике Черепановым на театральной площади. Или ограничивается уж совсем лаконичными подписями на почтовой марке СССР и серебряной современной монете, выпущенных в честь наших именитых земляков.
Повторюсь, вины особой в том нет, хотя и хотелось бы ожидать от земляков большего…
Так что, советую всем (и тем и другим) выбрать самый приятный способ совместить планы выходного дня с устранением всех белых пятен в этой истории. Компетентный экскурсовод проведёт интересную экскурсию по залам родового гнезда Черепановых и расскажет вам всё, о чём вы до этих пор не знали и не находили время прочитать самостоятельно.
Нередко я заглядывал в эти края, имея в виду совсем иной отдых. Или искупаться и позагорать на берегу Выйского пруда. Или заглянуть в кафе-шашлычную, расположенную сразу под забором усадьбы Черепановых.
Сегодня шашлычную "а-ля 90-е" я не обнаружил. Видимо, действительно, вместо физических наслаждений настала пора перейти к духовным.
Кто б сомневался, что разменяв шестой десяток, пришло время собирать камни…
…И заглянуть в дом-музей Черепановых.
Дом крепостных (да-да крепостных!) Черепановых, в котором сегодня разместился Историко-технический музей "Дом Черепановых", даже для нынешних дней покажется роскошной недвижимостью. Не стоит делать из этого никаких скоропалительных политизированных выводов. Глава семейства Ефим Черепанов хоть и был крепостным, но относился к привилегированной производственной прослойке. По должности он числился главным механиком всех заводов в Нижнем Тагиле. Даже оставаясь крепостным, он мог позволить себе безбедное существование.
Когда точно был заложен камень родового поместья Черепановых доподлинно неизвестно. Но, вероятно это произошло после 1833 года, когда Ефим получил вольную от Демидовых "за строительство паровых машин" (в том числе первого паровоза в России). И не позднее 1839-го, когда другой демидовский крепостной(!), автор проекта жилого дома для Черепановых, архитектор А.П. Чеботарёв (по проектам которого в Н.Тагиле выстроены также Главная контора нижнетагильских заводов, Здание лаборатории и технической библиотеки и Заводской госпиталь), ещё не переехал на постоянное место жительства в Санкт-Петербург.
Дом оставался во владении семейства ещё три десятка лет. Но, видимо, со смертью главных содержателей семьи Ефима и Мирона Черепановых, с таким домом управляться стало не по карману, и в 1867 году дом был продан Заводоуправлению Выйского медеплавильного завода под служебные квартиры для заводских управленцев.
Так с 1911 по 1918 года одним из жильцов бывшего дома Черепановых был управляющий Выйского завода Л.И. Челышев (на фото он с семьёй в центре).
После Октябрьской революции здание вместе с самим заводом было национализировано (так что семейство Черепановых, чтобы вы знали, под экспроприацию большевиков не попало). С этого момента в доме больше никогда не проживали частные лица.
С 1940-го года вплоть до 70-х в доме располагался детский приёмник-распределитель УВД.
В 1960 году зданию был присвоен статус памятника архитектуры первой половины XIX века. Здание стало охраняться государством.
В 1984 году дом стал частью владений Нижнетагильского музея-заповедника. Были подготовлены планы по реставрации здания и превращение его в часть музейного комплекса.
Но наступали сложные 1990-е, и начатые работы начали буксовать по банальной причине отсутствия средств. Это было время накопления капитала, и мало кто был озабочен заботами о благих делах. К счастью руководству музея удавалось находить отзывчивых людей. По мере возможности помогала городская администрация. Не осталась безучастна и Свердловская железная дорога, можно сказать наиболее заинтересованная сторона.
Тем не менее, реставрационные работы и организация музейной экспозиции растянулись на 20 долгих лет.
Наконец в августе 2004 года музей открыл свои двери для посетителей. Начало работы музея приурочили к 170-летию создания Ефимом и Мироном Черепановыми первого русского паровоза.
И вот, наконец, я в залах Историко-технического музея "Дом Черепановых".
Понятно, что я специально ограничил этот альбом лишь несколькими экспозициями. Это не так уж плохо, пусть хоть что-то явится для вас сюрпризом.
В продолжение экскурсии нам предложили прогуляться по музейному двору, органично вписавшемуся в музейную концепцию.
На заднем дворе усадьбы вы встретите экспонаты, которые подытожат познавательную экскурсию. В ландшафтной экспозиции найдётся, кроме малых художественных форм, и макет (как без него!) паровоза Черепановых. И даже "действующая" модель велосипеда мастерового Ефима Артамонова в натуральную величину. Конечно, вам не удастся прокатиться на "диковинном самокате" по мощённой дорожке, но сделать снимок на память вам мало того, что разрешат, даже порекомендуют.
На этом я закончу свой короткий репортаж.
На прощанье остаётся только посоветовать, пока вы в полном здравии (дай вам бог здоровья!), обязательно попытаться восполнить этот пробел и побывать там, куда вы, также как и я, "случайно" позабыли заглянуть.