Наконец-то, сеансы невиданной щедрости со стороны России по отношению к Польше закончились. Было время, когда мы считали Варшаву партнером, давали ей дешевые газ, нефть, лес и т.д. Поляки к дешевизне и «подаркам» российским так привыкли, что решили, мол, всегда так будет, даже если мы объявим Россию своим врагом.
Некоторое время действительно так и было: Варшава ударилась в ярую русофобию, объявила себя самой сильной в Европе и открыто начала угрожать Москве, но при этом зарабатывала, например, на российском бензине, пользуясь выгодным территориальным положением.
Схема была такой
Польские «челноки» на неприметных машинках типа Volkswagen Passat заезжали в Калининградскую область Мамоново), заправляли полные баки и мчались в Польшу, чтобы успеть в течение дня сделать ещё 5-6 ходок.
Казалось бы, несколько «Пассатов» погоды не сделают. Ошибаетесь: поляки поставили все на промышленный поток. Сначала ездили частники, а потом за бензиновый промысел взялись крупные транспортные фирмы: нанимали водил, которые на машинах компании возили бензин. В Польше топливо сливалось в цистерны, и быстро назад за очередной партией.
«Муравьиная схема» — так её назвали, поскольку ездила не одна машина, а до трех сотен. Круглосуточно наш бензин перетекал в Польшу, позволяя полякам неплохо зарабатывать. Судите сами: стоимость бензина в Мамоново — 56 р. за литр, а в польском Бранёво он «уходил» по 145 р. Эти несколько сотен бензовозов зарабатывали для своих компаний миллиарды злотых ежемесячно!
Долго Россия закрывала глаза на такой польский «бизнес». Оно и понятно: во-первых, соседи, во-вторых мы импортировали польские товары. Но как только в Ленинградской области паромная переправа была модернизирована и стала перевозить больше транспорта в Калининградскую область, а польский импорт для нас стал некритичен, Россия тут же закрыла «бензиновый вентиль» для Польши.
Из заявления МИД РФ:
Стоит электронная виза — $52, а въехать по ней в Россию можно только один раз.
Теперь представьте: приезжает к нам «Пассат», заполняет под завязку бак (60.л). Только теперь, с учетом затрат на визу, бензин обойдется полякам уже в 90 р. А еще ведь надо заплатить водителям, обслужить авто. То есть доходы компаний сократились в 2 раза. Хочешь заехать второй раз — покупай визу.
Только на этой «муравьиной» схеме Польша потеряла $2 млрд ежегодной прибыли.
Пока Россия только слегка взялась за Польшу: перекрыла спекулятивный канал с бензином и закрыла въезд польским фурам. Но у Москвы ещё много козырей припасено, так что Варшаве следовало бы поумерить свой русофобский пыл и имперские амбиции.