Консьюмеризм, конечно, слово для русского уха не очень благозвучное, язык сломаешь произносить. Но что поделать — большинство современных терминов, используемых для характеристики общественных явлений, имеют свою основу в английском языке. Это объяснимо: как правило, именно англоязычные исследователи активно изучают эти явления и дают им названия.
Итак, консьюмеризм происходит от английского consumer, что означает "потребитель". Изначально так назвали движение, возникшее в США и связанное с защитой прав потребителей. Консьюмеризм предполагает, что потребители должны иметь право влиять на продавцов и производителей, требовать высокого качества обслуживания и продукции, а также честной информации в рекламе.
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
Понятно, что такое движение могло родиться только при рыночной экономике, когда существует большой выбор товаров и услуг. Впервые проблема была законодательно зафиксирована в США в 1962 году. Тогда 15 марта президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Эта дата теперь отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Билль установил права, которые должны соблюдаться в отношении всех, кто что-то приобретает за свои деньги законным путем.
В частности, потребители имеют право на безопасность. Производитель и продавец должны гарантировать ее и предупреждать о возможных рисках. Именно поэтому на каждом товаре мы видим срок годности, дату производства, состав.
Потребитель также имеет право быть услышанным, то есть, если возникли какие-то проблемы, они должны быть быстро решены. Например, обнаружив в купленном товаре дефект, покупатель имеет право отказаться от него или обменять на качественный товар или получить компенсацию. Эти и другие положения стали привычными для нас благодаря движению консьюмеризма. Однако, за прошедшие с середины ХХ века годы смысл этого понятия стал меняться и приобрел негативный смысл.
В этом втором своем смысле консьюмеризм стал означать перепотребление товаров и услуг, потребительство как социальное явление, связанное с зависимостью. Это когда человек покупает и покупает, наслаждаясь самим процессом, приобретая ненужные ему вещи. Продавцам это, конечно, выгодно, и рынок способствует подобному консьюмеризму. Но вообще правильно называть процесс бездумного потребления шопоголизмом, по-научному — ониоманией. 🛒
Читайте еще на моем канале:
Цивилизация риска: что это такое
Как отличить реальную новость от фейковой или манипулятивной