Фигура французского императора Наполеона Бонапарта, ставшего персонажем великого множества кинофильмов и театральных постановок, как ни странно, оказалась редким гостем в музыкальном театре. Помимо всем известной «Войны и мира» Сергея Прокофьева, где Наполеону отведена особая ария, отражающая его раздумья в день Бородинского сражения, в творчестве классиков можно обнаружить разве что такие неожиданные артефакты, как оперетта Имре Кальмана «Императрица Жозефина» и балет Тихона Хренникова «Наполеон Бонапарт». Выступает французский император также второстепенным персонажем оперы итальянского композитора начала XX века Умберто Джордано «Мадам Сан-Жен», посвящённой судьбе Катрин Лефевр, которая благодаря мужу, наполеоновскому маршалу, поднялась из простых белошвеек в герцогини.
Однако первое появление Бонапарта пусть не на оперной сцене, но на страницах оперной партитуры произошло ещё при его жизни. И вызвано оно было событиями, произошедшими ровно 225 лет назад: 21 июля 1798 года генерал Бонапарт разгромил войска мамелюков в битве у пирамид, перед началом которой обратился к своим солдатам со страстной речью, завершившейся знаменитой фразой «эти памятники с высоты сорока веков смотрят на вас». Эта победа открыта французам путь в Каир, куда Бонапарт и вступил 25 июля.
Не менее любопытна и личность композитора, который первым вывел французского императора на оперную сцену. Не будучи профессиональным композитором, он, тем не менее, принадлежит к числу тех, чьё имя знакомо даже далёким от классической музыки людям. Правда, всего одним произведением – полонезом «Прощание с родиной».
Князь Михаил Клеофас Огинский родился в 1765 году в знатной и богатой семье. Его дядя, Михаил Казимир Огинский, занимавший пост великого гетмана литовского (то есть командующего литовской частью армии Речи Посполитой), куда больше интересовался не государственными делами и военными заботами, а музыкой. В своих имениях, где часто бывал юный племянник, он держал два театра и типографию и сам написал несколько опер. Для обучения же музыке самого Михаила Клеофаса был приглашён молодой скрипач Юзеф Козловский, чья судьба вскоре совершит неожиданный поворот. Козловский вступил в русскую армию, в войне с турками выслужил офицерский чин, представлен был к награде за отличие при взятии Измаила, а затем, выйдя в отставку, сделал в России блистательную карьеру как композитор – написал полонез «Гром победы, раздавайся!», считавшийся в то время неофициальным гимном России, и стал «директором музыки» императорских театров. В 1795 году театр, построенный в Останкино, знаменитой подмосковной усадьбе Шереметевых, открылся оперой Козловского «Взятие Измаила», написанной на либретто ещё одного участника штурма, Павла Потёмкина. Партитура её, к несчастью, утрачена (или пока не разыскана). Фигура Козловского, чья позднейшая музыка к театральным спектаклям, несомненно, присутствовала в жизни многих героев 1812 года, заслуживает отдельного рассказа. Здесь же существенно, что Козловский продолжал поддерживать связь со своим бывшим воспитанником.
Судьба самого Огинского в последующие годы проделала не менее сложные кульбиты. Он посетил с дипломатической миссией Голландию и Англию, занимал высокие посты в администрации доживавшей последние годы Речи Посполитой, в 1794 году примкнул к восстанию под руководством Тадеуша Костюшко, после разгрома восстания бежал в Венецию, а затем по заданию польских эмигрантов, сотрудничавших с французскими революционными властями, отправился в Константинополь, где состоял при французском посольстве, пытавшемся настроить Турцию против Австрии и России. Однако эта миссия оказалась неудачной, Османская империя в 1798 году присоединилась к антифранцузской коалиции, а Огинский годом ранее уехал в Париж. Там он и познакомился с молодым генералом Бонапартом и позднее вспоминал, что тот даже слушал как-то в исполнении автора марш, сочинённый Огинским для польских легионов. Вскоре, разочаровавшись, в отличие от многих соотечественников, в перспективах сотрудничества с французскими революционерами, Огинский перебрался в Германию и стал предпринимать попытки вернуться в Россию, в пределах которой после разделов Польши оказались его имения, арестованные за участие в восстании. Получив отказ от Павла I, со вступлением на престол Александра I Огинский был прощён. В 1802 году он приехал в Петербург, был принят императором и удалился на жительство в имение Залесье под Вильной.
Создание в 1807 году Наполеоном Великого герцогства Варшавского вновь оживило надежды Огинского. Он выехал на лечение в Италию, где встретился в Венеции с французским императором, а в 1809 году перебрался в Париж и некоторое время находился при дворе Наполеона. Однако именно эта поездка заставила Огинского, в отличие от многих поляков, сделать противоположный выбор и вернуться в Петербург. В 1810 году он был назначен сенатором и с этого времени стал одним из доверенных лиц российского императора, которому предложил, в противовес наполеоновскому Великому герцогству, воссоздать в составе Российской империи автономное Великое княжество Литовское. Оказавшись летом 1812 года в свите Александра I в Вильне, Огинский, в отличие от многих местных аристократов, сохранил верность присяге и выехал в Петербург, где и находился всю войну, по окончании которой был одним из инициаторов амнистии жителям Литвы, перешедшим в 1812 году на сторону Наполеона. Впрочем, в послевоенный период, убедившись в том, что Александр, несмотря на создание Царства Польского, не собирается предоставлять автономию Литве, Огинский вернулся в своё имение, а в 1823 году перебрался во Флоренцию, где спустя десять лет и скончался, сохранив, несмотря на очередное вспыхнувшее в Польше восстание, верность Российской империи.
В эту биографию политика была неразрывно вплетена музыка – романсы, марши и, в первую очередь, фортепианные полонезы, ставшие основным направлением творчества Огинского. Первые из них он написал ещё в молодости, знаменитое «Прощание с родиной», как считается, перед отъездом в эмиграцию в 1794 году, а последние уже на склоне лет. Музыкальных интересов Огинский, в отличие от многих аристократов-любителей, не скрывал и охотно издавал свои произведения, пользовавшиеся известностью и в Германии, и в России (и оказавшие влияние на Фридерика Шопена). «Прощание с Родиной» попало даже в нотный альбом императрицы Елизаветы Алексеевны, вписанное туда рукой Осипа Козловского.
Однако в конце 19 века в библиотеку Ягеллонского университета в Кракове поступила рукопись написанной на французском языке одноактной оперы «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире», несомненно являвшейся произведением Огинского, хотя он не упоминал её ни в своих обширных мемуарах, ни в «Письмах о музыке». Столь же недвусмысленно содержание оперы указывало и на её датировку – 1798 или 1799 годы, когда Огинский находится в Париже, потрясённом Египетским походом Наполеона, и ещё не планирует переезда в Россию.
Сюжет оперы незамысловат и построен на традиционной для тех лет тематике любовной линии в декорациях восточного гарема, позволяющих наполнить музыку экзотическими ритмами и мотивами (наиболее известным в наши дни образцом подобного сюжета служит «Похищение из сераля» В. А. Моцарта). Зелида, одна из рабынь в гареме египетского паши Абубакира влюбляется в пленного французского офицера Валькура. Открывшийся роман грозит им обоим гибелью, но в этот момент французские войска одерживают победу, спасая главных героев. На сцене появляется сам Наполеон Бонапарт в сопровождении своего адъютанта, поляка Сулковского (погибшего в том походе), и даже исполняет арию, заявляя в ней: «Свобода – единственная цель моих трудов».
Хотя невозможно, конечно, утверждать наверняка, что находившийся в эмиграции Огинский знал про оперу своего учителя, бросается в глаза сходство со «Взятием Измаила» Козловского, где дочь турецкого коменданта Измаила Зельмира влюбляется в полковника Смелона, находящегося в рядах осаждающей крепость русской армии, и лишь взятие Измаила разрешает проблему героев. Но столь же заметны и различия. «Взятие Измаила» – сюжет, где все персонажи вымышлены (даже коменданта Измаила, появляющегося на сцене, звали в действительности иначе), а в центре его находится подобающий эстетике классицизма конфликт в душе Зельмиры между любовью и дочерним долгом. «Бонапарт в Египте» – использование традиционной рамки для того, чтобы вывести на сцену реальных исторических деятелей.В опере XVIII века, безусловно, появлялись исторические персонажи, но только из далёкого прошлого. Современность же могла возникать в ней лишь в условном обличье. Хотя бурные события конца века привели к тому, что актуальные события начали вторгаться в оперу, как во «Взятии Измаила» или некоторых произведениях, ставившихся в дни Великой Французской революции, появления на оперной сцене реальных живых людей всё же избегали (исключение составляла разве что пародийная сатира «Конгресс королей», поставленная в Париже в 1794 году в дни якобинской диктатуры и вскоре со сцены снятая).Впрочем, и опера Огинского, написанная в эмоциональном порыве, на сцену тогда не попала. По одной из версий, она всё-таки была поставлена при дворе Наполеона в Фонтенбло в 1809 году, когда там находился её автор. Но подтверждений этому нет, тем более, что сам Наполеон, осознавая значение театра в пропагандистских целях и посещая его, как подобало представителю высшего света, к музыке был довольно равнодушен и не стеснялся признаваться, что оперы иных современников для него тяжелы. Так что, по всей вероятности, первое исполнение оперы, о существовании которой автор предпочитал даже не вспоминать, состоялось всё-таки только во второй половине XX века.Целиком она, к сожалению, не записана. Приведём два отрывка из неё: военный марш и фантазию на темы из оперы, аранжированную неизвестным автором для диска избранных произведений Огинского, записанного Камерным оркестром Белоруссии.https://www.youtube.com/watch?v=n3Nm4knDfcshttps://www.youtube.com/watch?v=VoHiGzcnn-0
Список изображений:Михаил Клеофас Огинский. Художник Дж. Грасси. 1790-е гг.
Михаил Клеофас Огинский. Художник Ф.-Кс. Фабр. 1805-1806 гг.
Бонапарт прощает мятежников в Каире 21 октября 1798 года. Художник П.-Н. Герен. 1808 г.
Заглавная картинка: Битва у пирамид 21 июля 1798 года. Художник А.-Ж. Гро. 1810 г.
Материал: научного сотрудника Д.О. Шарова.
Метки: Рубрика #МузыкаПрошлого