Обзор аниме "12 королевств"

554 прочитали

⚠️ В этой статье много критики; поэтому, дабы ни у кого не отбить желание лично посмотреть "Двенадцать королевств", сразу уточню:

При всех минусах данного аниме оно всё ещё на голову выше большинства других исекаев❣️

Один из постеров к аниме "Двенадцать королевств" ⚔️
Один из постеров к аниме "Двенадцать королевств" ⚔️

Для своего времени (а это 2002 год) аниме снято очень достойно. Качество рисунка и анимации смогло бы утереть нос многим современным аниме-сериалам... Тем не менее, даже создатели такого аниме пытались сэкономить при производстве:

  • У аниме 1 опенинг и 1 эндинг на все 45 серий! В наше время (когда даже при добавлении в сериал опенингов и эндингов пытаются скреативить) такой подход, как в "Двенадцати королевствах", считался бы дурным тоном. Тем не менее, подобную экономию можно назвать уместной, т. к. она позволяет бросить все силы на создание содержимого, а не его обёртки.
  • Увы, даже вышеупомянутый подход не позволил долго держать заданную планку. Первым тревожным звоночком стали некоторые скомканные моменты, нужные лишь для плавных переходов м/у разным временем действия (например, вечер / утро). Их можно было бы сделать менее выбивающимися; но, похоже, время поджимал⌚.
  • Решающая битва в первой сюжетной арке также оказалась скомканной. Её можно было бы сделать более качественно, ведь на тот момент впереди ещё были 32 серии! Т. е. спешить было некуда - отчасти также потому, что время от времени в сериале встречались серии-компиляции, ЦЕЛИКОМ посвящённые пересказу предыдущих сюжетных арок, более чем на три четверти состоящие из повторяющихся фрагментов! Да, компиляции создавались ради экономии бюджета студии и сил художников; тем не менее, со стороны могло показаться, будто создатели сначала скомкали повествование в одном из важнейших моментов (финальная битва первой сюжетной арки), а потом намеренно растянули хронометраж компиляцией-филлером. Такой подход смотрится некрасиво (тем более - в сравнении с финальной битвой из третьей сюжетной арки, которая сделана куда более полноценно).
  • Вторая сюжетная арка, вообще, не окончена: она обещала ответить на вопрос, куда пропали её ключевые герои, но не сделала этого. Опять же - некрасивый подход: бросать вторую арку на полуслове и приступать к созданию третьей. Скорее всего, дело в нехватке креативности. Иными словами, не было времени на продумывание хорошего сюжета, и его решили отложить, дабы работа не вставала. А потом и вовсе забросили.
  • Откровенно слабая и почти не нужная - последняя, четвёртая арка. В ней есть лишние детали, неиспользованные при построении сюжета; тем не менее, их оставили в сценарии, дабы сохранить хронометраж. А есть и просто необъяснённые вещи - хотя логичнее было бы потратить хронометраж именно на них! Надо думать, сроки поджимали и не позволяли сценаристам пересмотреть приоритеты (всё больше убеждаюсь, что жёсткие дедлайны портят проекты!). Я бы вовсе убрал эту арку, а освободившийся хронометраж использовал для дополнительных серий с подробным описанием решающей битвы из первой арки, а также для адекватного окончания второй арки.
  • Специальный эпизод (спэшл) м/у третьей и четвёртой арками. По нумерации это серия 39.5; она сделана максимально дёшево. Фактически, это озвученное слайд-шоу, по хронометражу даже не дотягивающее до полноценного эпизода. Хотя сюжет серии 39.5 неплох - ради него можно было бы сделать её качественнее. Тем не менее, снова прослеживается экономия бюджета и сил.
  • Ещё к недостаткам можно приписать то, что устройство мира объясняется по второму (за счёт компиляций) и даже третьему разу (за счёт новых арок); да - снова растягивание хронометража в ущерб моментам, которые, наоборот, требовали большего внимания! Например, объяснение мироустройства для героя второй арки можно было оставить за кадром; тем более - впоследствии выяснилось, что ему объяснили даже не всё, что следовало объяснить (хотя то уже другой косяк - сценарный). Интрига всей второй арки появилась из-за банальной недосказанности, что не просто могли бы, а ОБЯЗАНЫ были исправить сами тамошние персонажи; ведь герой, о котором идёт речь, - не кто-нибудь, а КИРИ́Н, т. е. существо, играющее одну из ключевых ролей в мироустройстве "Двенадцати королевств" (ну, просто глупо было умалчивать о самом важном и полагаться на "авось сам разберётся"). На этом моменте я плавно перейду к описанию устройства этой вселенной:

В мире "Двенадцати королевств" существование богов - куда более очевидная вещь, чем в нашем с вами мире. Тем не менее, даже в "Двенадцати королевствах" находятся люди, сомневающиеся в существовании богов или наличии у тех абсолютной власти - вопреки тому, что сам мир переполнен чудесами. Этакая аллюзия на отдельных представителей нашей цивилизации, которые видят природные или технические чудеса слишком часто, чтобы восхищаться ими (для них всё давно перестало быть чудом - существование и нашей планеты, и одноклеточной / многоклеточной жизни, и разумных существ, и даже самих себя). В "Двенадцати королевствах" именно такие люди пытаются оспорить, а то и свергнуть официальную власть, данную другим "от бога" (в отличие от нашего мира, там это не просто красивые слова, а подтверждающаяся определёнными чудесами истина).

Если опустить некоторые детали, всё начинается с рождения кирина, т. е. единорога, способного превращаться в человека; кирин - это своего рода посредник м/у богами и людьми. Всего киринов двенадцать - по одному на каждое королевство. Кирин выбирает правителя из числа людей для своего королевства, в результате чего правитель и приближённые к нему люди живут вечно... Во всяком случае, пока правитель не начинает злоупотреблять властью - тогда кирин заболевает и умирает, а вслед за ним и правитель; затем рождается новый кирин, которому опять же суждено выбрать нового, наиболее подходящего правителя.

Довольно интересная концепция, хоть и спорная. Дело в том, что есть 2 вида законов: естественные и искусственные. Естественные - это законы природы. А искусственные - законы, принятые разумным обществом. В "Двенадцати королевствах" грань м/у двумя этими понятиями сильно потёрта. К примеру, в нашем мире рождение человека - это естественный процесс; а в мире "Двенадцати королевств" - целый ритуал, имеющий мало общего с естественными, предусмотренными природой процессами (да - там люди появляются на свет иным путём!). Другой пример - наличие правителя. В нашем мире это искусственный закон - необходимость, порождённая требованиями разумного общества; хотя с точки зрения природы мы вполне можем обойтись без этого, но в мире "Двенадцати королевств" - нет! Там нужда в правителях - почти что природная необходимость, продиктованная самим устройством вселенной.

Как кирин выбирает правителя? Исходя из личной симпатии. Причём, симпатия может проявиться как к кому-то, с кем кирин провёл некоторое время, так и к тому, с кем не общался лично. В общем, странная система, к тому же перекладывающая на кирина львиную долю ответственности: если правитель окажется не лучшим из людей и начнёт угнетать вверенный ему народ, кирин фактически умирает "за чужие грехи". Судьба человека в таком обществе сильно ограничена - люди не имеют права даже выбрать себе правителя... мирным путём. Восстать против тирана или самодура может любой народ; вот только боги не призна́ют такого захвата власти - знатные особы, оставшиеся без бессмертного короля, не сохранят собственного бессмертия; да и право выбора нового короля всё ещё останется за кирином... который СНОВА может ошибиться! Да - именно ошибиться. Ну, не найти другого объяснения, почему при такой системе королём может оказаться человек, которого портит власть; особенно - когда в соседних королевствах есть более достойные правители, бессменно царствующие несколько сотен лет. Так что утверждение "кирин не может выбрать недостойного" стоит воспринимать, как "кирин не выберет того, в ком не уверен"; вот только "быть уверенным в выборе" ещё не значит "не разочароваться в итоге". ¯\_(``)_/¯

Конечно, бывает и такое, когда даже достойных правителей свергают заговорщики, несогласные со всей этой системой, из-за чего кирину (порой даже новому кирину - если вдруг прежний погиб при перевороте!) приходится искать нового правителя. Вот только поиски, в любом случае, могут затянуться; не говоря уже о том, что в случае рождения нового кирина тому требуются годы, дабы повзрослеть - а всё это время страна будет без правителя страдать от тирании узурпатора или междоусобиц и прочего бардака (это, точно, лучшая система?!).

"Вишенкой на торте" становится то, что все кирины рождаются в одной местности (неподконтрольной ни одному королевству), и новому кирину приходится выбирать правителя для страны, в которой сам кирин даже не был лично! Только когда кирин выберет правителя, он отправится в эту страну и будет по мере сил помогать выбранному правителю. Т. е. кирин llЕ 3|lÆT, какие проблемы у страны, какие нравы у тамошних жителей, и обязан выбирать правителя, не представляя, какими качествами должен владеть тот для успешного правления в конкретном королевстве! Чем это чревато? А представьте ситуацию:

Неопытному кирину понравился очень добрый, но наивный человек; кирин выбрал того правителем. Вот только придворными оказались хитрые и жадные особы, которыми следовало бы править твёрдой рукой. Что тогда? Проблемы! Такие придворные сами же будут манипулировать новым королём, а то и попробуют избавиться от него, если манипуляции провалятся из-за вмешательства верного королю кирина. Причём, возможны сюрпризы - придворные могут организовать переворот, даже если не участвовали в свержении предыдущего короля! Вот такая перспектива (и это лишь ОДИН ИЗ вариантов последствий от неудачного выбора правителя). Конечно, можно было бы заранее посадить или казнить всех "неблагонадёжных" по одним лишь подозрениям; но доброму и наивному правителю это чуждо✌️; а ещё это стало бы тем самым злоупотреблением властью, от которого кирин правителя заболевает и умирает☠️

В общем, концепция власти в "Двенадцати королевствах" спорная - настолько, что даже сами тамошние жители временами хотят оспаривать её! Нет, лучшей системой это не назвать; она просто "другая". Тамошние сверхъестественные существа попросту заставили тамошнее человечество плясать под чужую дудку, соблазняя ништяками и пугая напастями. Хотя с точки зрения естественных, природных законов вся эта катавасия с киринами не нужна от слова совсем. Люди сами со всем справились бы тем же самым методом проб и ошибок, которым пользуются кирины!

И всё-таки есть одно но: авторитет сверхъестественных существ не даёт людям двигаться в "сомнительном" направлении: поддаваться религиозным предрассудкам либо бездумно уничтожать природу и бесконтрольно развивать технический прогресс, отравляя окружающую среду (да и самих себя) всевозможной химией, техногенными выбросами и отходами. Так что сами думайте - тамошняя система плохая или всё-таки хорошая.

Ко всему прочему в "Двенадцати королевствах" есть мораль - и даже не одна; а в исекаях такое встречается очень редко!

  1. Прежде всего, на примере главной героини аниме высказывает крайне важную для японского общества мысль - жить нужно для себя! Не надо подстраиваться под чужие хотелки. Даже если сама твоя семья требует придерживаться избранного ЕЙ ДЛЯ ТЕБЯ образа жизни, это вовсе не гарантирует счастья. Думать надо своей головой - и слушать собственное сердце!
  2. Дабы зрители, вдохновлённые предыдущей "заповедью", вдруг не решили, что им позволено абсолютно всё, в аниме также присутствует второстепенная героиня, которая в нашем мире чувствовала себя не на своём месте, но потом попала в мир "Двенадцати королевств". Поначалу она была уверена, что попала именно в тот мир, для которого и была рождена; но тамошний мир тоже оказался неприветлив к ней. В итоге, она вернулась в наш мир и попыталась вписаться в неприятное, но всё-таки родное общество. В общем, мораль: даже если тебе кажется, что окружающий мир - неправильный, и даже если всё так (!), это вовсе не значит, что с самим тобой всё в порядке, и твоё восприятие мира по-настоящему правильное. Порой для обретения счастья необходимо скорректировать мировоззрение - тогда и непонятные вещи станут понятными, и причины проблем отыщутся, и решения появятся! Такой вот намёк - простой, но правдивый.
  3. Даже если ты живёшь в своё удовольствие, это вовсе не значит, что тебе не нужно интересоваться окружающим миром. Ведь однажды окружающий мир заинтересуется тобой, и, если ты окажешься неготов к его вниманию, никакие оправдания в стиле "я не знал" не спасут тебя (именно это случилось с другой второстепенной героиней).
  4. НАДО давать отпор - как словесный (затрагивая тему морали), так и физический, когда необходимо. Бессмысленно надеяться, что некто, получающий удовольствие от унижения других людей, подобреет сам по себе. Жизнь в постоянном терпении может длиться очень долго - но это не жизнь, а существование (даже успеха добиваются именно те, кто борется, а не те, кто прячется!).
  5. Политика - грязное дело, где приходится марать руки. Даже если ты идёшь в политику, чтобы изменить мир к лучшему, тебе обязательно будут мешать; нельзя надеяться, что всё будет легко.

Согласитесь, важные посылы! Но есть одно но: не каждый зритель смог уловить их. Ибо в противовес тем, кто развил в себе критическое мышление и поэтому не поддаётся деструктивным уловкам, есть и те, кому слишком сложно думать - и легче существовать по простейшим (но далеко не всегда полезным) установкам. Тем не менее, радует, что, вопреки обилию деструктивной пропаганды, которая продвигается в аниме с 90-х годов, наконец-то, нашёлся исекай с ценной моралью. За счёт этого "Двенадцати королевствам" можно простить большинство огрехов.