«Крым живописностью своих мест немного уступит Италии – писал в конце 1860-х годов маститый живописец Владимир Орловский, – хотелось бы, чтобы наши русские пейзажисты занялись Крымом более и серьезнее». В нашем собрании находятся работы знаменитых русских живописцев и малоизвестных широким зрительским кругам художников, посвященных этому краю.
Айвазовский Иван Константинович
В Крыму родился, вырос, долгие годы жил и скончался прославленный маринист Иван Айвазовский. Он навсегда поселился в родной Феодосии в 1845 году, стал исключительно щедрым благотворителем, настоящим «отцом города» и посвятил ему многие свои картины. В его миниатюрной работе «Уголок Феодосии» романтической красотой лунной ночи наслаждается «лирический герой» – сидящий на набережной мужчина, чей облик отдаленно напоминает Пушкина. Поэт, с которым Айвазовскому привелось познакомиться в Петербурге в 1836 году во время учебы в Академии художеств, не случайно стал впоследствии героем ряда его работ: Крым, где пребывание Пушкина было непродолжительным, но очень счастливым, был источником вдохновения его известных произведений.
Латри Михаил Пелопидович
Внук Айвазовского Михаил Латри жил и работал в Крыму до эмиграции. Он активно занимался не только живописью, но и керамикой, которой сильно увлекся, а также был директором Феодосийской картинной галереи. «Латри любил Крым, - упоминал в дневнике знаменитый художник Николай Рерих, – элегия и величавость запечатлена в его картинах, в голубом тоне и в спокое очертаний». Этим настроением проникнута картина «Дождь» с ее нежными светлыми красками и плавными линиями гнущихся под ветром деревьев. Высветленная цветовая гамма, создающая ощущение воздушной дымки, выразительность композиции и декоративность привлекают внимание к этой картине.
Лагорио Лев Феликсович
Певцом крымского пейзажа называли современники Льва Лагорио, уроженца Феодосии и ученика Ивана Айвазовского. Одним из излюбленных мотивов Лагорио было изображение ялтинского залива, он часто писал его в 1880-е годы. Вновь к этой теме он обратился в 1903 году в картине «Ялта. Пароход пристает», где передал не только разнообразные оттенки цвета моря, плавные очертания гор вдали, но и оживленность курортного города: различные суда с пассажирами на борту и лодки в заливе, пестрые фигурки людей, спешащих на пароход. Картину отличает характерная для этого мастера тщательная манера письма, мягкость колорита с градациями голубого цвета.
Богаевский Константин Федорович
С Феодосией неразрывно связана судьба Константина Богаевского, «певца Киммерии». Природа и история восточной части Крыма, героическое прошлое родной земли вдохновляли художника. Старинные крепости, пещерные города, холмы и скалы нередко были элементами его героико-романтических картин-фантазий. Одна из таких работ «Солнце», где слиты воедино реальность и воображение, была создана в 1906 году. Солнце у живописца такое же, как в стихах его близкого друга Максимилиана Волошина: «Святое око дня, тоскующий гигант». И еще оно гневное - расплавленная звезда льет испепеляющие лучи на темный каменный город, из которого словно исчезло все живое.
«Живописцу призрачного Крыма, /Заклинателю лорреновских теней: / Сном твоим душа моя палима/ И тоскует горечью твоей» - так писал о Богаевском Волошин, и сам воспевавший Крым в поэзии и в небольших светлых акварелях. «Горный пейзаж» Богаевского - масштабное полотно, поражающее грандиозностью творения природы - гигантскими суровыми скалами и клубами облаков над ними. Чем-то незначительным в сравнении с величественным пейзажем воспринимаются строения внизу. Во многих работах Богаевского мир не соизмеряется с человеком, не способным повлиять на мощь Земли. Проходят одна за другой эпохи, цивилизации, а мир остается незыблем.
Оболенская Юлия Леонидовна
Впервые в Крыму петербургская художница Юлия Оболенская появилась весной 1913 года. Лето она провела в Коктебеле, подружилась с Максимилианом Волошиным, восхищавшимся ее стихами, с устроителем художественных выставок художником Константином Кандауровым, ставшим ее преданным другом, и с Константином Богаевским, чей художественный опыт и общение оценила очень высоко. Встретилась там она и с Мариной Цветаевой, писавшей впоследствии: «Коктебель, для всех, кто в нем жил, - вторая родина». Одним из педагогов Оболенской был Кузьма Петров-Водкин. Его влияние на ее живопись прослеживается в стилистике пейзажа «Коктебель. Крым» с его линеарностью, плоскостностью, подчеркнутой декоративностью цветового строя.
Коровин Константин Алексеевич
Крымом был очарован Константин Коровин. Приехав весной 1904 года в Ялту, он навестил А.П. Чехова и поделился с ним своей мечтой – «купить маленький кусочек земли и построить себе здесь в мастерскую». Позднее он построил себе мастерскую в Гурзуфе. В небольшой картине «Бахчисарай» с ее плотной многослойной живописью и светотеневыми контрастами изображена часть сада с необычным фонтаном в виде колонны и скрывающей строения массой густой темной зелени. По воспоминаниям актрисы Надежды Комаровской, с которой художник был вместе в Бахчисарае, «сторож, приставленный к охране дворца, разрешил Коровину написать сад. Покоренный коровинской щедростью, сторож не препятствовал его пребыванию и в ханских покоях».
Клодт Николай Александрович
Крым посетил в 1910 году живописец-пейзажист, анималист и художник театра Николай Клодт, принадлежавший к большой известной семье Клодтов фон Юргенсбург, внесшей ценный вклад в развитие русского искусства. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества наставником юноши, оказавшим немалое влияние на его творчество, был Василий Поленов. Клодт стал мастером импрессионистического пейзажа, отличающегося простотой сюжетов и выразительностью колористического решения. Такова его картина «Ялта. На берегу моря» с изображением элегантных дам на набережной и порта.
Кончаловский Петр Петрович
Собираясь впервые в жизни в Крым в 1916 году, Петр Кончаловский надеялся, что близкое общение с природой покажет ему дальнейший путь в искусстве. В пейзаже «Крым. Судак» еще есть черты былого увлечения художника живописью Сезанна, проявившиеся в некоторой геометризации форм, в построении пространства, вместе с тем в нем ощутима индивидуальная манера автора, его энергичная ритмическая кладка мазка, звучность и свежесть колористической гаммы. Анализируя свою работу там, Кончаловский понял, что когда «художник идет от самой природы, его восприятия свежи, интересны всякие его искания, но как только он подходит к природе свысока - конец искусству». Он пришел к выводу, что Крым дал ему «чувствительный, страшно полезный урок».
Машков Илья Иванович
В Гурзуфе в 1925 году была создана картина Ильи Машкова «Натюрморт с крабами». В период расцвета творческой карьеры он любил бывать в Крыму, увлеченно писал природу и напитавшиеся щедрым солнцем южные плоды, обладавшие, как он считал, «неисчерпаемыми декоративными возможностями». Присущие Машкову выразительность и удивительная насыщенность цвета, подчиненные реальной характеристике предметов – их форме, плотности, особенностям фактуры, наблюдается и в «Натюрморте с крабами». О подобных натюрмортах Машкова Анатолий Луначарский писал: «они не только правдивы до своеобразной иллюзии, но необыкновенно красивы, заманчивы и ярки».
«Благословенная Таврида» оказала самое благотворное влияние на отечественных живописцев и вызвала к жизни немало ценных произведений искусства.