Найти тему
Ольга и русский язык

Избавьтесь от них! Фразы, которых нет в лексиконе грамотных людей

Оглавление

1. "До скольки работаете?"

Да, сейчас вы видите просторечие. Не верите? Можете спросить грамоту.ру и убедиться.

"Сколько" - это местоимение, которое изменяется по падежам.

И.П. - сколько

Р.П. - скольких

Д.П. - скольким

Т.П. - сколькими

П.П. - скольких

В.П. (одуш) скольких, сколько (неодуш)

Если мы хотим поинтересоваться, до которого часа работает человек, мы должны использовать форму родительного падежа.

Таким образом, верно будет: "До скОльких работаете?" Именно с таким ударением.

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Да, норма русского языка может меняться, но в этом случае пока без изменений: "до сколькИ" - речевая ошибка, а "до скОльких" - литературная норма.

2. "С днём рождением"

Несмотря на то, что я преподаю русский язык, я довольно-таки мягко отношусь к речевым ошибкам в повседневном общении. Если мы с собеседником не на уроке русского языке и он не готовится к ЕГЭ, я ни за что не буду его поправлять и указывать на ошибки, однако восприятие фразы "Поздравляю с днём рождениЕМ" мне даётся нелегко.

Филфак тут ни при чём. Можно просто включить логику:

День (чего?) рождения (второе слово стоит в родительном падеже).

Если будем склонять это словосочетание, у нас получится: на день рождения, с днём рождения, о дне рождения. Как видите, изменяется только первое слово в словосочетании.

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

В поэтических текстах и в разговорной речи допустимо: "день рожденья". Другие варианты неприемлемы.

Запомните: "Где отмечаешь день рождение?" или "Поздравляю тебя с днём рождением" - грубое грамматическое нарушение.

3. "Отличительные особенности", "потенциальные возможности", "другая альтернатива"

Это плеонастичные сочетания. Давайте напомню вам, что такое плеоназм.

Плеоназм - речевое излишество, которое выражается в скоплении близких или идентичных по значению слов.

"Отличительные особенности" - слова дублируют смысл друг друга. Особенность и так есть нечто отличительное.

Однако, несмотря на очевидную лексическую избыточность, все три словосочетания прочно вошли в разговорную и письменную речь.

В ЕГЭ есть задание на поиск плеоназма. В нём нужно найти лишнее слово в предложении. Школьники, видя такие словосочетания, как "отличительные особенности" и "потенциальные возможности", часто не распознают в них речевой ошибки, в отличие от сочетаний "своя автобиография", "очень оптимальный", "главная суть" и т.д.

Какие ещё примеры плеоназмов вы знаете? Напишите в комментариях.

4. "С коллегами по работе"

И снова перед нами плеоназм.

Коллеги - это люди, с которыми человек работает. Также этим словом можно обозначать людей одной профессии.

Не бывает коллег по хобби, по прогулкам, по танцам и т.д.

Правильно будет, конечно, откинуть "по работе" и говорить: "мои коллеги", "с коллегами", "у коллег".

5. "Закончить университет"

Обратившись к "Словарю трудностей русского языка", увидим, что слова "окончить" и "закончить" могут быть синонимами, когда мы используем их в значении "завершить". Можно сказать "закончить работу" и "окончить работу".

Но, когда мы говорим о завершении обучения, уместен будет только глагол "окончить".

Таким образом, верно: "окончить учебное заведение/школу/курсы" - только так!

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

А какие ещё примеры грамматических или речевых нарушений вы можете привести? Делитесь в комментариях!